Поездка в Петербург. Глава двадцать седьмая

                Поездка в Петербург

                Глава двадцать седьмая


Очень протяжённый, начинающийся от кольцевой конечной остановки
« Улица Кораблестроителей », - она же « стартовая » или начальная остановка  - трамвайный маршрут номер « шесть » часть своего пути имел по тем же рельсам,
что и трамвайный маршрут номер « сорок ».
Лишь после проследования остановки « Станция метро Горьковская » 
эти два трамвайных маршрута расходились по другим направлениям,
двигаясь по совершенно разным улицам.

Выбранная мною « точка финиша » пятничной вольной летней экскурсии по Петербургу,
а именно прибытие к Финляндскому железнодорожному вокзалу, позволила совершить
весьма длительную поездку по хорошо знакомой территории той части города.
После оплаты проезда я узнал от женщины-кондуктора о времени в пути :
чуть больше чем через один час мы, - трамвай, водитель, кондуктор и пассажиры, -
прибудем на привокзальную площадь.

Я вновь устроился на одном из « кресел »-сидений вдоль левой по ходу движения стороне. 
Так было удобнее осматривать из больших трамвайных окон постепенно меняющиеся городские пейзажи новых микрорайонов, так была лучше видна нечётная сторона Среднего проспекта.
Пассажиров в трамвае мало и очень  мало ; даже движение по исторической части Васильевского острова не могло добавить значительного числа едущих.

Теперь, при движении в обратном направлении, моё восприятие времени переменилось
то ли по причине увеличения скорости движения трамвая, то ли из-за того,
что появилось желание быстрее добраться до Финляндского вокзала,
совершить краткую пешую прогулку вблизи него, а затем, при помощи метро,
ускорить моё прибытие в арендованную сыном и его друзьями уютную квартиру в доме
на бульваре имени Поликарпова.

Мои новые впечатления, мои прежние эмоции, мои мысленные разнообразные путешествия в отдельные периоды собственного Прошлого, лично моё чёткое понимание накопленной за этот день физической усталости, а так же приближение пятничного июньского вечера с большой вероятностью постепенного увеличения количества пассажиров в метро, ну и, само собою разумеется, влияние знания о скором расставании с Петербургом создали синхронизацию между моим внутренним временем
и внешним временем : произошло очередное совпадение реальности в отношениях частного человека и города.

Поездка по Васильевскому острову создала новые элементы личной памяти,
подтвердила значимость былого, убедила в искренней надёжности моих воспоминаний. 
Для меня это путешествие стало существенным по причине обретения большей степени уверенности в необходимости письменного запечатления вроде бы не очень пока что  дальнего собственного Прошлого и для вероятного восстановления в памяти слушателей, слушательниц дневного подготовительного отделения ЛЭИС
частично общего для них Прошлого, имеющего вид конкретного Воейково ...
((( Минуло « всего-то » сорок шесть лет после стольких всяких разных событий, данных нашей молодостью и внешними условиями того времени ! )))
 
Вот и Тучков мост …
После поворота с моста, направо, и выезда на проспект имени Добролюбова незаметная минутная остановка.
Никто не вышел, новых пассажиров считанные единицы.

Быстрое, явно не с пешеходной скоростью, движение трамвая на протяжённом перегоне
до остановки « Станция метро Горьковская » …
Часть пассажиров вышла, новые заняли большинство свободных сидячих мест.

На всём пути до площади Финляндского вокзала ничего такого особенного не видно.
Обычные городские улицы, в основном застроенные в послевоенное время :
в « сороковые », в « пятидесятые » годы двадцатого века, - да отдельные здания,
интересный вид которых явно говорит об их не менее чем столетнем возрасте.

За трамвайными окнами ожидаемо мелькнул знакомый силуэт крейсера « Аврора ». ---
Пришлось обернуться вполоборота направо и секунд десять смотреть на Неву,
на корабль.
Петроградская набережная …
Сампсониевский мост.

