71. 1 Устройство корабля БПК Бодрый 04 января 1971

71.1 Устройство корабля. БПК «Бодрый». 04 января 1971 года.

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

71.1. Устройство корабля пр. 1135 типа «Буревестник». БПК «Бодрый». 04 января 1972 года.

Сводка погоды: Калининград, вторник 4 января 1972 года: дневная температура: мин.: -2°C, средняя: -1.3°C, макс.: -0.1°C, количество осадков: 0.

После освоения распорядка дня и порядка проведения приборок на корабле, командир отделения рулевых БЧ-1 старшина 1 статьи Иван (фамилию, увы, не помню – автор) приказал мне вместе с моим наставником старшим матросом рулевым Олегом Ховращенко досконально изучить устройство корабля. Это было очень трудно сделать, потому что БПК «Бодрый» 31 декабря 1971 года завершил заводские ходовые испытания, был включён в состав 128-1 бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ и занял своё место у причала главной военно-морской базы Балтийского флота в Военной гавани города Балтийска.

Буквально с 1 января 1972 года экипаж БПК «Бодрый» сходу включился в подготовку к сдаче курсовых задач: К-1, К-2, ПВО, ПЛО, ПДСС и т.д., поэтому все были заняты делом и всякие «шляющиеся без дела салаги» только всем мешали и всех раздражали. Олегу Ховращенко было неловко передо мной, когда годки и подгодки «посылали» его так же, как и меня, салагу, поэтому вскоре он отпустил меня в «свободное плавание» по кораблю, а сам «зашхерился» в штурманской рубке, примазавшись к важному и нужному делу внесения в карты и навигационные пособия исправлений и новых сведений.

Я с жгучим интересом, волнением и азартом начал самостоятельно изучать устройство корабля, одновременно получая от всех, кого я встречал на своих путях наставления, указания, направления, пояснения и объяснения, которые обильно содержали военно-морские шуточки, приколы, розыгрыши и откровенные жестокие издевательства. Годки и подгодки, когда я им объяснял, что я «салага», что «выполняю приказ командира отделения рулевых по изучению устройства корабля», благосклонно принимали меня и помогали мне правильно ориентироваться на и внутри корабля. Матросы, на полгода или год старше меня по службе, откровенно измывались надо мной, вспоминая, как их «гнобили» годки и подгодки, когда они тоже были «салагами». Мне хватило всего 2-3 часа таких «мучений», чтобы разгадывать каверзные вопросы и задания и научиться правильно на них отвечать и реагировать…

Весь день 4 января 1972 года я усиленно, старательно и тщательно изучал устройство корабля БПК «Бодрый», ходил по всем коридорам, заглядывал во все углы, отсеки, каморы, закутки, боевые посты и иные помещения и всё время «невинно» с любопытством и широко открытыми глазами спрашивал всех и каждого: «Это что? Что здесь такое? Как это называется?» и т.д.

Как правило, все и каждый сначала отвечал мне с недоумением и раздражением: «Ты что, салага! Берега попутал?! Это ж секретный корабль! Это ж секретный отсек! Это ж секретный боевой пост! Тут только могут находиться те, кому это положено! Как ты сюда попал, салага! Кто тебя впустил? Чего тебе надо?! Ты что, шпион? Куда ты лезешь, салага!» и т.д., и т.п.

Я «невинно», хлопая ресницами, искренне отвечал, что «выполняю приказ командира» (не говоря какого командира), что «изучаю устройства корабля» и «прошу разрешения вступить (войти) на боевой пост с целью ознакомления» и т.д. При этом я неизменно представлялся точно по уставу: «Рулевой БЧ-1 матрос Суворов Александр Сергеевич»…

Странно, но первая реакция на моё появление была агрессивно-раздражённо-недоумённой, а после представления и объяснения, - доброжелательно-участливой. Оторопевшие от такой моей «служебной прыти» и искреннего интереса годки, подгодки, мичманы и офицеры, сначала некоторое время молчали, потом, видя, что я стою и жду их ответной реакции, начинали потихоньку «оттаивать», объяснять, рассказывать. Потом, когда я уже бегал по кораблю второй и третий раз и опять забегал в боевые посты и отсеки, они уже встречали меня по-хорошему и поощряли меня дружеским одобрением. Кстати, практически все моряки, с кем я общался в боевых постах, говорили о корабле и о своём боевом посту с восхищением и гордостью. Так я за двое суток практически обегал и изучил весь наш корабль, конечно, только то, что мне было разрешено увидеть, узнать и изучить…

