По морям Ч3 гл13 О дайте мне свободу

         По морям Ч3 гл13 О дайте мне свободу!

          После утопления плавмастерской, прежний экипаж танкера возвращался на прежнее место работы. Электромеханик, узнав, что я перезаключал трудовой договор как раз во время работы на ‘Бункеровщике ‘ вспомнил случай.  Работал он старшим эл.механиком. После отпуска предложили ему сходить 3 электромехаником. Он согласился и проработал весь сезон. А в конце сезона потребовал доплатить в соответствии с трудовым договором. Прихожу я в отдел флота и начальник говорит: «Отстоишь вахту и переводим тебя 2 пом.»
          - Да мне по фигу, хоть матросом. Договор же подписали с окладом стар.пома.
     - Серьёзно? Покажи, если он у тебя с собой, - требует капитан-наставник.
     - Ради Бога, смотрите. Только из моих рук, - показываю с ехидной улыбкой.
      И вот наступила последняя вахта перед отпуском. Днём скатили с матросами
       палубу. Для просушки положили шланг во внутреннем коридоре и ужинать сели. Вдруг приезжает на катере пожарный инспектор. Походил, посмотрел и уехал. Захожу утром к наставнику подписать заявление на отпуск. Он говорит: «Распишись за приказ.» В приказе меня понижают до 2 пом. за антисанитарию в столовой, нецелевое использование пожарного инвентаря.
     Расписался я: «Ничего существеннее не накопал инспектор? Или неважно это?
- Ну извини, - широко улыбнулся наставник, - чем богаты-тем и рады. Отдыхай.
После отпуска меня направили 2 пом. на ‘ Пасвик ‘, который готовился сменить ‘Тумчу ‘. Капитан был отличный. Украинец, бывший военный моряк. Мы с ним подружились. У него, как выяснилось позже, был свой резон. Он не сдал тест по английскому и пообещал руководству закончить курсы. Вроде, ходил на эти курсы, но надежды возлагал на меня. За пару недель до отхода мне позвонил мой закадычный друг по мореходке. Он походил в море от пароходства, а потом устроился в аварийно-спасательное управление начальником отдела. Обстоятельства сложились так, что он стал директором управления, а само управление приобрело вес из-за перевалки нефти. У них было новое судно типа “Нефтегаз “ под названием “ Светломор “. Мне предлагалась должность стар. пома с перспективой роста. Не знаю, как сложилась бы моя жизнь. Карьера моего друга Володи быстро пошла в гору. Он стал начальником самого крупного в стране пароходства, потом работал в министерстве. Переехал в Москву. Я сказал капитану “Пасвика” Мише, что увольняюсь. Он начал умолять меня остаться, потому что без меня ему не справиться. Курсы-то он заканчивает, но не верит в их эффективность. Не знаю, что это за курсы были, но за весь рейс он выдавил из себя только одну фразу: «Мэй би кафи?». Уломал он меня. До Англии дошли нормально, если не считать урагана, который я описал в рассказе «А когда на море качка.» На борт прибыли: агент, представители заказчика, супервайзер голландец Ханнес. Разговор был довольно долгим. Миша произнёс свою фразу насчёт ‘кафи ‘. Супервайзер Ханнес бара своего не имел, как предыдущие два, прибыл для работы, что и продемонстрировал позже. Нам нужно было перейти в ДенХелдер (Голландия) для получения оборудования и специалистов по его обслуживанию. Швартовка в Ден Хелдере была впечатляющей: на баке боцман и два матроса, на корме 2.пом и три матроса. На мостике 4 человека. Эфир забит: рапорта о дистанции до причала, с мостика команды. Минут 40 швартовались. Боковым зрением замечаю, что к другой стороне причала ошвартовался снабженец чуть меньше Нефтегаза в полной тишине. С бака один человек набросил швартов, с кормы набросил швартовы другой парень. Через 10 минут началась погрузка-разгрузка. Во работают ребята! Возможно, я перегружаю рассказ фактами, но это связано с будущими событиями. Расскажу о предстоящей работе. Это важно, но можно пропустить.
                РАСЧИСТКА ДНА ДЛЯ УКЛАДКИ КАБЕЛЯ