( Помнится первое моё впечатление от красиво стоящего на якорях в водах Невы
вблизи Петропавловской крепости крейсера « Аврора ». --- Июль 1972 года …
Экскурсия в составе группы желающих побыть на палубе и в кубриках корабля
не заняла много времени, да и очереди в кассу практически не было.

Второй раз был я на крейсере « Аврора » в сентябре или в октябре 1976 года. -
Наша студенческая группа посетила « корабль революции » в рамках занятий
по « Истории КПСС ».
Той же осенью было знакомство с Музеем Революции, - там мы узнали о том,
что « во время штурма » Зимнего дворца погибло четыре человека :
из « женского батальона » и юнкера … 

Крейсер « Аврора » в 1976 году всё так же пребывал на Неве, « на вечной стоянке »
вблизи Петропавловской крепости, - через ширину Невы напротив Зимнего дворца.
Ни третьего раза посещения военного корабля, ни последующих у меня не было. )


На другой стороне Сампсониевского моста Пироговская набережная, -
от неё до Финляндского вокзала наш трамвай ехал медленно : светофорные многочисленные перекрёстки, частые остановки для высадки\посадки пассажиров,  долгие ожидания освобождения рельсов от автомобильного транспорта.
А в « шаговой доступности », на подходе к остановке конечной, наш трамвай
вообще « полз », ограниченный в своём движении большими потоками попутного
и встречного автотранспорта.

В эти минуты вынужденного « сверх меры » ожидания ещё чётче, ещё жёстче обозначилась зависимость местных жителей и обычных приезжих от величин
городских расстояний, от способов преодоления множества километров
по уличным поверхностям, от постоянно и так ощутимо « съедаемых » 
расстояниями и дорогами многих минут, большого количества часов.
Почти ежесуточно ...

Да и метро, позволяя экономить всегда недостаточное для горожан время,
лишь частично выручает, ибо далее, после выхода со станций метро, 
большинству его пассажиров предстоит ехать на других, наземных, относительно медлительных и часто простаивающих на типично петербургских перекрёстках,
видах городского транспорта.
 
((( Так хорошо, что люди не летают, словно птицы, ни в мегаполисах,
ни в городах с населением свыше ста тысяч человек.
Иначе, круглосуточно, было бы множество происшествий — от трагических до грустных
и даже весёлых --- по объективным и по субъективным причинам.

Жителям более скромных по численности населённых пунктов можно было бы позволить обладание способностью к вольному и обязательно разумному самостоятельному передвижению по воздуху. - Но в этом случае все мегаполисы и все крупные города ожидает неизбежное запустение … )))

Трамвай « шестого » маршрута всё же прибыл к месту назначения.
Остановка на улице, параллельной одной из боковых сторон Финляндского вокзала. -
Если смотреть на лицевую часть, на центральные входы в здание, то эта улица
слева от него.
Немногочисленные пассажиры быстро покинули салон трамвая, в ожидании которого
собралось большое количество людей.

Я вышел из трамвая держась за дверной поручень. -
Навстречу мне, в другую половину широкого дверного проёма, торопливо поднимались новые пассажиры, стремясь быстрее занять сидячие места.

Опять « включив » замедленный ход моих « внутренних часов », я решил пройтись
по прилегающей к железнодорожному вокзалу и к станции метро территории.
Целью « моих исследований » были продуктовые магазины с общей для них вывеской :
« Продукты из Белоруссии ». --- Натуральность и высокое качество произведённого
именно в Белоруссии вызывают доверие, являются показателем высокого развития
сельского хозяйства этой страны и достойного уровня перерабатывающей отрасли.

Цены на продукты в этих обособленных магазинах тоже интересовали :
насколько сильно отличаются от петербургских « средне-городских »,
((( действительно « рынком » установленных ))) или же назначенных сами знаете кем
и для чего. - Монополизм в торговле или в иных экономических сферах,
да и в политических тоже, никогда нигде к хорошему не приводил и не приведёт.

