Блок. С ней уходил я в море... Прочтение

Венеция

1. С ней уходил я в море…

 
                С ней уходил я в море,
                С ней покидал я берег,
                С нею я был далёко,
                С нею забыл я близких…
 
                О, красный парус
                В зеленой дАли
                Черный стеклярус
                На темной шали!
         
                Идет от сумрачной обедни,
                Нет в сердце крови…
                Христос, уставший крест нести…
 
                Адриатической любови —
                Моей последней —
                Прости, прости!
                9 мая 1909



 
 



Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Готовя стихотворение для III-2[Блок А. Стихотворения. Кн. 3 (1905-1914). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Мусагет, 1916], Блок значительно переработал его, зачеркнув в Т8 [Т8 –  восьмая тетрадь: "Александр Блок. Стихотворения. 1913-1914 годов.] (карандаш) ст. 1-4, 9-14; в результате осталось лишь одно четверостишие. В такой редакции стихотворение было напечатано в III-2. В III-3 [Блок А. Стихотворения. Кн. 3 (1907-1916). 3-е изд., доп. Пб.: Алконост, 1921.] Блок вернулся к тексту первой публикации.

[То  есть во втором издании осталось только:

                О, красный парус
                В зеленой дали!
                Черный стеклярус
                На темной шали!
]
 
     - "О, красный пapyc // В зеленой дали! // Черный стеклярус // На темной шали!"  –  В очерке "Немые свидетели" Блок отметил как характерные приметы Венеции: "…красный парус над лагуной; древняя шаль, накинутая на ловкие плечи венецианки" (СС-8 5 . С. 391). О "священных шалях" венецианок Блок упоминает также в записи от 10 мая 1909 г. (ЗК. С. 133). Делясь своими впечатлениями о Венеции, о море, Блок в письме к матери от 7 мая 1909 г., в частности, писал: "Вода вся зеленая".
     »

Все стихотворение построено на путанице, слиянии образов города Венеции и  венецианки.

«С ней уходил я в море…» – С кем? С реальной женщиной или с воспоминанием о городе? «О, красный парус //В зеленой да;ли» – это явно про город – вид издали, но «Черный стеклярус//На темной шали!» – это та самая «древняя шаль»,  которая на плечах женщины, что «идет от сумрачной обедни», однако, у героя, который уже измучился нести свой крест, «Нет в сердце крови», и он просит прощения у неё – и у венецианки, и у Венеции:

                Адриатической любови —
                Моей последней —
                Прости, прости!

    –« …моей последней…»   –
Словарь Ожегова:    

     ПОСЛЕ;ДНИЙ, -яя, -ее.
     1. Конечный в ряду чего-н. Видимся в п. раз. П. в очереди. В последнем счёте (в конечном счёте, в итоге). Сражаться до последнего дыхания, до последней капли крови (перен.: до конца; высок.).
     2. По времени находящийся в конце какого-н. ряда событий, явлений, завершающий собою этот ряд. П. день отпуска. Последние числа месяца.
     3. Самый новый, только что появившийся. Одет по последней моде. Строить по последнему слову техники. П. номер журнала.
     4. Окончательный, бесповоротный. Это моё последнее слово. Последнее решение.
     5. Совсем плохой, самый худший (разг.). Это уже последнее дело (никуда не годится). Изругать последними словами (непристойно). П. негодяй так не сделает. Последняя спица в колеснице (о том, кто не имеет никакого влияния, значения; разг.).
     6. Этот, только что упомянутый (книжн.). Пришли Иванов и Сидоров, п. с опозданием.
     7. последнее, -его, ср. Всё то немногое, что осталось. Последнего не пожалеет отдаст. До последнего (до крайней возможности). Делиться с кем-н. из последнего.

     И в исходном стихотворении “последняя любовь” – не “окончательная и бесповоротная”, а  “ По времени находящаяся в конце какого-н. ряда событий, явлений, завершающий собою этот ряд.” То есть была, скорее всего, очередь из адриатических любовей, у последней он попросил прощение.

               


Рецензии