Музыка времени. Этюд

Этюд – нет уверенности, что подходит. Посказка Сети: «Этюд – от французского etude, "наблюдение". В этюде исследуется цвет, форма, фактура, намечается композиция и детали будущего произведения. Когда художник пишет полотно в мастерской, он использует этюды. В музыке этюды появился во времена расцвета классической музыки – короткие произведения, объединенные в большие циклы, использовались в оттачивании технического мастерства».

В одной из рецензий (реплик) на «Музыка времени, коллар Дашкевича» сформулирована пара вопросов, побудивших продолжить тему, намечая композицию и детали произведения, которого не будет:
1) нашёл ли дорожку к правому полушарию создатель "Алисы", той электроники, что слышит  речь и поддерживает видимость диалога?
2) что значит разделять чувства?

                Дорожка к правому полушарию

На днях краем уха прослушал лекцию биолога о процессах мышления у животных. Чистая наука, иначе говоря, опыты, опыты, опыты, сдержанность в оценках, никаких шаманских пританцовываний и глаз, светящихся восхищением. Почему-то о дельфинах не было речи. Судя по всему, учёная дама говорила о том, что сама знает, не пускаясь в рассуждения о том, что составляет содержание хорошо оформленных книжных изданий. В центре внимания были птицы (попугаи и вороны) и обезьяны. Осказывается, и те, и другие используют приспособления, "орудия труда". Например, измеряют палочками глубину ручья, через который предстоит перебраться, а также загибают что-то гнущееся крючком, чтобы достать орех. Поведение животных бывает весьма нетривиальным, просматриваются зачатки мышления. Это, будем считать, про левое полушарие, там логика прячется, всевозможные правила. А что же правое?

"Алиса" реагирует на звук. Звук – волновой процесс. Где волны, там и спектры. Смена тона отражается в характере спектра. Технология работы с волновыми процессами развивалась с момента появления радиосвязи. Излучение ли от звёзд и галактик, радиосигналы ли, речь… наверняка, по речи могут распознавать человека, вряд ли это сложнее, чем распознать с помощью камер нужное лицо в толпе. При чём здесь правое полушарие? – При том, что оно реагирует на свет и звук, его дело спектры. Жесты, кстати говоря, тоже имеют спектральную составляющую, как и балетные па.

Дорожка к правому полушарию давно найдена. Это вам любой практикующий гипнотизёр скажет. Суггестия… кажется, так именуется, надо проверить: «Суггестия, или внушение – процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого логического анализа, ни оценки. Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждения к определенным действиям».

Не надо левого – логики и анализа – достаточно правого – неосознаваемой реакции на тональность, на ритмы и образы, слух и зрение работают, не ленятся. На этом не только гипноз построен, но и практика массовой информации, легко создающая нужные (желаемые) настроения. В части процессов потребления, например, левое вообще трудно обнаружить – никакой логики, аппетиты и вкусы главенствуют. Иметь! – остальное потом… на сытый желудок… если не задремлешь.

Пока ещё живём в эпоху, когда наверх всплывает… сами знаете, что. Со временем научатся распознавать тех, в ком любознательность и приязнь к миру на порядок сильнее развиты, чем животное желание иметь. Тогда к государственному управлению будут допускаться только те, в ком человеческое берёт над животным верх. Вряд ли жить в эту пору прекрасную доведётся. Пока надо пережить войну, корни которой тянутся, в том числе, в начало девяностых, когда плюшевый медвежонок Ельцин в компании с Гайдаром нового покроя и прочими игрунами в политику и на деньги, закладывали мины во времени. Иной раз кажется, что никак иначе быть не могло, что корни глубже. Раз кажется, надо перекреститься и заняться своими делами.

Наше дело правое, но без левого всё идёт по кругу и ничего нового.