Мой главный интерес был в определении наличия хотя бы в этих магазинах,
в « Продуктах из Белоруссии », привычного не только для меня монолитного хлеба :
не заранее нарезанного, не упакованного мелкими весами\малой массой от трёхсот
до четырёхсот граммов.
Так хотелось приобрести ржаные или частично ржаные буханки хлеба,
имеющие общую, единую форму и нормальный вес от половины килограмма до,
если такое возможно, одного килограмма.

Дойдя до другой стороны массивного высокого здания железнодорожного вокзала
я увидел один из таких магазинов.
Пусть и был я вынужден подняться по многим ступенькам, чтобы войти в уютный компактный продуктовый магазин, ассортимент меня порадовал : различных сортов
и размеров хлеб, батоны именно в виде цельных, не нарезанных кусками\ломтями, форм ;
множество твёрдых сыров и других молочных продуктов.
Колбасы, конфеты и кондитерские изделия для меня не имели значения.

Хлебные цены, в переводе на килограмм, практически не отличались от имеющихся
в продуктовых магазинах других торговых названий и « замечательных »
торговых сетей. - По логике, цены « обязаны были быть » пониже :
отсутствие дополнительного труда по нарезке и минимальные расходы по упаковке.

Качество хлебных изделий в прежние времена, - даже в Российской Федерации, - поддерживалось ГОСТами( государственными стандартами ); но затем пошли в ход ОСТы
( отраслевые стандарты ) и ТУ( технические условия )позволяющие производителям делать что хотят из чего пожелают …

Но я не совершил в этом продуктовом магазине ни одной покупки. -
В ответ на мою просьбу зачитать состав двух разных конкретных хлебов,
каждый весом по восемьсот неразделённых граммов, озвучить дату и место
их производства, я услышал « Читайте сами ! »

Само собою, от меня не последовало обращения к единственной в торговом зале продавщице-кассиру по поводу приобретения трёх имеющихся в охлаждаемой витрине заранее взвешенных и плотно упакованных кусков различных по названиям
твёрдых сыров белорусского производства.

( Имея при себе очки для чтения, --- +2.0 или +2,5 — я специально не вынул их
из внутреннего кармана своей лёгкой летней ветровки.
Очки могли не помочь : на этикетках очень много мелких буковок размерами
с маковые зёрнышки.
« Контрольной закупки » и последующего снятия на кухне уютной квартиры
коллективной пробы белорусских продуктов не произошло. )

Медленный спуск по лестнице с высоты примерно два метра ;
я вновь на летнем привокзальном пространстве.
Вижу вывеску « Продукты из Белоруссии » над входом в другой магазин. -
Надо дождаться сигнала светофора, перейти улицу и войти в действительно удобную
для всех посетителей дверь, нижний край которой чуть выше уровня тротуара.

В этом, тоже не очень просторном магазине, была очередь к единственной кассе.
Ассортимент примерно тот же, разве что больше видов и сортов мороженого,
питьевой воды : газированной, окрашенной и простой ;
обычные сорта местной и привезённой издалека минеральной воды.

Выстаивать очередь я не стал.
Представление о торговой сети под названием « Продукты из Белоруссии » получено.
Быть может когда и пригодится знание о наличии в Петербурге этих магазинов.

Вновь переход улицы на зелёный свет и под звуковое сопровождение светофора.
Теперь пора ехать домой.
Площадь имени Ленина, что громадным своим пространством разместилась
за узкой дорогой, разделяющей эту и привокзальную площадь, - здание вокзала, отдельный вход на станцию метро, - переполнена транспортом : легковые авто, троллейбусы, автобусы, такси всех видов …

                *

( Впервые я посетил Пискарёвский мемориальный комплекс в августе 1972 года ...
Второй раз приехал я сюда в сентябре 1986 года, - много что переменилось
в этой особой части Ленинграда ...

