Неизвестный Гроссман

Опубликовано 7 сентября 2022 года. Региональная вкладка в газету "Комсомольская правда" - Новости региона.  Вологодская область.
Фото: Вологодская областная библиотека. Главной любовью Виктора Гроссмана было творчество Пушкина. При жизни часть его пушкинианы увидела свет.

Неизвестный Гроссман

В Вологде увидит свет издание первого собрания избранных сочинений Виктора Азриэлевича Гроссмана. Издание призвано раскрыть многогранный талант писателя и исследователя. Оно станет возможным гранту Фонда культурных инициатив.

Сегодня Виктор Гроссман мало известен широкому кругу читателей, но причина – одна: его труды давно не переиздавались, а некоторые из них вообще никогда не были опубликованы.  Проведенный опрос в ВКонтакте выявил, что 19% опрошенных о нем не слышали, путают с однофамильцами, только 20% его читали, 61% слышали и хотели прочесть, узнать о нем.

И, конечно, вклад Гроссмана в русскую литературу еще предстоит оценить. В.А. Гроссман – знаток истории русского языка, литературовед, исследователь и популяризатор творчества Александра Пушкина, автор статей о творчестве М. Лермонтова, К. Батюшкова, Ф. Достоевского, Л. Толстого, поэзии символистов, ораторском мастерстве.

Как отмечают специалисты, ««Уникальность таланта писателя в особой стилистике его произведений, демонстрирующей, что научная мысль несостоятельна без любви к автору и его тексту, в его умении открыть неизвестное в известном».

По рекомендации Короленко

Виктор Азриэлевич Гроссман  родился 27 сентября 1887 года в Одессе, в семье присяжного поверенного. Окончил с золотой медалью Одесскую гимназию, получил прекрасное юридическое образование в Лейпцигском университете и Сорбонне. Литературой стал заниматься еще в 1905 году, по высокой рекомендации В. Г. Короленко. До 1926 года занимался адвокатской практикой и активной политической деятельностью в Москве.

Любопытно, что в его личном деле стояла пометка: «Пригоден для занятия высших должностей в государстве». Но любовь к литературе одержала верх.
Особенно он увлекался исследованием творчества Пушкина. В 1920-х-1930-х годах работал завлитом во МХАТе. Его пьеса «Дубровский», написанная по пушкинской повести, шла во многих театрах страны.

Под катком репрессий

После выхода в свет книги «Дело Сухово-Кобылина», в которой ему удалось доказать невиновность драматурга, и двухтомника В.Вересаева «Спутники Пушкина» (Гроссман был редактором и автором вступительной статьи) его научная и писательская карьера была прервана. В 1938 году он был репрессирован. После освобождения в 1946 он попал в Вологду. А в 1948 году его репрессировали вновь, но в 1955 году он вернулся в Вологду.

 Таким образом в общей сложности Гроссман провёл в лагерях больше полутора десятка лет, но  не сломался,  прожил длинную жизнь, преподавал, продолжил заниматься литературным и литературоведческим трудом.
Он был реабилитирован, восстановлен в Союзе писателей, содействовал учреждению Вологодской писательской организации, был наставником молодых авторов.
Творческая личность писателя наиболее ярко проявилась в пушкинистике и мемуарах. Его известные романы о Пушкине «Арион» и «После восстания», изданные в 1960-е годы, получили всеобщее признание.

В Вологде сохранилась часть архива писателя. Несколько этюдов, посвященных творчеству Пушкина увидели свет благодаря Исааку Подольному – вологодскому профессору, известному краеведу и исследователю.
 
Сейчас по крупинкам восстанавливается опубликованное - воспоминания писателя о годах отрочества и юности в Одессе, обучении в Лейпциге и Париже, участии в революционном движении.  В издание войдут и неизвестные и малодоступные ранее работы, которые найдены в архивах, этюды о Пушкине, а также пьесы, письма, биографические материалы и комментарии к ним.

О важности того, что вот-вот все это увидит свет в едином издании,  авторы проекта говорят  так:  « В трудах Гроссмана  явственно проступают важнейшие вехи и события истории XX века, анализируется литература и искусство тех лет, раскрываются лучшие черты русской интеллигенции...»

Кстати,  2022 год - юбилейный,  исполняется 135 лет со дня рождения, а в 2023 г. - 45 лет со дня смерти Виктора  Гроссмана. Он скончался  12 ноября 1978 в Вологде.

Благодаря гранту творчество Гроссмана выйдет из тени забвения и будет восстановлена историческая справедливость, уверены грантополучатели. Издание  предназначено не только литературоведам и  филологам, но и писателям, преподавателям, культурологам, театроведам, историкам, работникам музеев, студентам филологического и культурологического профиля, библиотекарям, библиографам, журналистам.

Любовь Солодухина, сотрудник Вологодской областной библиотеки, одна из авторов проекта, говорит:  «Спасибо всем, кто поддерживал и помогал, в том числе в опросе, а также студентам в расшифровке писем! Кстати, волонтёры, работы ещё много, будем рады помощи! Впереди самое главное - со всем справиться и все успеть!»
 