                Разделение чувств

Группы и коллективы оставим за бортом, ограничемся парами. Что касается чувств, разделить можно то, что есть в обоих: общие интересы, общее настроение, совпадающие предпочтения. Можно разделить с другим и то, чего у другого нет, вводя его на территории, куда ему в одиночку путь заказан, собирая со "второй половиной" паззл (или лего) образа жизни. Или вам чего-то не хватает, вы находите это у другого (в другом), и он охотно делится. Тут главное – принять, расширяя кругозор или саму способность принятия.

– А если этот второй (вторая) не имеет того, что нужно первому (первой), или не хочет переводить в разряд общего?

– Бывает. Тогда разделяется несуществующее. Что за этим следует – тема романов, повестей и трагедий.

В "правых" процессах (чувства, переживания) вполне естественным образом появляется "левое" (логика, слово). Например, пишешь письмо, в котором выражены чувства; догадываясь, что на разделение их рассчитывать не приходится, привлекаешь трогательную в своей беззащитности логику, ищешь понимания, составляешь карту того, чего для адресата не существует…

Карты на стол! Довольно в слова играть!… занавес закрывается.

Этюд должен быть коротким.

Одно понятно, в отношения двоих никакой коллар хода не имеет. Тут самим приходится искать пути разрешения ситуации. Не всегда удаётся, но музыку, походящую к случаю, всегда можно найти.


Рецензии
Добрый вечер, Владимир. Я полностью согласна с вами, что человечество эмпирически давно нашло дорожку к правому полушарию, но математической модели, алгоритма его работы нет до сих пор. потому что человек не знает что такое процесс творческого озарения, что такое интуиция, предчувствие..... Цветаева утверждала - первые две строчки от Бога... Именно по этой причине ИИ не может быть создан, как утверждают некоторые современные философы. А Алиса пришла в голову потому что вы написали, что за интонацию речи ответственно правое полушарие А она как раз отреагировала на интонацию. Значит ,её программу писал человек, который уже сейчас что-то знает о работе этого самого полушария.Но я тут всё же "чайник", хотя в прошлом и физик.
А что касается слова - разделить - то меня заинтересовало это с точки зрения этимологии . Как-то раньше не обращала внимания. Но любопытство своё не удовлетворила. Как факт - да, два разных значения одного слова в славянских языках
совпадают. Но в романо-германской группе -нет, и в этимологических словарях
нет ссылок ни на греческий, ни на латынь. Что касается чувств - мне кажется, что можно разделять и чувства, но тогда нужно продолжение... Я разделяю вашу любовь к поэзии Бродского, или вашу любовь к апельсинам или вашу нелюбовь к Дмитрию Быкову, напр.. Хотя, думаю, что нельзя сказать просто - я разделяю вашу любовь???
Тоже закругляюсь, реплика должна быть тоже короткой.

Галина Каган   03.02.2023 00:53     Заявить о нарушении
Песенка короткая как жизнь сама...
Это к вопросу о приходящем в голову. Музыка сопровождает нас всю жизнь, всю жизнь налаживает отношения правого и левого. Даже таким легкомысленным образом.
Где-то в дороге услышанная...
Интересно, чьи это слова... этой песенки? Булат Шалвович? Конечно же, он. Любовь или нелюбовь к Окуджаве разделяю? Зачем об этом? Часть жизни. Не мной отделено, разделено, частью обозначено.

Песенка короткая, как жизнь сама,
где-то случайно услышанная,
у нее пронзительные слова,
а мелодия почти что возвышенная.

Она возникает с рассветом вдруг,
медлить и врать не обученная.
Она как надежда из первых рук,
в дар от природы полученная.

От двери к дверям, из окна в окно
вслед за тобой она тянется.
Все пройдет, чему суждено,
только она останется.

Песенка короткая, как жизнь сама,
где-то в дороге услышанная,
у нее пронзительные слова,
а мелодия почти что возвышенная.

Слышу... полушария неразделимы - планета жизни. ))

Владимир Каев   03.02.2023 07:30   Заявить о нарушении
Да, конечно, Окуджава.
Спасибо.

Галина Каган   03.02.2023 16:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.