По морям Ч. 4 гл2 Кто хочет поработать?

По морям Ч.4 гл.2 Кто хочет поработать?

Не просто так вспомнилась фраза из фильма ‘ Операция Ы‘: «Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет поработать?» Представьте, что вам на лодке надо подойти кормой перпендикулярно к берегу реки, но берега не касаться. И стоять так некоторое время, чтобы выгрузить или погрузить что-то. Опытный лодочник бросит с носа якорь, а с кормы закрепит на берегу верёвку, чтобы лодку не сносило течением. Именно так и делали « Нефтегазы» при обслуживании буровых, только заводили 2 якоря. Ветер ведь может менять направление. Бросаем левый якорь, спускаемся вправо, потравливая якорь-цепь. Бросаем правый якорь. Спускаемся к буровой, выбирая левую и травя правую цепь. Потом травим обе цепи, приближаясь к буровой. Заводим швартовы с кормы на буровую. У-уф, встали за пару часов! Начинаем выгрузку контейнеров под руководством стивидора и стар. пома. С проверкой по накладным. Потом шланг подаётся для выдачи топлива, после топлива выдаём воду. При ветре 10 м/сек. работа прекращается, отходим от буровой. Всё это занимает примерно неделю. Возвращаемся в порт. Выгрузка-загрузка занимает плюс-минус 7-10 дней. В этот период рейс может сделать второй снабженец. Не очень спешный режим. Следует ещё добавить, что экипаж « Нефтегаза» был 23 человека. И вот я на ‘Оксбридже‘. Экипаж: капитан, стар.пом., стармех, 2-й мех., два матроса, повар. 7 человек. В три раза меньше! Два стажёра не в счёт. Кроме меня был ещё парень с Арубы. Раньше я думал, что это из сказки страна. Оказалось, что один из Антильских островов. Климат прекрасный. Работал он там на буксире. Вдруг решил закончить мореходку в Голландии. Это понятно, потому что Аруба входит в состав Голландии. Но сменить райский уголок на холодную, сырую Голландию? Не понимаю. Имя его было длинное, вроде Адреас Руис де Садро. Но на ‘Андрюша‘ он тоже согласился. Экипаж был интернациональный: повар индонезиец, матросы испанцы, механики филиппинцы. Старпом Сергей, через  месяц заступавший капитаном, из Калининграда. Капитан хорват. Хорватия в то время воевала с Сербией, поэтому к русским он симпатии не испытывал. А ведь он должен написать рапорт о подготовке стажёров. Вышли на ‘большую дорогу’ Ла Манша. По одной стороне суда идут на юг, по другой- на север. По правилам суда должны расходится на расстоянии 4 км. Ещё бы, ведь ‘тормозной путь‘ супертанкера или контейнеровоза 8-9 километров. Какие правила, если надо обслужить 6 буровых и два рига (большие платформы для бурения и откачки нефти). Палуба забита контейнерами вплотную, длинномер(трубы) вдоль борта. Проскальзываем между судами на дистанции 100-150м. Никто не возмущается. Это же снабженцы, сумасшедшие! Подходим к первой буровой. Наша задача с  Андрюшей: несколько дней только наблюдать за работой. Каждый рейс меняем наставника: капитан, стар. пом. Никаких якорей и швартовов. Штурман держит  судно в одном положении, работая винтами и подрулём. Над головой висит таблица направления и скорости течений на данный день, которое меняется по кругу за 24 часа и датчик направления и скорости ветра. Работа начинается сразу по подходу. Механики подают топливный и водяной шланги для закачки запасов. Матросы забираются на нужные контейнеры по указанию штурмана,  подцепляют к стреле крана буровой, спрыгивают и дают команду на подъём. После выдачи принимаем с буровой контейнеры с мусором, отходами. Опять матросы скачут вверх-вниз. Какой-то сумасшедший дом, а всё идёт безупречно. Пять часов- и работа выполнена. Идём к следующей буровой 5-10 часов и всё повторяется. На пятый день к вечеру вернулись в Ден Хелдер. Только успели подать швартовы, к борту подкатили машины для выгрузки контейнеров. Ночь отдохнули. С утра началась погрузка и после обеда вышли в рейс. За месяц только два раза мы отстояли в порту сутки. Примерно через неделю нам с Андрюшкой стали доверять стоять на ручках при работе с буровой. Случались и неприятные ситуации. Однажды Андрюшка задержался с выходом на вахту, и я остался со старпомом поболтать о Калининграде, куда собирался переезжать. Поступила команда встать бортом к буровой для выгрузки длинномера. После этого мы снова развернулись кормой. Примерно через час просят ещё раз встать бортом. Ничтоже сумняшеся разворачиваемся, для выгрузки длинномера, сдали. Пытаемся развернуться, а не можем. Протабанили за разговором, что течение сменилось и тащит нас к колоннам. Если прикоснёмся к колоннам, сработает защитная система и вся буровая вырубится. Это катастрофа. Сергей побледнел и командует: вставай на подруль, держи нос, а я машинами корму держу. Даёт самый полный вперёд. Руль право, чтобы отбивать корму. Я подрулём нос влево отвожу. ‘Оксбридж ‘ как рысак рванул вперёд, только что на дыбы не поднялся. Матрос Хуан от страха присел за бортом. Проскочили мы колонны. Хуан поднялся на мостик: «Ну вы даёте! До последней колонны сантиметров 40 было. Я чуть не обделался со страху!» И тут с буровой вызывают: “ Ну где вы там ползаете? Вставайте быстрее! “ Серёга весь бледный, руки трясутся: “ Да-да, подходим уже.“  Был и ещё один случай. Тут я уже сидел на ручках. Матрос подцепил контейнер, спрыгнул вниз, подал знак 'вира ' и встал около ряда контейнеров. Крановой начал подъём, но тут корма поднялась на волне. Крановой остановил подъём и контейнер заскользил по палубе вдоль ряда контейнеров, у которых стоял матрос. «Вира!»- заорал я в микрофон. Всё, убил человека. Вдруг слышу шаркающие шаги по трапу, заходит бледный матрос. Как-то умудрился он втиснуться между контейнеров. Жить захочешь-влезешь!
Нервов мне эта практика попортила много. У Андрюшки тоже происшествий хватило. В конце рейса мы оба получили положительный отзыв на работу. Я спросил куда он планирует устроиться после экзамена в училище. « Хочу сюда вернуться,-отвечает,- Каждая вахта здесь челендж (вызов)» Молодой парень, адреналин ему подавай. В офисе поинтересовались после рейса: «Хочешь ли продолжить работу на снабженцах, или на судах охраны?» Я выбрал суда охраны. Адреналина мне хватало. Полетел в Мурманск увольняться из АМНГР.
PS  Эти происшествия и другие подробнее описаны в повести Далвас. Главы:
Спасение ПИНД-осов; Отчаянный Викс, Взгляд кобры.


Рецензии