Я был рулевым, значит, имел доступ в штурманскую рубку и на ходовой мостик корабля, который прямо сообщался с ГКП – главным командным пунктом. Многие матросы других боевых частей практически за всё время срочной службы на флоте никогда не бывали на этих боевых постах и в этих помещениях. Вот почему с этой новеллы я начинаю рассказ и виртуальное путешествие по кораблю проекта 1135 типа «Буревестник» с того места и так, как я это делал  50 лет тому назад – 4-5 января 1972 года.

Боевые советские корабли проекта 1135 типа «Буревестник» называют по разному: сторожевые корабли (СКР), большие противолодочные корабли (БПК), фрегаты, рейдеры, лидеры, «буревестники». По кодификации НАТО эти корабли имеют название «Krivak». На самом деле их статусное определение в ВМФ СССР и России - сторожевые корабли (СКР) 2-го ранга ближней и дальней морской зоны. До 1977 года эти корабли назывались «БПК» - большой противолодочный корабль, хотя на советском флоте были и более мощные противолодочные корабли проекта 1134 типа «Беркут» (разных модификаций) – противолодочные крейсеры 1-го ранга дальней морской и океанской зоны. Головным в серии кораблей пр. 1135 был БПК «Бдительный».

Проект под шифром «1135» и кодовым названием «Буревестник» разрабатывался Северным ПКБ с 1964 по 1966 гт. 5 сентября 1945 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) при участии представителей Наркомата ВМФ и судостроительной промышленности состоялось обсуждение проекта плана военного судостроения, результатом которого стало подписание постановления Совнаркома от 27 ноября 1947 г. «О десятилетнем плане военного судостроения». Итоги Второй Мировой войны 1939-1945 гг. поставили задачу «расширения и наращивания производства боевых кораблей и гражданских судов, а также восстановления корабельного состава ВМФ».

1 марта 1946 г. на базе группы сотрудников ЦКБ-17 и группы сотрудников КБ завода им. А.А. Жданова (Ленинград) было образовано подразделение - филиал КБ завода им. А.А. Жданова. Одновременно в это подразделение были переведены сотрудники завода им. А. Марти (завод «Адмиралтейские верфи») и ЦКБ-32. На основании Постановления СМ СССР от 17 апреля 1946 г. приказом Министра судостроительной промышленности СССР от 22 апреля 1946 г. №088 указанное подразделение в составе 216 человек было преобразовано в самостоятельное предприятие – Центральное конструкторское бюро № 53 (ЦКБ-53) по проектированию эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей - «Северное проектно-конструкторское бюро».

«Северное ПКБ» фактически стало ведущим предприятием по проектированию боевых надводных кораблей, в том числе больших противолодочных кораблей, ракетных крейсеров, пограничных сторожевых кораблей, тяжёлых атомных ракетных крейсеров ВМФ СССР и России. Боевые корабли проектов «Северного ПКБ» отличают прекрасный корабельный дизайн, гармоничная компоновка вооружения, оборудования и жилых помещений, большая ударная мощь, отличная мореходность, великолепную защиту от средств массового поражения, эффективность инженерных решений и динамично-агрессивный архитектурный облик и красота кораблей.

(В январе 1966 г. ЦКБ-53 было переименовано в «Северное проектно-конструкторское бюро» (СПКБ). В 2001 г. бюро был присвоен статус Федерального значения и оно стало называться ФГУП «СПКБ», с 2008 г. – ОАО «Северное ПКБ», а с 2015 г. – АО «Северное ПКБ». Всего за годы существования Северного ПКБ по его проектам было построено около 550 кораблей и судов).

