Онегин. Структура главы 3. Увлекательные вопросы

Это картина французского художника Jan Verkade, которую я обнаружила случайно. Примерно так я представляю себе Татьяну, только без этого головного убора.

Первые две главы служили экспозицией, в них говорилось о предыдущей жизни героя, введены другие действующие лица. В третьей главе действие начинается. Онегин посещает Лариных, чтобы узнать, о ком вздыхает Ленский. Визит дал повод для сплетен об интересе Онегина к Татьяне. Татьяне понравилась эта идея,  она влюбляется в Онегина и пишет ему письмо, где дает ему понять свои планы на него.

План главы 3.

Строфы 1 - 2: диалог Онегина о Ленского. Онегин просит, чтобы Ленский познакомил его с Ольгой. Передается раскованная дружеская болтовня. 

Строфа 3 (половина строфы) о том, как Онегина и Ленского угощали у Лариных.

Строфы 4 - 5 Разговор Онегина и Ленского после визита к Лариным по дороге домой.
Онегин хвалит старушку Ларину, выражает сомнение по поводу брусничной воды. На подсказку Ленского отвечает, что Ольга ему не понравилась, пытается объяснить. Спрашивает "Которая Татьяна?". Ленский обижен.

Строфа 6: пошли сплетни о том, что Онегин собирается свататься к Татьяне.

Строфы 7 - 10: Сплетни вызывают интерес у Татьяны. Подробный рассказ о том, как возникла любовь Татьяны к Онегину.

Строфы 11 - 14: отступление о том, как писали романы раньше, как пишут романы сейчас, и какой роман напишет Рассказчик когда-нибудь.

Строфы 15 - 16: Рассказчик передает чувства Татьяны, сохраняя ее экзальтированный стиль, выражая утрированные мелодраматические переживания, предвкушения гибели. Можно сказать, что эта строфа  внушена Рассказчику Татьяной как его музой: некритически передаются ее фантазии, не имеющие ничего общего с реальностью. 

Строфы 17 - 21: разговор Татьяны с няней. Няня - единственный человек, с кем Татьяна может поддержать некоторый разговор.

Строфы 22 -31: пушкинское предисловие к письму Татьяны. Он пишет о том, какие женщины ему не нравятся. Хвалит Татьяну. Сравнивает ее с кокеткой - Татьяна не хуже кокетки. Рассказчик по-прежнему некритически передает Татьянин взгляд на мир. Можно сказать, что эти строфы также внушены рассказчику его музой- Татьяной. 

Письмо Татьяны к Онегину

План письма

Татьяна просит, чтобы Онегин над ней сжалился.
Упрекает его за то, что он посетил Лариных, иначе она была бы счастлива с другим.
Утверждает, что она должна принадлежать Онегину, такова воля Бога.
Говорит, что она видела Онегина в своих видениях до встречи, поэтому она так взволновалась, когда он вошел.  Называет его «Милое виденье».
Вручает ему свою судьбу, умоляет защиты.
Жалуется на то, что ее никто не понимает и она должна гибнуть.

Письмо, как и все фантазии Татьяны, внутренне противоречиво (или она должна принадлежать Онегину, или она может быть счастлива с другим), противоречит реальности (никаких видений не было, она не обратила внимания на Онегина, когда сама вошла в комнату). Оно чрезвычайно лестно для Татьяны и содержит упрек Онегину, как и все фантазии Татьяны. 

Строфа 32: эротически — умиленное описание Рассказчиком сорочки, спустившейся с ее прелестного плеча.

Строфы 33 — 35: Татьяна разговаривает с няней, просит ее передать письмо Онегину с помощью ее внука.

Строфы 36 — 37: Татьяна с томлением ждет ответа. Это также внушенные строфы, где Рассказчик описывает фантазии Татьяны.

Песня девушек, собирающих ягоды.

Строфы 40-41 мелодраматически описывают переживания Татьяны по поводу приезда Онегина.
Конец строфы — обещание рассказчика продолжить повествование после того, как он погуляет и отдохнет.

Тут интересно, что «роковая» встреча двух главных героев,  Татьяны и Онегина, не описана. Мы узнаем о том, что во время визита Онегина к Лариным присутствовала Татьяна,  только из разговора Онегина и Ленского после визита. «Которая Татьяна?», спросил Онегин. Ленский отвечает: «Да та, которая грустна. ...Вошла и села у окна». Можно понять, что когда Ольга и ее мать угощали гостей, в комнату вошла грустная Татьяна и, не обращая ни на кого внимания, села у окна.  Родные не посчитали нужным представить ее, вовлечь ее  в беседу.

Глава распадается на две сферы: сначала идет сфера Онегина и Ленского. Показан дружеский разговор между ними до визита. Онегин раскован, ироничен, шутлив. Потом дается диалог друзей после визита к Лариным. Чтобы что-то сказать, Онегин хвалит Ларину-старушку, делает снижающее замечание о «брусничной воде». Ленский по-дружески чувствителен, замечает скуку Онегина.  Оказывается, Онегину не понравилась Ольга, потому что в ее чертах «нет жизни». Он говорит, что если бы он был поэтом, он выбрал бы Татьяну. Что это значит? Была ли это насмешка над Ленским, учитывая  болезненную странность поведения Татьяны, да и ее  семьи по отношению к ней? Эти замечания об Ольге и Татьяне, видимо, оскорбили Ленского. Кажется, после этого их дружба уже не была той же, что раньше.


Со строфы о сплетнях мы входим в мир Татьяны.
Мы узнаем, что любовь Татьяны к Онегину не была любовью с первого взгляда, а была спровоцирована сплетней, придумана ею по аналогии с прочитанными романами.
Рассказчик предваряет письмо Татьяны несдержанными похвалами и Татьяне (по сравнению с другими женщинами, которые ему не нравятся) и письму. Весь этот текст  можно назвать внушенным, потому что Рассказчик здесь некритически передает фантазии и взгляды своей героини, Татьяны, ее мечты о ее литературном таланте.  Письмо, по существу, -  ее художественное произведение,  а не непосредственное излияние души.


Домашнее задание


1. Каким Татьяна видит Онегина в фантазии? Верит ли Татьяна своим фантазиям, как вы думаете?  Что ее побудило написать ему письмо?
Обоснуйте свою точку зрения текстом.
2. Можно ли рассматривать письмо Татьяны как предложение Онегину жениться на ней,  или как требование жениться на ней?
3. Письмо Татьяны противоречит тому, что мы знаем о зарождении ее чувства. Подтвердите это текстом. Почему Татьяна пишет неправду?
4. Татьяна упоминает Бога в письме. Зачем?
5. Как можно показать, что иногда Рассказчик некритически  передает фантазии Татьяны, он не объективен? Как распознать эти моменты, когда он утрачивает объективность?
6. Рассказчик говорит,  что Татьяна одарена «Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Можно ли подтвердить текстом, что Татьяна, действительно, обладала этими качествами? Или это, скорее, фантазия самой Татьяны?
7. Татьяна пишет письмо незнакомому мужчине. Было ли это проявлением наивности, или имитацией наивности?


Рецензии