Пелевин и Не-бинарное мышление

Да, именно так «диалектическую логику» будет воспринимать мышление недиалектическое. Именно с таких «позиций» одно недиалектическое — обычное, формально-логическое — мышление будет выступать против «диалектической логики», а другое недиалектическое мышление будет выступать за «диалектическую логику», пытаясь поставить ее на службу своим целям (своим примитивным, обычным целям).

В этом отрывке я вижу иронию, сатиру, сарказм:

Двоемыслие — «это Оруэлл 1984». Но человечество ушло вперёд. Во всём. И следующий шаг двоемыслия — «двоемыслие++», т.е. «двоемыслие с огоньком», или «органическое двоемыслие», которое носитель впитывает с молоком матери и даже не замечает и не знает, что это двое-мыслие — «…ему даже в голову не приходит» (!) пишет Пелевин, «что в происходящем есть противоречие». Эта следующая, после обычного «двоемыслия», стадия деформации сознания гордо называется, как пишет Пелевин — «не-бинарное мышление».

Хочу отметить еще один момент:

Ты говоришь о "взаимоисключающих понятиях" ("...небинарное мышление не предполагает противоречия в совмещении взаимоисключающих понятий").

Пелевин говорит о "взаимоисключающих взглядах" ("...ты одновременно придерживаешься двух противоположных взглядов").

"Понятия" и "взгляды" — это одинаковое или разное?
Уберем сейчас (для простоты) различие между обычным "понятием" (привычным, формально-логическим) и гегелевским "понятием" (диалектическим) - http://proza.ru/2022/06/07/729

Зафиксируем, что "понятие" - это не зафиксированный жестко выбранными границами (моделью, определением) подвижный универсум "объектов", имеющих отношение к рассматриваемой теме (которую мы пытаемся "сгустить" и превратить в "объект рассмотрения" с помощью определений, моделей). Т.е. это начало процесса фиксации реальности, здесь не только возможны, но и предполагаются различные варианты продолжения событий, выбора адекватной модели реальности, отсеивание неадекватных моделей (т.е. выбор из "противоположностей").
 
"Позиция" - это уже выбранная, уже созданная модель явления, в которую включены все обстоятельства и даже (!) — наше отношение к этой модели, т.е. что мы собираемся делать, как действовать (во имя чего, на чьей стороне). Т.е. это предельно четкая фиксация реальности, конец процесса.

В начале процесса фиксации реальности нам "запрещено" делить эту реальность на противоположности и делать выбор одной из них. Это называется "пред-рассудок".

В конце процесса фиксации нам "запрещено" сидеть на двух стульях сразу, бежать одновременно в 2 стороны, быть одновременно за красных и за белых, придерживаться 2-х взаимоисключающих "взглядов".

В этом отличие "золотой середины" от "ни рыбы ни мясы".


Александр Клейн
14.07.22 - 30.01.23


О kgbt-плюс Пелевина
http://proza.ru/2022/11/29/1688

Пелевин и Не-бинарное мышление
http://proza.ru/2023/01/30/1438

Гегелевское понятие "понятия". Колбаса Эйнштейна-Гегеля
http://proza.ru/2022/06/07/729


Рецензии