БПК проекта 1135 изначально создавался Северным ПКБ как суперсовременный боевой корабль, рассчитанный на использование не только существующего, но и только проектируемого корабельного оборудования и вооружения. Основным вооружением БПК пр. 1135 должны были стать ракето-торпеды 84-Р комплекса «Метель» (УРПК-4) и новейшая система обнаружения подводных лодок посредством гидроакустической станцией «Титан-2», расположенной в носовом обтекателе корпуса корабля и гидроакустической станции с буксируемой антенной «Вега». По ТТЗ (тактико-техническому заданию ВМФ) эти БПК должны были применяться парами: один БПК поисковый, второй – ударный. В прибрежной зоне БПК пр. 1135 должны были помогать противолодочные вертолёты, в дальней морской зоне – противолодочные и разведывательные самолёты. БПК пр. 1135 были надёжно обеспечены всеми средствами навигации и связи с главными штабами ВМФ, в том числе космическими и подводными. БПК пр. 1135 имели новейшее корабельное вооружение 70-х годов. Всё это было предназначено для одной цели – поиска и уничтожения атомных подводных лодок «вероятного противника»…

Эти данные я либо прямо, либо «краем уха» услышал и узнал от общения с гражданскими специалистами, участвовавшими в сдаточных испытаниях БПК «Бодрый», из разговоров старших и вахтенных офицеров корабля, от нашего штурмана и командира БЧ-1 лейтенанта Палкина, от моих товарищей по отделению рулевых. Впоследствии эти сверхсекретные в 70-х годах XX века сведения стали свободно доступны в книгах, журналах и в сети Интернет. В январе-феврале 1972 года я «с придыханием» и «щенячьим восторгом» слушал, смотрел, впитывал в себя любые крохи информации о корабле проекта 1135, представляя его по-настоящему волшебным, фантастическим, «нереально крутым». С первого мгновения, когда я увидел его в ночь 27 декабря 1971 года и вошёл в его «плоть и кровь», я влюбился в этот корабль, в этот проект боевого корабля, потому что он истинно был таким – в него невозможно было не влюбиться и не полюбить…

Естественно знакомство и изучение БПК «Бодрый» пр. 1135 началось с общего знакомства с кораблём, с его верхними палубами, надстройками и внешним вооружением. С общего вида корабля и начнём наше путешествие по большому противолодочному кораблю проекта 1135 типа «Буревестник».

Практически корабль имеет всего две верхние палубы – низкобортный ют (корму) и высокобортный длинный (3/4 корпуса корабля) полубак с гибко приподнятым носом (баком) и остро-косым «стремительным» форштевнем. Хотя гражданские специалисты и офицеры БПК «Бодры» называли корпус корабля «с удлинённым полубаком», но для себя я разделил верхнюю палубу корабля на части: передняя часть верхней палубы до волноотводов – бак; верхняя палуба за волноотводами до переднего края центральной надстройки – полубак; средняя часть верхней палубы вокруг центральной надстройки до «дымовой трубы» – шкафут; задняя часть верхней палубы от «дымовой трубы» до обреза к корме – полуют; низкая часть верхней палубы непосредственно кормы корабля – ют.

В средней части корпуса корабль имел округлые обводы. Нос корабля был сконструирован с большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, дифферентом (подъёмом) на нос и острым «клиперским» форштевнем. Кормовая часть корабля была низкой и плоской, форма кормовой оконечности — транцевая. Нос корабля имел под водой бульб – каплевидное обтекаемое утолщение корпуса в носовой подводной оконечности корабля, снижающее волнообразование и волновое сопротивление при движении. Клиперский острый нос корабля практически разрезал волны по ходу; крутые обводы носовой части корпуса корабля практически веером откидывали воду в стороны, а в совокупности с каплевидным бульбом и волноотводами уменьшал заливаемость верхней палубы и вооружения при шторме и на быстром ходу корабля.

Я слышал, что корпус корабля изготавливался из стали марки МК-35, что тринадцать переборок делили корабль по вертикали на четырнадцать водонепроницаемых отсеков, что высокорасположенные конструкции на верхней палубе (надстройки, «дымовая труба», фермы РЛС и мачты) сделаны из лёгкого алюминиево-магниевого сплава АМГ. Обтекатели носовой, подкильной и буксируемой гидроакустических станций изготовлены были из титана. Переборки во внутренних помещениях тоже были изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.

Центральная надстройка островного типа на полубаке состояла из трёх отдельных частей. В первой и самой большой на нижнем ярусе (на уровне верхней палубы) располагались каюты командира корабля, заместителя командира корабля по политической части (замполита) и старшего помощника командира корабля (старпома), флагманские каюты (в том числе «адмиральская»), а также просторная офицерская кают-компания с буфетной. Ярусом (этажом) выше располагался главный командный пост (ГКП), ходовая и штурманская рубки, посты ПВО, ПЛО, БИП.

