Ч. 9. Фанатик янтаря

Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/01/21/53

С именем этого человека связана одна из самых загадочных тайн - тайна Янтарной комнаты. Возможно, никто не знал о Янтарной комнате больше, чем он.


Альфред Франц Фердинанд Роде (нем. Alfred Rohde; 24 января 1892, Гамбург - 7 декабря 1945, Кёнигсберг) - немецкий искусствовед, специалист по янтарю, автор многочисленных книг. Особую известность Роде принесли его работы о янтаре.

Альфред Роде принял участие в Первой мировой войне, будучи в звании солдата, а впоследствии лейтенанта. Был тяжело ранен и позднее сильно страдал от этого.

Роде изучал историю искусства в Университете Филиппа в Марбурге, Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана и Сорбонне в Париже. Начиная с 1912 года, Роде опубликовал большое число искусствоведческих исследований. Постепенно основную сферу интересов Роде стал составлять янтарь.

Наибольшую известность принесла ему монография "Янтарь - немецкий материал", которая до сих пор не устарела и остаётся "библией" для специалистов по янтарю и мастеров янтарных дел. В 1916 году в Марбурге он получил степень доктора философии.
 
Профессиональный путь Роде начинался в музеях Гамбурга, где он проработал много лет. Позднее Роде работал в художественном музее города Бреслау (ныне Вроцлав на территории Польши).

В 1927 году администрация государственных замков и садов Пруссии назначила его 1-м вице-президентом и директором муниципальных коллекций произведений искусства, находившихся в южном крыле Кёнигсбергского (Королевского) замка. Сразу после вступления в должность Роде объединил коллекции трёх отделов в один музей.
 
Кроме управленческих и общественных учреждений города и Восточной Пруссии, в замке находились музейные собрания и залы для торжественных приёмов, Серебряная библиотека - собрание древних книг и рукописей, Зал московитов — большой зал для приёмов над замковой кирхой.

С 1932 года Роде входил в состав правления Кёнигсбергского художественного общества в качестве его секретаря.

В течение многих лет Роде занимался пополнением, систематизацией и изучением городских янтарных коллекций. Он приобретал для музея художественные произведения из янтаря у частных коллекционеров, каталогизировал коллекции, организовывал выставки.

Кроме работы с янтарём, Роде принимал активное участие в деятельности основанного в 1842 году союза художников. По его инициативе союз художников ежегодно проводил в расположенном недалеко от башни Врангеля художественном зале выставки работ восточно-прусских художников.

Свою должность Роде занимал вплоть до штурма города советскими войсками 6-9 апреля 1945 года.   

Роде не был членом НСДАП, хотя в интересах искусства и по роду своей деятельности ему приходилось общаться с членами фашистской партии.
По мнению Герхарда Штрауса, бывшего в 1943-1944 годах сотрудником Инспекции по охране памятников Восточной Пруссии, Роде симпатизировал левым партиям. Это подтверждается и тем, что он скупал в больших количествах современные произведения искусства, конфискованные в 1936 году Гиммлером, Розенбергом и Геббельсом (по мнению фашистов, "дегенеративное искусство").

К разграблению оккупированных фашистами регионов Роде относился крайне негативно. По этому поводу Герхард Штраус говорил: "Я точно припоминаю, как он (Роде)с большим негодованием относился к нацистам - грабителям произведений искусства - во время показа мне в замке картин из Киева..."

Большинство немногочисленных друзей Роде тоже были людьми левых политических взглядов.

Весной 1945 года, отправив сына и дочь во внутренние районы Германии, Роде и его жена отказались эвакуироваться из Кёнигсберга. Видимо, привязанность Роде к  художественным коллекциям оказалась сильнее инстинкта самосохранения.

В мае 1945 года в Кёнигсберг приехал сотрудник московского Исторического музея профессор А. Я. Брюсов, которому предстояло установить, где находятся награбленные фашистами художественные ценности.

Иллюстрация: Королевский замок в Кёнигсберге

https://visualhistory.livejournal.com/614956.html Здесь можно увидеть залы Королевского замка

К концу Великой Отечественной войны замок подвергался частым бомбардировкам (в августе 1944 во время налёта англо-американской авиации и в апреле 1945 при штурме Красной Армией Кёнигсберга), в ходе которых был сильно повреждён, однако частично башни и стены к 1956 году ещё сохранялись. Несмотря на возникшую в обществе дискуссию за и против сноса замка, в 1967 году по решению первого секретаря областного комитета КПСС Николая Коновалова развалины замка были взорваны.
С 1993 по 2007 годы в замке велись археологические работы, с 2001 года финансируемые немецким журналом "Der Spiegel". Работы проводились Балтийской экспедицией Института археологии РАН совместно с Калининградским областным историко-художественным музеем. После окончания полевого сезона 2007 года работы прекращены, финансирование остановлено, раскопанные руины замка находятся в состоянии разрушения.

Продолжение следует


Рецензии
Парадоксы искусства и жизни: с одной стороны , войны, разрушение, с другой стороны, колоссальная работа Великого искусствоведа. Сколько погублено бессмысленными войнами

Наталья Гончарова 5   06.02.2023 15:51     Заявить о нарушении
Наталья, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Спасибо за Ваше точное мнение!

Светлана Шаляпина   11.02.2023 23:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.