НАША СПРАВКА: Виктор  Гроссман  - писатель, драматург, пушкинист, адвокат. Это человека удивительной судьбы. Друг Корнея Чуковского и Бориса Житкова, тесно и дружески общавшийся с Немировичем-Данченко, Вахтанговым, Таировым, автор пьес, которые шли на лучших сценах страны, член Союза писателей, профессор ГИТИСа, преподаватель многих других вузов, волею судеб оказавшийся в Вологде.


Рецензии
Когда читал, уж сейчас не помню где именно, как заспорили друг с другом два Гроссмана, Леонид и Виктор, об истинном убийце в деле Сухово-Кобылина, обратил внимание на то, что возможной причиной применных к Виктору Гроссману репрессий, стала история, связанная с получением им в 1935 году письма из Франции от дочери Сухово-Кобылина и Надежды Нарышкиной с сообщением об архиве отца. Ведь тогда Гроссману пришлось написать ответное письмо под диктовку Бонч-Бруевича.

Николай Таурин   02.11.2023 23:06     Заявить о нарушении
Да, интересный факт! Не слышала о таком. Попрошу прокомментировать авторов-составителей нового издания, буквально завтра!

Ольга Смирнова-Кузнецова   03.11.2023 01:10   Заявить о нарушении
Елена Витальевна прокомментировала так: "О конфликте с Бонч-Бруевичем по поводу архива Сухово-Кобылина мы опубликовали материал (это письма в 1-м томе) и сведения в биографическом материале предисловия и в моем комментарии (во 2-м). Однако при изучении материалов следственных дел вопросов по этой ситуации не было. В 1938-м спрашивали о связях с левоэсеровской партией, о неучастии в октябрьских событиях, а в 1948-м интересовал круг лиц, с которыми Гроссман встречался в Москве, в Вологде, а также его позиции как пушкиниста, как исследователя русского исторического романа. То есть связь по переписке с дочерью драматурга не ставилась ему в вину, а кроме того, говорить об этом и в 1938 и в 1948 обозначало бы напоминать об обмане советского чиновника, то есть Бонч-Бруевича, о его непорядочности в той ситуации... В плане обвинения Гроссмана это ничего бы не дало..."

Ольга Смирнова-Кузнецова   03.11.2023 12:26   Заявить о нарушении
Добрый день, Ольга!
" связь по переписке с дочерью драматурга не ставилась ему в вину, а кроме того, говорить об этом и в 1938 и в 1948 обозначало бы напоминать об обмане советского чиновника, то есть Бонч-Бруевича, о его непорядочности в той ситуации"

Вот в том-то и дело! Бонч-Бруевич имел достаточно заслуг у революции и обвинять его в чем-то не решалось даже НКВД. Ягода, правда в то время уже не доверял ему, потому и прикрепил к Бончу, своего человека, следившего за всеми делами.
Поэтому-то и решили прицепить членство Гроссмана в левоэсеровском движении, хотя это было в далеком прошлом и Гроссман никогда попыток возобновить контакты не предпринимал. На допросах он, естественно рассказал всё, что знал, в том числе и о Бонче. Вскоре после этого Гроссману было предложено сотрудничать с НКВД, на что он согласился. Его задачей было ездить в поездах и выявлять по подслушанным разговорам лиц, критикующих советскую власть. Он должен был входить в доверие к таким людям и стараться выведать у них больше информации. А второй раз его арестовали уже когда проверяли все контакты по делу Ягоды, выбрав для ареста достаточно смешную версию о неверной трактовке пушкинских произведений.
Тогда очень много людей, казалось бы не вызывающих никаких подозрений, подвергались арестам и дополнительным проверкам.

Николай Таурин   03.11.2023 14:29   Заявить о нарушении
Комментирует Любовь Николаевна Солодухина: О поездках в поездах писал Подольный, но это было не добровольное "сотрудничество", а вынужденная деятельность уже по время заключения в Каргопольлаге, во время войны. Мотивация органов была следующая: знающий несколько иностранных языков якобы мог выявить иностранных шпионов, которые действительно были. За это обещали скинуть часть срока.
Конечно, никого он не "выявил", а вот в этих электричках ему не раз доставалось от шпаны.
Кстати, первый срок он отмотал полностью.
Ну а по поводу причины заключения повод по тем временам был основательным- членство в партии эсеров, хоть и в далёком прошлом, для адвоката был "серьезным" основанием- было заведено серьезное дело в Коллегии защитников, членом которой был В.А.Гроссман. Лично изучала материалы дела НКВД в архиве и детали знаю хорошо... При этом никого не оговорил и единственный из всех фигурантов категорически отрицал наличие контрреволюционной организации и свое участие. Может быть, потому, что ни одного доказательства и конкретного факта не было приведено, и из-за категоричного отказа признать вину, остался жив, в отличие от многих других, получив "всего" 8 лет лагерей.
Второй срок в 1948 был в ряду "повторников", то есть сажали тех, кто уже был в заключении. Правда, присоединили и литературную тему, но скорее пушкинскую, чем сухово-кобылинскую. Об этом есть в избранных сочинениях документы допросов".

Ольга Смирнова-Кузнецова   04.11.2023 02:00   Заявить о нарушении
Понятно, что не добровольное.

Николай Таурин   04.11.2023 11:05   Заявить о нарушении
Буду изучать двухтомник - а там много документов опубликовано, постараюсь обратить внимание на эти аспекты.

Ольга Смирнова-Кузнецова   04.11.2023 16:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.