Во второй части верхней надстройки (на шкафуте, перед «дымовой трубой») располагались агрегатные помещения станции управления огнем «Турель» и ЗРК «Оса-М». Третья часть верхней надстройки (на полуюте) объединяла «дымовую трубу» и помещение кормового ЗРК «Оса-М». Перед центральной надстройкой (на полубаке) располагались отсеки РБУ и носовая ЗРК «Оса-М».

Все служебные и жилые помещения находились на главной внутренней палубе под полубаком, шкафутом и полуютом. Здесь располагались каюты офицеров и мичманов, корабельный камбуз и матросская столовая, агрегатные, насосные, вентиляторные и противопожарные боевые посты. По внутренней главной палубе проходил сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК «Оса-М».

В кормовой части корабля на верхней палубе юта находится невысокая центральная надстройка-ангар и помещение буксируемой гидроакустической станции БУГАС «Вега» с подъёмно-опускным устройством-краном ПОУКБ-1 разработки Зеленодольского ПКБ, которое открывало и закрывало транцевую крышку, погружение в воду, буксировку, подъём и установку на штатное место тела буксируемой ГАС «Вега» на ходу корабля не менее 9 узлов. Это устройство и эти помещения я изучил подробно, потому что рядом находился мой боевой пост по боевому расписанию – румпельное отделение и рулевая машина.

По молодости службы на корабле (тогда я отслужил на флоте всего только 4 месяца с момента призыва, из них только 59 дней на БПК «Бодрый») я мог только видеть, наблюдать и исследовать наружное оборудование и вооружение корабля, внутренние помещения ГКП, ходового мостика и штурманской рубки, коридор личного состава, столовую, кубрики (и то не все) и мой путь из штурманской рубки в румпельное отделение и обратно. Во все остальные помещения, особенно, в боевые посты, доступ мне, салаге, был запрещён. Вот почему здесь, в этой новелле, я пока поведаю о том, что мог видеть и познать тогда 4-5 января 1972 года.

Наверху центральной главной надстройки располагались помещения агрегатов и оборудования корабельных РЛС. Рангоут корабля состоял из одной фок-мачты ажурной трубчатой конструкции с решётчатым реем и сильно оттянутой в корму косой и длинной решетчатой стеньгой, тоже ажурной. Здесь размещаются антенны радиотехнических устройств и связи, ходовые огни, а вершину фок-мачты возглавляла антенна РЛС «Ангара» с двумя параболическими рефлекторами, один из которых прямой, а другой располагался косо. Кстати, этот решетчатый ажурный трубный рангоут и его конструкция составляли тот самый корабельный дизайн, который в совокупности с обводами корпуса, придавал всему внешнему облику корабля пр. 1135 красоту, гармоничность, изящность, стремительность, лёгкость. Да, БПК пр. 1135 типа «Буревестник» был одним из самых красивых боевых кораблей ВМФ СССР.

На верхней палубе и на рангоуте (фок-мачте и стеньге) БПК «Бодрый» пр. 1135 типа «Буревестник» располагалось следующее корабельное оборудование и вооружение (последовательно с носа в корму):

