Онегин. Глава 3. Увлекательные вопросы

Это картина французского художника Jan Verkade, которую я обнаружила случайно. Примерно так я представляю себе Татьяну, только без этого головного убора.

Первые две главы служили экспозицией, в них говорилось о предыдущей жизни героя, введены другие действующие лица. В третьей главе действие начинается. Онегин посещает Лариных, чтобы узнать, о ком вздыхает Ленский. Визит произвел неизгладимое впечатление на Татьяну, она влюбляется в Онегина и пишет ему письмо, где дает ему понять свои планы на него.

Интересно, что сделал Пушкин из этого небольшого сюжета.

Первые две строфы посвящены диалогу между Ленским и Онегиным, где Онегин вдруг выражает желание повидать Лариных. Есть только половина третьей строфы, где начало визита описано. В четвертой строфе идет снова разговор между Ленским и Онегиным после визита, в санях. Онегин выражает свое мнение о визите: «Ларина проста, но очень милая старушка. Боюсь, брусничная вода мне не наделала б вреда». Эта реплика о «брусничной воде» — предшественница  реплики про «осетрину с душком» в «Даме с собачкой» Чехова:  кардинальное и (несколько оскорбительное) снижение  пафоса драматического момента.

Из следующей строфы ясно, что Онегин не был представлен Татьяне, и она молчала в его присутствии. Онегин сравнивает Ольгу с Мадонной известного автора и луной на небе: в ее чертах «нет жизни». Это мнение близко к мнению рассказчика об Ольге во второй главе. Рассказчик, главным образом, указывал на то, что она выглядела банально, как многие  героини романов.

Видимо, Онегин заметил некоторую жизнь в чертах Татьяны. Говорит, что он выбрал бы ее, если был поэтом. Ленский не был удовлетворен этим разговором, «И после во весь путь молчал». Это - первое  серьезное разногласие двух друзей, о котором нам известно. Грубоватая откровенность Онегина с Ленским здесь тоже кажется неожиданной.

В следующих строфах подробно рассказывается о том, как Татьяне после этой короткой встречи пришло в голову, что она влюблена в Онегина и должна уведомить его об этом.

 Мы видим этиологию любви. Все началось со «сплетни» (строфа 6), что  визит Онегина означает его предстоящее  сватовство к Татьяне. У Татьяны эта идея «в сердце заронилась» (строфа 7) как зерно. Без этой сплетни визит мог пройти незамеченным Татьяной. Из этого-то «зерна» выросло то, что впоследствии стало называться любовью. Её «душа ждала кого-нибудь», «и дождалась» (строфа 8). После того она оказалась одержима образом Онегина. Но при чем тут Онегин? Практически, не при чем (строфа 9):

Малек-Абдель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,

Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

При этом и сама она видела себя уже героиней романов (строфа 10), «вздыхает, и себе присвоя, Чужой восторг, чужую грусть, в забвенье шепчет наизусть Письмо для милого героя...». Почему письмо? Потому, что роман Ричардсона «Грандисон» - это эпистолярный роман. То есть, идея письма — тоже из ее любимого романа.

Но наш герой, кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон.

Любовь Татьяны к Онегину — это выдуманная Татьяной любовь вымышленной ею героини к вымышленному ею герою,  который имел очень мало общего с Онегиным. Что же останется, если отбросить все выдуманное? Безадресная, абстрактная влюбленность, случайно ассоциирующаяся с  Онегиным? Но сама Татьяна об этом не знала. Видимо, рефлексия ей не была свойственна.  Она была уверена, что она любит Онегина, и что она права.

В строфе 11 Рассказчик дает нам сюжет  типичного романа эпохи Просвещения, какими увлекалась Татьяна. В строфе 12 он уже говорит о современных романтических романах, где «порок любезен». В тринадцатой и четырнадцатой строфах Рассказчик говорит о романе, который он сам когда-нибудь сочинит.

В строфах 15, 16 Рассказчик выражает сочувствие Татьяне. То есть, он чувствует то, что чувствует  Татьяна и думает, видимо, то что она думала («Погибнешь, милая, но прежде, Ты в ослепительной надежде Блаженство темное зовешь...»)