Для того, чтобы можно было понять сложность работы, буду проводить аналогию с ездой на автомобиле по льду. Ведь вода даже более ‘скользкая ‘. С кормы опускается в воду конструкция бороно-плуга на толстом длинном тросе и судно её тянет. Периодически подцепляем старые кабели, которые прокладывали ещё в 19 веке. Поднимаем и обрезаем их. Отклоняться от курса можно не более 5 метров. Для машины на льду было бы 5милиметров. Кроме того, буксирный трос нужно удерживать посередине кормы. Поэтому управление судном переключается на кормовой мостик. Там рычаги управления настроены на движение кормой вперёд: управление винтами, рулем, подрулями. Мы же двигаемся вперёд носом, поэтому делать надо всё наоборот. Представьте, что вы едете по льду на машине, но смотрите назад. Чтобы прибавить скорость её надо убавить, чтобы подвернуть влево, нужно руль повернуть вправо. На машине сложность прибавляет лёд, а на судне-течения и ветер носят то в одну, то в другую сторону. На носовом мостике тоже должен стоять человек и предупреждать встречные суда. Да ещё на маленьких судёнышках краболовы шныряют. А кто их будет предупреждать, если только два человека в экипаже говорят на английском? Хорошо, что краболовы были только во французских водах уже под конец работы. Такая вот была работёнка.
- -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Старпом работал раньше на ‘Тумче‘. Я хоть короткий период, но тоже. Ханнес подсказал кое-какие тонкости- и я вполне освоился. У Миши ничего не получалось. Все готовы были ему помочь, но Миша, очевидно, считал ниже своего достоинства учиться у подчинённых. Супервайзера Ханнеса он воспринял как соглядатая и отношения у них не сложились. Собственно, он и видеть его не хотел: «Иди и скажи ему то-то и то-то». Я передавал слова кэпа и потом передавал слова Ханнеса. Ненормальная обстановка. Кэп нашёл выход: он начал пить, лишь изредка выходя из каюты. Лучше бы вообще не выходил. Сижу однажды за ручками на корме. Погода скверная. В носу-вперёдсмотрящий матрос. Вдруг вырубаются подрули. Поворачиваюсь и вижу, что матрос кивает в сторону кэпа. Тот заявляет: «Механизмы должны отдыхать!»- и уходит с мостика. Допился! Срочно включили подрули и продолжили работу. Через полтора месяца закончили расчистку дна и поступили в распоряжение французской фирмы Алкател. Часто заходили в Гавр с лоцманом. На мостике всё время был я и руководил швартовкой. Однажды выполз Миша и начал командовать. У лоцмана округлились глаза: «Это кто вообще тут нарисовался?»
- Разрешите представить, - говорю, - это наш капитан Майкл. А я второй пом.
Через пару минут Миша решил, что функцию свою выполнил и ушёл восвояси.
По окончании швартовки лоцман протягивает квитанции: «Подпиши. Я всё время считал и считаю тебя капитаном. Этого ‘чуда’ я не видел. Первый раз в жизни встретил такого капитана и такого второго штурмана. Договорились?»   
Я кивнул и подписал бумаги. То, что у Миши на почве пьянки начались расстройства психики, было заметно. На всех рычал, когда выходил из каюты. Так на тормозах и спустили бы это до окончания рейса, но Миша всё испортил. Приходит однажды в 10 утра представитель Алкател, чтобы подписать у капитана накладные. Стучимся в дверь каюты, прошу подписать накладные. В ответ рычание: «Я отдыхаю.» Ну и нецензурная прибавка. Через час возвращается представитель вместе с начальником офиса и требуют отвести их к капитану. Вежливо так объясняют, что они заказчики, оплачивают работу судна, включая и зарплату и требуют уважения. В ответ капитан говорит, что ему пох.., у него есть своё начальство в Мурманске, подписывает и бросает на стол документы. Я перевожу, что капитан приносит извинения. Он устал после ночной швартовки, но приложим все усилия для хорошего исполнения заданий заказчика. Они кивают, но не верят. Интонация перевода не требует. Опросили с переводчиком экипаж, поговорили с супервайзером. Отправили в Мурманск требование снять прежнего капитана и назначить на его должность меня. Я сразу им сказал, что ничего не выйдет, у меня не получен диплом капитана дальнего плавания. Но оказалось, что под гарантию фирмы - это возможно. Мишу отправили в Мурманск, меня