Затравка

– Для новой серии наших бесед, сосед. – Излагай. Прежде вопрос:   зачем мы пишем? Все писатели всех времён и народов писали книги для их издания – принесения прибыли издателям и себе. А ты, например, зачем свистишь в эфир, как соловей?
- Вопрос, конечно, интересный.  Одно радио постоянно приглашает «тех, кому есть что сказать». ЭФИР приглашает «тех, кому есть что написать». Как-то так. К делу!
Итак, Чичиков едет, по известным тебе делам, в другую губернию. Природа встречает его радушно. Так начинается второй том поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Слушай дальше.
 Он приехал  к  помещику  Андрею Ивановичу  Тентетникову.   В дальнейшем – АИТ.
Что за человек он, какого нрава, какого характера? Разумеется, следует прежде спросить у соседей. Сосед выражался о нём лаконично: «скотина». Мужик  его деревни на вопрос о том, какой у них барин, ничего не сказал.
А между тем, АИТ был не то доброе, не то дурное существо, а просто – КОПТИТЕЛЬ НЕБА.
Это я цитирую, с сокращением. Он просыпался не очень поздно, долго сидел на кровати, протирая глаза. Слуга ждал с прибором для умывания. Час, другой. АИТ завтракал два часа и усаживался у открытого окна, выходящего во двор.
Там происходила одна и та же сцена: буфетчик скандалил с ключницей.
- Душа ты мелкопоместная, ничтожность! Тебе бы, бабе, молчать, да и только.
-  Уж тебя-то не послушаюсь, ненасытное горло.
- Да ведь с тобой никто не уживается, мелочь ты амбарная.
- Да и приказчик – вор  такой,  как и ты. Вы оба пьющие, губители господского добра, бездонные бочки.  Ты думаешь, барин не знает вас? Ведь он здесь, ведь он всё слышит.
  - Где барин?
- Да вот он сидит у окна; он всё видит.
И точно, барин всё видел. Много шума было во дворе, кроме этого шума. Словом, всё  голосило и верещало невыносимо. Когда было совсем невыносимо, АИТ посылал слугу сказать, чтобы шумели  тише.
За два часа до обеда барин уходил в свой кабинет затем, чтобы заняться  серьёзно и действительно. Занятие было действительно серьёзное. Оно состояло в обдумывании сочинения, которое давно и постоянно обдумывалось. Как обнять всю Россию со всех точек – с гражданской, политической, религиозной, философской, разрешить все вопросы, заданные ей временем и определить её великую будущность. Перо изгрызалось. Барин брал книгу и не выпускал её из рук до самого обеда. За едой продолжал читать. Потому книга была замасленной.
АИТ принадлежал к семейству тех людей, которых на Руси много, которым имена – увальни, лежебоки, байбаки и тому подобные.
Далее Гоголь рассказывает об том барине подробно, с самого детства. Был у него, среди многих его учителей, один особенный – Александр Петрович. Директор школы.  А. П. имел дар слышать природу русского человека и знал язык, которым нужно говорить с ним. Никто из детей не уходил от нег с повисшим носом; напротив, даже после строжайшего выговора чувствовал он какую-то бодрость и желание загладить  поступок.  Не было проказника или шалуна, который бы ни пришел к нему сам и не рассказал всего, что ни напроказничал.   А. П. говорил, что, прежде всего, следует пробудить в человеке честолюбие, честолюбие он называл  силою, толкающей человека вперёд. Без этого человека не подвигнешь на деятельность.
Будешь читать второй том повести «Мёртвые души» обрати внимание на этого директора – учителя – воспитателя.
- Я начинаю понимать, замысел Гоголя.  Он предвидел нашу ЭПОХУ. Факт.  В. Лоб.   
            


Рецензии