В строфах 17-20 Рассказчик описывает несколько комичный диалог Татьяны и няни, где они явно не понимают друг друга. А строфа 21 описывает процесс написания письма.

Затем идет авторское отступление, где описываются некоторые типы женщин, которые Рассказчику не нравятся. Он уверен, что Татьяна не хуже этих женщин.

С точки зрения Рассказчика (который сам является вымышленным персонажем не совпадает с реальным Пушкиным), Татьяна одарена «Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Легко заметить противоречие: нам не показано ни "ума", ни "пламенного сердца". Девушка написала письмо незнакомому человеку, которого мельком видела и не понимает, под влиянием сплетни.   Героиня обладает «пламенным» «мятежным» воображением, это точно. Но способна ли она сочувствовать кому-нибудь, кроме себя и вымышленных героев? Скорее всего, Рассказчик здесь проговаривается о своем пристрастном отношении к героине. Рассказчик оказывается вовлечен в повествование, он не объективен, когда дело касается Татьяны. Это  мы должны учитывать.

Затем идет авторское отступление, которое касается языка и женщин. Женщины русского языка не знают, и не надо, говорит Рассказчик. Хорошо.

В строфе 31 Рассказчик расхваливает стиль, выразительность и оригинальность письма Татьяны. Странно читать об этом, когда он см уже нам сказал, что само чувство было вычитано. Скорее всего, нам и здесь не стоит  верить восторгу Рассказчика. 

Дальше идет собственно письмо Татьяны Онегину.

Письмо очень эмоционально, но не очень последовательно. Она тут как бы спорит с собой. Например, она сначала упрекает Онегина, что он их посетил, и тем самым обрек Татьяну на любовь к нему, хотя у нее могло бы быть вполне хорошее замужество с кем-нибудь другим.

Но потом она заявляет Онегину, что она принадлежит ему, такова воля Бога. Интересно, что в обоих случаях получается, что Онегин должен на ней жениться, как честный человек.

Дальше речь идет о мистических свойствах героя письма. Он являлся Татьяне здесь и там, и сейчас является.

Как хорошо воспитанная на романах девушка, она спрашивает: «Кто ты, мой ангел ли хранитель или коварный искуситель». Вариант «посторонний человек» ей в голову не приходит.  В конце письма она жалуется на непонимание окружающих.

Рассказчик умиляется письмом и Татьяной. Затем следует новый комический диалог с няней. Ожидание ответа. Но вот — она слышит топот копыт. Это приехал Онегин. Следующие строфы посвящены сочувственному описанию ее переживаний, ее бегу через сад, к скамье у ручья. И, наконец, она видит Онегина. Непонятно, шел ли Онегин по тому же пути к этой скамейке, или там был более короткий путь? Как он ее нашел в этом саду, который кажется таким большим? Но на этом глава заканчивается. Современники должны были ждать продолжения почти год. Рассказчик заявил, что ему надо «погулять и отдохнуть».

Интересна роль Рассказчика в этой главе. Вспомним, что в первой главе экзальтированный  Рассказчик должен был создать контраст разочарованному Онегину. Этот персонаж несколько комичен. Во второй главе, Рассказчик выступает как иронический резонер, рассуждая о своих героях, передавая их речь. В этой главе Рассказчик создает контрбаланс для своего рассказа о Татьяне: он  оправдывает ее, навязчиво восхищается и умиляется ею. Очевидно, без этого оправдания поведение героини выглядело бы предосудительно, даже нелепо.  Благодаря персонажу-Рассказчику Пушкин, как и в первой главе, дает нам возможность смотреть на вещи с двух разных точек зрения.

Домашнее задание

1. Зачем Онегин поехал к Лариным? Обоснуйте текстом.
2. Можно ли сказать, что  визит Онегина к Лариным оказался опасен для дружбы  Ленского и Онегина? Почему? Обоснуйте текстом.
3. Можно ли считать увлечение Татьяны "любовью"? В кого она была влюблена? Обоснуйте свою точку зрения текстом.
4. Можно ли рассматривать письмо Татьяны как просьбу к Онегину или как требование?
5. Рассказчик говорит, что Татьяна одарена «Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Можно ли подтвердить текстом, что Татьяна, действительно, обладала этими качествами? 


Рецензии