Они летают и плавают

(Отредактированное).
Как тепло становится на душе, когда вспоминаешь детство!

 Утро уже в разгаре. Роса на травах обильная, даже слегка пригнула их. Оранжевое солнце ещё не оторвалось от земли и шлёт свои тёплые лучи на дома, на деревья, на весь мир. Мама, идя доить корову, заглядывает в палисадник и будит меня. Я здесь сплю всё лето на пахучем сене, в котором много голубой полыни. Всю жизнь поэтому люблю её удивительный запах! Надо мною склонилась  буйно цветущая черёмуха. Из-за неё показывает свои скромные цветочки жёлтая акация. Просто райское место!

Проводив корову в стадо, я завтракаю, чем Бог послал. Взрослые уходят на работу в колхоз.

 Уже тепло, но еще не жарко. Я оставлен присматривать за домом и за огородами. У меня есть обязанности. Буду и картошку полоть, и огурцы с капустой поливать. И огород охранять от домашней и дикой птицы: он находится на берегу озера Глубокое. А под вечер встречу на краю деревни корову, когда стадо вернётся с пастбища. И угощу её сочными травами, которые специально приготовлю.

С чего начать свой новый летний день? Заглянул в огород, убедился, что в него никто не забрался. Его хорошо видно с пригорка. Другие огороды тоже как на ладони. И видны рыбацкие вентеря в верховье нашего озера, которые кузнец Михаил Потолов просушивает на берегу. Если все время держать их в воде, они сгниют. Капроновой дели для неводов и вентерей тогда ещё не было. Все рыболовные снасти вязали вручную из конопляных или фабричных ниток.

Просушивает вентеря кузнец всегда одинаково. Ту часть, в которую рыба заходит и там остаётся, не найдя обратного пути, он поднимает высоко на шесте. А вход в ловушку остается внизу. Стоит птице подойти к вентерю и вспорхнуть, как она уже поймана. Летает она внутри вентеря, бьется о сетку, а найти узкий выход и вернуться не догадывается!

А птиц на берегах и на самом озере - бесчисленное множество! Их полно в камышах и в береговых кустарниках. Они постоянно летают, поблескивая белым оперением, бегают по берегу или плавают вдоль камышей. Почти непрерывно слышны их звонкие голоса. Птицам привольно, и они резвятся, как бы переговариваясь.

Особенно громко и отчётливо общаются пигалицы - крикливые кулики. Одни отчётливо произносят: «Пилим! Пилим!» А другие отвечают:  «Что ты врёшь! Что ты врёшь!» Над мелководьем летают озёрные чайки, высматривая зазевавшуюся рыбу. По берегу, у самой кромки, деловито расхаживают бекасы. Как на ходулях медленно бродит и втыкает длинный нос в воду цапля. Живописно выглядит на бережку чибис – это кулик с хохолком. Кажется, что один клюв у него смотрит вниз, а другой – вверх.
 
В камышах гнездятся утки. Они разные. Когда они выплывают на чистое место, легко узнать крупную крякву. А есть уточки помельче: белокрылые крачки, чирки, лысухи, гагары.  В камышах их никто не трогает, они спокойно гнездятся и выводят птенцов. Но не сидят на месте, так и снуют туда-сюда. И ныряют! Долго не появляются над водой. А вынырнут совсем не там, где нырнули. 

А ещё в зарослях находит убежище загадочная птица – выпь. Эта кричит вечером и ночью. Мы её называли водяным быком или бучелом: голос её напоминает мычание, только не «му», а «бу». Букнет так на всё озеро и помолчит, дожидаясь чего-то. Звук настолько мощный, что слышно за километры.

И все эти водоплавающие и бегающие по берегу птицы не прочь забраться в огород и склевать нежные растения. От воды грядки отделяет невысокий, но частый плетень. От сырости он кое-где сгнил. Надо постоянно проверять эти места и чем-нибудь загораживать.

На озере также много домашних уток и гусей.  И наш выводок из пятнадцати цыплят и высидевших их утки там же. Целый день пропадают они где-то. А к вечеру приплывают к калитке в плетне. Мама приходит к ним и подкармливает. Всё лето выводок плавает на озере. Иногда охотники застрелят одну-другую уточку. А поздней осенью утка приводит уже взрослых птенцов домой, и они, полудикие, спокойно заходят за ней в загородку.

Я однажды проходил по бережку и увидел птичку в вентере. Она билась, трепыхалась, ища возможность выбраться. Но на то она и ловушка, что из неё не убежишь. Просунув руку в узкий вход в вентерь, я поймал синичку. Как колотилось сердечко у бедной крохи! Я немножко ее поразглядывал, а потом отпустил. Радостно было видеть ее в полете! Вот, наука ей: не забирайся в вентерь, даже если в него залетают мухи!

А глупые птицы оказывались в вентерях почти каждый день. Вот поэтому свой день я начинал с осмотра рыболовных снастей, которые сушились на берегу. У меня вошло в обязанность вызволять залетевших туда птах. Я спасал из плена и воробьев, и дроздов, и куличков, и стрижей, и еще каких-то неизвестных мне злюк, которые больно клевались.

Как они радовались, оказавшись на свободе! Птицы должны летать! И у меня на душе от этого всегда было радостно! 

Приходил новый летний день. И начинались новые чудеса. Они вот, у самого огорода! А я – на берегу прекрасного озера. Это моя родина – деревня Красный Яр на реке Алей. 


Рецензии
Здравствуйте, Василий!
Красивая картина родной природы.
Захотелось ее тоже увидеть, услышать эти звуки природы.
Спасибо!
Красивой светлой осени Вам!
С теплом,
Мила

Мила Суркова   26.09.2023 08:32     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Мила! Рад Вам!
В погожий весенний день над водоёмами такая идиллия! Птицы летают, перекликаются, и даже человеческая речь в тех звуках мерещится. Кому-то повезло жить в таком месте. Я там родился и вырос, но судьба увела меня в дальние края. Теперь меня окружает только лес. Он тёмен, густ, и я его боюсь. Ориентация нарушена.
Спасибо за визит и отзыв!
Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   26.09.2023 09:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.