Последние дни октября или первые числа ноября две тысячи двенадцатого года.
Прибыв на метро, отсюда, от этой площади, мы, сын и я, поехали дальше
на маршрутном автобусе, а затем вышли на остановке, ближней к Пискарёвскому мемориальному комплексу …

Пробыли мы там примерно тридцать-сорок минут …
Был солнечный, чуть ветреный, хороший осенний день …
В пруду, на внутренней территории, с левой стороны от входа в комплекс,
поодиночке и группами плавали утки, селезни … )


                *

Пятница. Лето. Начало вечера.
На всех входах в здание Финляндского вокзала, до которых ещё надо подняться
по широкой общей лестнице или по пандусам, - по наклонным дорожкам, -
множество людей разных возрастов : женщины, мужчины, подростки, дети и младенцы.
В дверных проёмах, - по случаю лета не видны сами двери, - происходит задержка :
входной контроль через специальные устройства, визуальный осмотр.

Вижу молодого человека, уверенно въезжающего по пандусу на моно-цикле, - 
с помощью электрического тока, накопленного в аккумуляторе, двигатель вращает единственное колесо.
Вот моно-цикл довёз стоящего прямо человека до верхней лестничной площадки.
Парень останавливает своё средство индивидуального перемещения за метр,
за полтора метра до дверного проёма, отключает двигатель, стоит в очереди,
затем проходит вовнутрь вокзала.

На входе в метро нет такой степени досмотра. - А если осмотр и прохождение
« рамки » всё же были, то я не помню.
Станция метро « Площадь Ленина\Финляндский вокзал » одна из самых « старинных », 
одна из постоянно максимально востребованных.

Ещё будучи в трамвае, я наметил своё возвращение именно при помощи метро
и по самому дальнему маршруту.
Не желая делать аж две пересадки, - сначала на станции « Площадь Восстания\ Маяковская », а затем на всегда многолюдной станции « Невский проспект\
Гостиный Двор », - я предпочёл « длительный » отдых в пути : пока доеду
до « очень дальней » станции « Технологический институт » наверняка удастся побыть в состоянии пассивного отдыха, будучи сидящим пассажиром вагона метро, получая радость от своего восприятия замечательной ленинградской-петербургской
« подземки ».

Была, была мысль о наземных видах городского транспорта, позволяющих относительно быстро доехать от Финляндского вокзала до Приморского района, до необходимого
для меня микрорайона.
Может всё же имеется в реальности — логически ведь оправдано ! ---
активное наземное транспортное сообщение между не так и предельно далеко
друг от друга построенными станциями метро разных направлений, разных линий, которых на данный момент действует пять.
Шестая, новейшая линия, - в стадии строительства.
( Надо навести справки по Петербургскому метрополитену, а затем внести уточнения
в эту главу. --- Ещё несколько часов я буду ограничен в доступе к Интернету. )

В отличие от Москвы, с учётом её геологических особенностей, которые позволили соорудить старую и новую кольцевые линии подземного метро,
в Ленинграде были проблемы, - а в Петербурге и сейчас они в наличии, -
из-за нестабильности многих почвенно-минеральных структур.
В частности, из-за повышенной влажности подземных пространств очень дорогое строительство новых подземных линий и новых станций метро проходит в тяжелейших условиях.

Мечта не одного ленинградского-петербургского поколения по-прежнему далека
от воплощения в реальность : не существует общей городской кольцевой линии,
способной значительно улучшить транспортное сообщение прежде всего
между отдалёнными прежними и новыми жилыми массивами.
Большинство станций выглядят на схеме метро разноцветными « кружочками »,
почти равномерно распределёнными по общей длине каждой из пяти действующих линий метрополитена. - Между отдельными линиями очень мало пересадочных станций.

Вот и приходится пользоваться всего семью станциями пересадки,
в основном  построенных в центральных районах Петербурга. -
Лишь на одной станции соединяются три линии : « Садовая\Сенная площадь »\
« Спасская » позволяют выбрать одно из пяти или из шести направлений.
На остальных пересадочных станциях возможен переход только с одной линии
на другую.

