Ахиллес или преодоление непрерывности
Реальная непрерывность, реальное целое имеет ограниченность «сверху». И поэтому она не умножается, как это видно у Зенона. У Зенона она только делилась. Это значит, что она ограничена максимальным размером, но не ограничена минимальным. В этом и состоит противоречие в апории «Ахиллес и черепаха». Если непрерывность ограничена максимальным размером (а это в случае апории расстояние между Ахиллесом и черепахой), то это признак целого. Целое, имеющее части теоретически можно делить бесконечно. Но лишь теоретически. Потому что, если части будут делиться бесконечно, то целое не реализуется. Часть не может иметь нулевого размера. Целое должно иметь ограниченные части, как упоминалось выше. Конечное в бесконечном. В любом целом есть минимальный размер. Если его нет, то целое невозможно. Целое превращается в апорию. Если Зенон ограничил свою непрерывность максимальным размером, то он должен быть ограничить ее и минимальным, а он этого не сделал.
Понятно, что реальное целое не является апорией и поэтому обязано иметь минимальный размер (предел) для своих частей. Скажем, тело человека имеет максимальный размер – это само тело. И минимальный размер своих частей – символические атомы. Неважно что они из себя представляют на сегодняшний момент и как называются, важно что они есть. Для целого времени это означает, что в нем присутствуют разные размеры, от светового года до разных миллисекунд и тому подобного. Единственное отличие бытия от любого другого целого состоит в его абсолютности, то есть в том, что само бытие не является частью чего-то большего. Но как и любое целое время «ограничено», имеет максимальный предел, определяемый по всем его частям в совокупности, так и минимальный предел, определяемый по минимальной из его частей. Для времени – по минимально возможному движению во времени (а не в пространстве). В настоящее время это количество колебаний какого-то там «атома». Физики знают...
Таким образом движение настоящего момента ориентируется на минимальный предел, можно назвать его квант времени. Теперь мы имеем картину, напоминающую другую апорию Зенона – «Стрела». Если полет стрелы представлен неким количеством состояний, то, как доказывает, Зенон нет никакого движения. В каждом из состояний стрела покоится, значит она покоится вообще. В отличие от стрелы Зенона картина для движения настоящего момента несколько меняется. «Стрела времени» покоится, но меняется ее содержимое. То есть в каждом состоянии находится новая «стрела». У Зенона она не изменялась. Это была одна и та же стрела, которая покоилась. Но суть настоящего момента в том, чтобы не изменяясь самому, «фиксировать» изменения своих частей, своего содержимого. Движение настоящего момента не внешнее, как в пространстве, а внутреннее. Поэтому для времени обе рассмотренные апории Зенона неприемлемы.
Реальная непрерывность бытия как целого не испытывает нужды в бесконечном делении, но в каждый момент ориентируется на минимальный размер своих частей. Похожим образом устроено любое целое. Именно принцип целого, кстати, положен в основу современной теории подлинного бытия – онтологии определенности. Целостность – это основа мироздания.
PS
Осталось добавить, что квант времени и квант пространства - это одно и то же и равно планковской длине, т.е. грубо - десять в минус тридцать пятой степени. Вот и закончилось бесконечное деление Зенона для реальной Вселенной. "Просто расстояния" не бывает. Расстояние всегда выражается в чем-то. Скажем, один метр. Например можно выразить и в планковской длине. В этом случае никакого меньшего расстояния быть не может. А значит и нечего преодолевать. На этом уровне происходит только мгновенное перемещение в пространстве из одного состояния в соседнее, хотя уже сейчас известен эффект туннеля, когда частица оказывается в другом удаленном месте, непонятно как пройдя весь путь. Но самое большое число отрезков, в которых может побывать тело при своем движении - это расстояние, выраженной в планковской длине и оно, как мы видим не бесконечно. Переместиться на длину, меньшую планковской, вам не даст время, оно же реальное пространство. Вы просто исчезнете из реального пространства согласно принципу Гейзенберга, который и сам уже строится на вероятностях. А уж если рассматривать актуальность, то вряд ли физическое пространство готово допустить такое исчезновение.
PPS
Движение не есть пространственный феномен. Движение целостно само по себе и делиться не намерено. В этом оно подобно любой другой целостной сущности. К этому естественным образом приводит апория Зенона. Таким образом, он фактически показал как не надо думать о движении. И он совершенно прав - бесконечность пространства, обусловленная свойствами непрерывной пустоты непроходима. А время также не является непрерывным, а представляет собой последовательность состояний, то есть состоит из "точек", которые являют событиями начала и окончания отдельных движений.
09.03.2024
Свидетельство о публикации №223020500263