- на баке: флагшток, якорное устройств и якоря, брашпили якорного устройства, надстройка носового тамбура и гребень волноотвода;
- на полубаке: пусковая установка главного противолодочного ракетного вооружения корабля – ПУ ПЛРК «Метель», скрытая в корпусе корабля носовая пусковая установка зенитного ракетного комплекса ПУ ЗРК «Оса-М», две реактивных бомбометных установки РБУ-6000;
- на шкафуте и на центральной надстройке:
-- (на крыше ходовой рубки) навигационная радиолокационная станция АП РЛС «Дон-2», оптический перископический визир ходовой рубки ВБП-451М, два 45-мм прожектора;
-- (снаружи на консолях по бокам ходовой рубки) две приёмных антенны комплекса радиоэлектронной борьбы РЭБ «Старт»,
-- (на крыше ГКП и ходовой рубки) агрегатный и антенный пост системы управления ракетным оружием АП СУО 4Р33;
-- (по бокам ГКП и ходовой рубки) галереи сигнального мостика правого и левого бортов; открытые площадки ходовой рубки, посты навигации;
-- (на крыше ГКП) надстройка агрегатов радиолокационного оборудования и агрегаты РЭБ и ажурная трубная ферма для двух антенных постов управления ракетной стрельбой РЛС КСУС «Муссон»;
-- (на крыше ГКП) ажурная трубная фок-мачта с оборудованием:
--- антенный пост навигационной АП РЛС «Волга», передающие антенны комплекса РЭБ «Старт», антенный пост отображения воздушной и надводной обстановки, поиска, обнаружения, определения характеристик и дальности, а также для целеуказания воздушных и надводных целей АП РЛС «Ангара-А»;
-- (на краю крыши ГКП) ажурная решётчатая трубная стеньга с оборудованием:
--- антенный пост радиопеленгатора АРП-50Р, многочисленные антенны радиосвязи;
-- (в центре галереи сигнального мостика, за ГКП) центральный пост сигнальщиков-наблюдателей;
- на шкафуте (между центральной надстройкой и надстройкой оборудования систем управления артиллерийским и ракетным оружием) два четырёхтрубных торпедных аппарата 533-мм ТА ЧТА-53-1135:
- на полуюте:
-- надстройка оборудования систем управления артиллерийским и ракетным оружием: агрегатный и антенный пост системы управления ракетным оружием АП СУО 4Р33 и антенный пост АП РЛС СУАО «Турель»;
-- грузовой катер (правый борт) и шестивесёльный ял (левый бот), грузоподъёмное оборудование (кран-балки правого и левого бортов);
-- надстройка и корпус оборудования и агрегатов «дымовой трубы»;
-- скрытая в корпусе корабля кормовая пусковая установка зенитного ракетного комплекса ПУ ЗРК «Оса-М»;
-- скрытая в корпусе корабля пусковая установка зенитного ракетного комплекса ПУ ЗРК «Оса-М»;
-- верхняя 76,2-миллиметровая спаренная корабельная башенная артиллерийская установка АУ АК-726;
- на юте:
-- нижняя 76,2-миллиметровая спаренная корабельная башенная артиллерийская установка АУ АК-726;
-- два бортовых наружных трапов для личного состава;
-- низкая надстройка-ангар рабочего тела и ПОУ ГАС «Вега»;
-- две бортовые пусковые установки корабельного комплекса радиоэлектронного подавления для постановки пассивных помех (дипольных отражателей и ложных тепловых целей) ПУ НУРС СППП ПК-16;
-- два бортовых брашпиля для кормовых швартовов и буксиров;
-- два бортовых буксируемых противолодочных охранительных устройств БОКА-Ду;
-- минные рельсы, большой и малый трапы-сходни, иное корабельное оборудование;
-- кормовой флагшток.

Все эти объекты, кроме антенных постов радиолокационных станций, расположенных на трубчатых решетчатых фермах, я посетил, потрогал руками, осмотрел со всех сторон. Я даже лазил по скобам на фон-мачту, выполняя поручение годков «сбегать на клотик и принести чайник кипятку для чая». Годки, подгодки и матросы штатного экипажа БПК «Бодрый» потешались, глядя как я всерьёз лез на мачту, придерживая огромный пустой алюминиевых. Когда я упрямо долез до марсовой фермы, где были установлены антенны пеленгатора АРП-50Р, мне с тревогой хором заорали, и приказали немедленно слезть, после чего меня ещё и упрекнули за то, что я «флотских шуток не понимаю». При этом годки с одобрением отнеслись к моему «глупому геройству» и знанию устройства корабля, потому что клотик – это небольшая плоская металлическая крышка (блин, яблоко, шишка) вершины (топа) мачты, стеньги, брам-стеньги или флагштока с выступающими краями и вделанными в неё шкивами для сигнальных флагов.

Досконально мне удалось изучить, исследовать, увидеть, пощупать и познать устройство и насыщение корабля проекта 1135 типа «Буревестник» оборудованием и вооружением в период с 7 марта 1972 года по 12 августа 1972 года на своём родном БПК «Свирепый». Особенно плодотворно удалось изучить устройство корабля во время пуско-наладки боевой информационно-управляющей (компьютерной) системы БИУС «Требование-М» 26 ноября 1973 года. Поэтому виртуальное путешествие по боевому противолодочному кораблю проекта 1135 типа «Буревестник» легендарному БПК «Свирепый» мы совершим во время написания новелл, относящихся к ноябрю 1973 года.
 
Иллюстрация: Август 1981 года. БПК-СКР «Бодрый» проекта 1135 типа «Буревестник» в Гданьской бухте Балтийского моря.


Рецензии