Бытие есть неизменное движение настоящего

Как недавно выяснилось, бытие в поэме Парменида – это настоящий момент. Вот так просто. Для кого недавно, для кого – давно. Скажем, перевод издания Джованни Реале и Дарио Антисери «Западная философия от истоков до наших дней», том первый от 1994 года так прямо и утверждает в главе о Пармениде: «Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое – то, чего уже нет, не имеет и будущего, ибо его еще нет, оно есть вечное настоящее без начала и конца». Итальянцы не стали ломать голову над тем, «шар» бытие или не «шар». Как выяснилось самый простой ответ – часто и самый правильный. А что же такое «настоящий момент»?

Бытие или настоящий момент – это момент выбора, преобразователь множества возможных (будущих) состояний в «пространстве» в одно единственное, которое отходит в прошлое, преобразователь из множества в одно. Такое преобразование происходит только в настоящем. Оно не происходит в прошлом, оно не происходит в будущем. Это момент действия (или бездействия), если говорить о живой природе. Действовать можно только в настоящем. Для неживой природы выбор заменяет случайность. Можно даже сказать, что выбор есть управляемая случайность, хотя это не так важно. Поэтому вкратце бытие – это вечный выбор.

Отсюда следует важный вывод: будущее не предопределено. В противном случае настоящий момент ничем бы не отличался от прошлого или будущего и тогда отпадает всякая нужда в настоящем и во времени в целом. Хотя это и не так, как мы увидим далее. Но если время есть, то отсюда следует то, что будущее непременно должно иметь множество вариантов и неизвестно какой из них будет выбран. Это может показать только настоящий момент, бытие. Обнаружив бытие, Парменид фактически заявил о наличие свободы воли или случайности в мироздании.

Итак, мы имеем «черный ящик», на вход которого попадает множество вариантов, а на выходе остается только один. Аристотель, присмотревшись к такому бытию, видимо, задумался о том, чем же в таком случае прошлое отличается от настоящего? Прошлое ведь то же, что «выбрало» настоящее. И если предположить, что прошлое это результат множества выборов, которые привели мироздание к тому состоянию, в котором оно находится в настоящий момент, то необходимость в прошлом отпадает сама собой. Свое собственное прошлое мироздание «имеет» в настоящем как результат. Человек, скажем, есть результат длительной эволюции. Так где же его прошлое? В нем самом. Отсюда у Аристотеля остается только два времени – настоящее (актуальное) и будущее (потенциальное).

Мы пойдем немного дальше Аристотеля. А требуется ли настоящему будущее? Ведь свое будущее каждое сущее в некотором смысле несет в себе. Инерциальное движение, например. Или человеческие планы. Ахиллес в погоне за черепахой отрывается от земли одной ногой и пока еще не коснулся ее другой ногой. Есть ли у него выбор? Известно ли его будущее? Частично да. Если в следствии большого разнообразия в нашем мироздании планы Ахиллеса не будут нарушены чем-то или кем-то. Иными словами, движение представляет собой определенную целостность, которая имеет свое прошлое и свое будущее в самом себе. Бытие – это совокупность всех движений в мироздании в целом. Таким образом мы избавились не только от прошлого, но и от будущего.

Итак вместо неуловимого мига между прошлым и будущим мы получили настоящий момент всей совокупности пространства, главное предназначение которого в том, чтобы сохранять его целостность. Настоящий момент движется также, как и всё, что движется внутри него. И как у любого целостного движения бытие нельзя нарушить, так как, в отличие от Ахиллеса, вмешаться в движение бытия некому (тем более Зенону). И так же, как любое другое движение, настоящий момент «хочет» достичь своей цели, «хочет» реализовать свою цельность, свою сущность. А цель у него одна – вечное движение, инерция. В этом неизменность бытия, на которую указал Парменид. И да, оно одно такое во Вселенной. Потому что любому другому движению не удается сохранить свою цельность по причине многообразия сущего. Скажем яблоко, оторвавшись от ветки, явно имело своей целью упасть на землю, но ему подвернулась голова Ньютона. Цельность движения была нарушена. Так же и Зенон самым беспардонным образом нарушал цельность движения в своих апориях. Например, «Стрела». Разве можно выделить отдельные состояния движения, если движение нельзя прервать? Или «Ахиллес и черепаха». Откуда там взялось бесконечное деление расстояния между ними? Это деление не имеет никакого отношения к движению Ахиллеса! Данные апории лишь логические казусы, вроде парадокса «Лжеца». К устройству мироздания они не имеют никакого отношения.

Потенциальное движение яблока реализуется в актуальное состояние, когда яблоку подворачивается голова Ньютона. То есть будущее яблока не находится полностью в самом яблоке. Оно находится в мироздании в целом, то есть в бытие. Здесь можно задаться вопросом о том, а не достаточно ли нам одного наполненного движением пространства? Зачем нам настоящий момент? Ведь, кажется именно в пространстве находится потенциальное. Мы забыли еще одно свойство любого движения. Точнее не любого, но актуального (движения в бытии) движения. Движение нельзя обратить вспять. Но не потому, что все многообразие движений нельзя заставить двигаться назад. Даже если бы движение было всего одно и его можно было бы просто откатить назад, и ничего бы этому не помешало. Нельзя, потому что есть «настоящий момент». А он уже ушел «вперед» и его нельзя вернуть, так как он был «задуман» строго «инерционным», строго неизменным. В пространстве допустимо любое движение в любую сторону. Во времени только одно. В этом и состоит открытие Парменида. Бытие есть, было и будет. И его нельзя изменить.

Выбор теоретически можно отменить. Но со временем так же как в шахматах: «взялся за фигуру – ходи» и обратно фигуру вернуть нельзя. Поэтому выбор из множества вариантов «закрепляется» благодаря времени. В этом и состоит функция мгновения между прошлым и будущим – в фиксации результатов движения. Само же движение – это уже другая история... А вот бытие заметно прояснилось... Бытие является единственный сущим, чье прошлое и будущее полностью находятся в нем самом. Пространство (множество) потенциально, время (одно) – актуально.


Рецензии