поставили на царствование, вручив вместо булавы и скипетра- мобильный телефон, которые в то время были редкостью, чтобы мог связаться с портовыми властями и с Алкател. Мише я искренне сочувствовал. Позвонил в кадры корешу Палычу. «Не беспокойся за Мишу, он же на тебя валит, что ты всё неправильно ему переводил.» - успокоил Палыч. Вот тебе и друг Миша, которого я весь рейс прикрывал! Случилось и ещё одно событие. Стояло рядом с нами судно из компании ‘SeaWorx ‘, которое я видел в ДэнХэлдере, и там парень русскоязычный. Оказалось, что он с Одессы, но в Голландии есть родственники. Они и устроили его. У меня родственников не было, но шеф Алкател как-то познакомил меня с капитаном судна. Забыть его имя было бы сложно, потому что это был Филипп Моррис. Ему я и сказал, что хочу устроится в их компанию. Он отвечает: «Хорошо. Напиши свои данные и я передам в офис. Дней через 20 мы будем в ДенХелдере.» Так просто! Тем временем на судно прибыл вновь назначенный капитан. И это был, конечно, тот самый, который выслал меня с ‘Тумчи’. Для начала он сразу забрал, выданный мне Алкател мобильный телефон. Это, скорее, меня обрадовало, чем огорчило. Надоело мне выполнять обязанности капитана за зарплату 2 пом. Не тут-то было! От администрации порта поступило распоряжение на перешвартовку к другому причалу. Капитан понял его неверно, что едва не привело к аварии. Тут телефон опять вернулся ко мне до момента выхода в море. Вообще капитан вёл себя неприлично, по моему мнению. Однажды в субботу к нам обратился за помощью представитель Алкател. Они подвезли машинами кабель на бобинах. Его нужно было скойлать (уложить шлагами) на палубе. У портовых грузчиков был выходной, поэтому они попросили сделать эту работу экипажу за приличную оплату. Кабель толстый, работа тяжёлая. Набрали бригаду. Капитан, стар. мех, электромеханик, стар.пом., радист отказались и устроили вечером пьянку. Мы пахали до пяти утра и потом легли поспать. В 8 утра привезли деньги от Алкатела. Капитан забрал их и разделил на всех членов экипажа. Причём, в зависимости от оклада. Те, кто работал получили меньше всех. Просто беспредел. Всё в этом мире кончается, мы ждали смены. Наконец она прибыла, и мы полетели домой. Экипажу после рейса давали отгулы и отпуск для отдыха. У меня накопилось больше 3 месяцев. Жена с дочкой были в это время в Калининграде. Мы летели в Мурманск через Ленинград, причём надо  было провести ночь в гостинице. Самолёт на Мурманск улетал в 9 утра, а на Калининград в 5 утра. Какой смысл лететь в Мурманск, чтобы подписать заявление, а потом пытаться улететь в Калининград? Я отдал заявление старпому и купил билет на Калининград. Утром рейс отложили до 10 утра. Так что я увидел свою команду. Рядом со мной на скамейке сидели две женщины из Калининграда и оживлённо рассказывали о родном городе. В конторе позже распространился слух, что я связался с Питерскими проститутками, был ими ограблен! Я этого не знал, поэтому спокойно долетел до Калининграда. После моего первого визита, описанного в главе ‘Отголоски страшной битвы ‘, город разительно изменился. На месте развалин Королевского Замка возводилась многоэтажка. Развалин вообще не осталось. Через неделю пришло сообщение из Голландии, что они принимают меня и смогу ли я поработать на крупном судне 90 м. Я ответил, что работал на судне 150 м., не уточнив что работал там старшим мотористом. Тогда я не знал, что перед приёмом на работу они запрашивают отзывы с прежнего места. Хорошо, что не позвонили в АМНГР и не услышали историю о страшных Питерских проститутках. Запросили отзыв у супервайзера Ханнеса и в Алкателе. Сразу решили принять меня. Выслали приглашение, судовую роль, билет. На другой день я полетел к новой жизни.


Рецензии
Как Вы все обстоятельно описываете. Прочитала с интересом.
С уважением,

Нина Пручкина 2   02.02.2023 08:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина. Постараюсь описать как работали в SeaWorx.

Александр Дубовский 2   02.02.2023 11:45   Заявить о нарушении