( Пишу про особенности петербургского метро по единственной причине :
быть может кому-то из читающих доведётся впервые познать радость общения с этим
всегда интересным, всегда радушным, во многом соответствующим ожиданиям городом.)

Спуск на эскалаторе вниз, определение направления движения, посадка в вагон метро
не заняли много времени.
Мест, свободных для комфортного отдыха в ожидании прибытия на станцию
« Технологический институт », не видно.
Зная о том, что двери на выход из вагонов открываются чаще всего с левой по ходу движения стороны, я занимаю часть вагонного пространства рядом с внутренним поручнем одной из дверей правой стороны. - Одной рукой держусь за поручень
на уровне моего солнечного сплетения, другой рукой держу снятый со спины рюкзачок, в котором ничего нет, кроме полупустой бутылочки с питьевой водой
и пары крепких полиэтиленовых пакетов, взятых на случай покупки продуктов
и чего-нибудь ещё.
По прибытии на следующую станцию, - « Чернышевская », - поблизости освободились места, и я, в числе прочих желающих, далее поехал не стоя на ногах, но сидя.

Ещё примерно восемь минут приятного отдыха и приходит пора выйти из вагона метро,  пройти утомительный для меня пеший путь по переходу, а затем сделать пересадку
на свою линию, до станции « Пионерская ».
На этот раз, благодаря любезности молодого человека, я, после входа в вагон,
тотчас получил возможность стать сидячим пассажиром.
Голосом, улыбкой и кивком головы сообщил молодому человеку о моей человеческой признательности, о моей к нему благодарности.

Выйдя на улицу, на проспект Испытателей, я направился по широкому бульвару
в сторону известного пешего перехода.
Продуктовые киоски, выносные простенькие столы показывали желающим « кубанскую » и « крымскую » клубнику ; на деле же имелась привезённая из Турции,
из Азербайджана … --- Невольно я услышал беседу продавцов, проходя мимо их импровизированных столиков-« витрин ».

По пути, посетив два или три обычных продуктовых магазина, чьи относительно просторные помещения на первых этажах жилых домов открыты с самого утра
до позднего вечера, я купил три или четыре куска разных сортов твёрдого сыра.
Поместил эти приобретения в наплечный рюкзачок, далее рюкзак понёс в руке,
не желая соседства продуктов с тёплой спиной.

Дойдя до знакомого мне магазинчика, в чьей малометражной торговой площади  умещались холодильный ларь с мороженым, полки с хлебом и хлебобулочным ассортиментом, витрины с колбасами и сырами, с крупами, с конфетами, с печеньями и с пряниками, я, будучи на улице, пообщался с Никитой по сотовому телефону.
Узнал о том, что хлеб в наличии, а вот покупка сыра в самый раз.

Тогда я сказал сыну о моём намерении доставить в квартиру пару килограммов мороженого, упакованного в пластиковые ведёрки, столько же килограммов
разного печенья к чаю и для приятного распития кофе.
Одобрение получено ; мороженое, двух видов, общим весом почти два килограмма, куплено и помещено в один прочный полиэтиленовый пакет ;
печенье, в тонких пластиковых коробках, уместилось в рюкзачке.

                *

Ещё во время поездки на трамвае по Васильевскому острову я получил
смс-сообщение о зачислении пенсии за июнь месяц. -
Двенадцатое число выпало на выходной день, поэтому пенсия « пришла » десятого июня.
((( Внеурочная пенсионная « процентная добавка » оказалась меньше суммы,
потраченной мною за несколько минут на сыры, печенье и на мороженое. ---
На них я использовал « чуть больше » денег, наличными, чем добавка от « щедрот » политиков и государства. )))

((( Повинуясь своему внутреннему голосу я ни разу в Петербурге не воспользовался своей банковской картой "МИР", на которую ежемесячно поступает пенсия.
Много ведь придумано способов по теме "украсть и присвоить безналичные деньги.)))
А если серьёзно, то вплоть до пятницы, до десятого июня, на моей банковской карте
почти что не было денег, --- минимальный запас в пару сотен рублей для вероятной оплаты сотовой связи.

Ещё перед поездкой в Петербург я предпочёл перевести безналичные деньги
в наличные купюры.
Имеющийся "неприкосновенный запас" наличных - мог бы и понадобиться в Петербурге, 
мало ли на что, - так и не был использован : не было необходимости.
Эти деньги просто побыли при мне и вместе со мной вернулись в старый частный дом.
 
Прибавка к пенсии, по отношению к основной для меня сумме, выглядит приличной :
1250 рублей.
Но на эти, теперь с учётом внеплановой летней добавки, скромные « деньжищи », -
чуть более тринадцати тысяч рублей, - трудно прожить даже в малом городе, распределяя « ежемесячную прибыль » на двоих : для Дружка и для себя,
а лишь совсем малую малость на воробьиную стаю.

О постоянном проживании в таком большом городе, в Петербурге,
где цены на всё выше « по определению », где совсем другие нормы прибыли
да в большей степени влияние различных монополий ; 
где так чувствительны для пенсионеров и для малоимущих постоянные
или периодические расходы на транспорт ;
где имеется резкая сезонная зависимость от цен на большинство видов овощей
и фруктов, с моей пенсией не то что мечтать, но даже допускать появление
минимальной мысли на эту тему не имеет малейшего смысла.

((( О стоимости проживания в Москве …
    там существует настолько иное государство … )))

                *

Вот я и дома.
Усталость осталась перед входом в подъезд. -
Всё же удалось за один день очень многое : посещение поликлиники ; 
« дальнейшее восстановление » навыков пользования метро ;
хорошая пешая прогулка вдоль Невы, по городским улицам ;
дальние поездки на трамваях ; « узнавание » особенностей пятничного вечера
при входе и при выходе из метро …

Ожидание ужина не было долгим.
А до ужина я принял тёплый душ, после которого получил заслуженное наслаждение
от "невесомого" горизонтального своего размещения на кровати\на тахте.

Ребята, Ваня и Даниил, по пути к дому, купили свежую клубнику и,
с участием Никиты, распробовали её на кухне.
Довелось и мне вкусить доставленные издалека крупные, сочные, но не так ароматные ягоды. - Всё же выращенное в своём саду, в своём огороде намного вкуснее.
Съел я пять-шесть ягод, поблагодарил парней за приглашение отведать
летнее лакомство.
Не было желания "вволю наедаться" привозной клубникой. -
Через месяц, или чуть раньше, вместе с Дружком, покушаем собственную клубнику.

После сытного ужина сын и я ушли в нашу комнату.
Было решено воспользоваться современными техническими средствами :
через Интернет найти свободный в доступе кинофильм, при помощи ноутбука ретранслировать выбранный нами фильм на специальном, формата обычного телевизора,
экране.

Я посоветовал Никите посмотреть двухсерийный, интересный по своему сюжету
и познавательный в смысле природных естественных « декораций фильм » :
« Роман с камнем ».
Сын не знал про этот фильм, для меня же предстоящий просмотр был третьим
или четвёртым : в зале кинотеатра - один раз, по телевизору — "хотя бы" два раза;
но от этого данный фильм не мог стать хуже в моём сегодняшнем восприятии,
ибо картина действительно хороша.

Далеко за полночь мы завершили просмотр двухсерийного кинофильма. -
((( Без единой рекламы ! )))
Никите понравились и сюжет и главные герои и природа одной из стран
Южной Америки.

Взаимные пожелания « Доброй ночи !» после чистки зубов и посещения туалета.
Нас ожидает насыщенный субботний день : поездка на Крестовский остров,
в парк культурного отдыха.



                03.02.2023

















 






















 


Рецензии