Введение, ч. 1. Общая теория информации

Научность подхода к задаче повышения уровня развития общества требует начинать решение такой задачи с совершенствования мировоззрения. Недостатки существующего мировоззрения проявляются уже в том, что естествознание и обществоведение выглядят обособленными друг от друга, хотя и производятся попытки переноса теоретического и практического опыта, добытого в одной области знания, в смежную область знания. Такое движение условно отображается схемой (рис.1), в которой отдельным блоком выделена наука об информации. Эта наука отнесена к естествознанию. На текущий момент времени отнести ее к обществоведению довольно сложно, несмотря на то, что понятие информации ровно настолько же важно в обществоведении, как и в естествознании.

Такое состояние науки можно объяснить лишь недостатками  используемого мировоззрения, которое либо просто противопоставляет общественное и естественное друг другу, как это делает любое религиозное мировоззрение, либо содержит в себе некоторые неточности и упущения в отражении реального мира, которые можно наблюдать даже в таком научном мировоззрении, как диалектический материализм.

 Противопоставление общественного  естественному невозможно убрать или сгладить, используя религиозные мировоззрения, потому что такое противопоставление является их основой.  Данную цель можно достичь лишь на основе совершенствования научного мировоззрения, стремящегося к повышению точности отражения законов и свойств реального мира. Представляется, что к такому мировоззрению можно отнести лишь диалектический материализм (диамат). Только диамат может реально претендовать на роль мировоззрения как преднауки, проверяемой и опровергаемой опытом. Как бы к такому мировоззрению не относились, взять его и уничтожить не получится по той причине, что основные его законы отражают реальные свойства окружающего мира. Можно взять и придумать другое название для нового научного мировоззрения. Но это мировоззрение будет пустой фантазией, если в него не будут каким-то образом перенесены рациональные зерна из существующего диамата. Так будет только потому, что, как уже говорилось, основные утверждения диамата отражают свойства реального мира. Мир один и законы у него тоже одни. Именно поэтому диамат возник не сам по себе, а явился развитием идеалистического учения, в основных своих моментах правильно отражающего часть законов окружающего мира и потому не противоречащего существующему опыту. И любое следующее мировоззрение может называться как угодно, но чтобы быть научным, оно должно будет использовать вехи, расставленные как диаматом, так и идеалистическим учением (Гегеля), на основе которого диамат образовался. Только так можно выйти на новый уровень развития мировоззрения.

Основные законы диамата (их также называют тремя основными законами диалектики) следующие:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
3. Закон отрицания отрицания.

В самом своем простом понимании первый закон говорит о том, что без противоположностей не может существовать никакого движения (изменения). Этот закон должен быть интуитивно понятен, потому что  только противоположности позволяют зимой скатиться на санках с горки. Нет противоположностей – нет ни горки, ни движения. Если есть плюс, то где-то должен быть и минус.

Второй закон гласит о возможности качественных изменений при переходе количественных изменений через некоторые границы. Такие изменения наблюдаются, к примеру, при достижении критической массы урана, снега, воды, заряженных частиц и прочего, приводящих к взрыву, сходу лавины, прорыву дамбы, образованию молнии и прочему, соответственно. Все эти факты наблюдаются, систематизируются и от них никуда не деться, даже если  зарыть голову в песок.

Третий закон диамата - о развитии. При этом подразумевается тут развитие именно живого мира, состоящего из субъектов, потому что, скажем, рост кристаллов, что тоже можно было бы причислить к развитию, на самом деле является лишь отражением первого и второго законов. Развитие живого - это нечто иное. Закон отрицания отрицания в своем самом простом понимании  - это своеобразное отражение закона развития субъекта методом "тыка". Такой метод вынужден  использовать любой субъект, пытающийся выжить в окружающем мире. Закон отрицания отрицания отражает не простой перебор  возможных вариантов движения, а перебор таких вариантов с  возможностью отката назад при достижении тупика. Выглядит все это примерно как поиск выхода из лабиринта с множеством развилок и тупиков. Если бы не существовало закона отрицания отрицания, отражающего определенные свойства субъекта, то любое попадание в тупик приводило бы к остановке развития субъекта или к его гибели. Но свойства субъекта таковы, что при достижении тупика он обычно пытается вернуться в точку, из которой можно продолжать поиск выхода. Закон отрицания отрицания не устанавливает, а просто констатирует факт подобного поведения практически любого субъекта, будь то микроорганизм, животное, человек, предприятие или общество. Любой субъект так или иначе "оценивает" результат каждого совершенного "тыка" с последующим возможным изменением как тактики, так и стратегии. Некоторые субъекты такую "оценку" делают благодаря наличию условных и безусловных рефлексов, о которых немало говорится в научной литературе. Развитие субъектов иногда доходит до такого состояния, при котором метод "тыка" заменяется на метод "научного тыка". При этом научность "тыка" обеспечивает тот же собранный опыт, трансформирующийся не просто в условные и безусловные рефлексы, а в различные модели и теории, позволяющие делать максимально эффективным каждый последующий "тык" субъекта. Метод научного "тыка", которым обычно пользуется любой человек, иногда представляют почему-то в виде движения по спирали, хотя более разумно выглядит представление его во времени в виде прогрессирующего возвратно-поступательного движения. Как уже говорилось, характеризуется такое движение тем, что при достижении в своем развитии некоторого тупика субъект для продвижения вперед пытается осуществить возврат в некоторую точку с целью обхода данного тупика.

               
                Далее: http://proza.ru/2023/02/12/905
                Назад: http://proza.ru/2023/02/12/832
               


Рецензии
Тема, конечно, заслуживающая внимания. И стиль изложения благоприятен для большинства читателей, не отяжелённых знанием диамата.
Но, как говорится, "ближе к телу".
Из вступительного слова автора. "Многим вряд ли понятны основные принципы работы экономики. Судя по экономической литературе, они не совсем понятны даже академикам, строящим многоэтажные экономические здания на кривых экономических фундаментах".
Многим непонятны даже принципы работы их телефона - тем не менее они пользуются этим устройством каждые 5 минут, а некоторые, особо болтливые, ещё чаще.
В Евангелии есть выражение: "Будьте как дети". Обычно на него не обращают внимания, так как оно выглядит слишком просто, даже банально. Тем не менее в нём - суть христианства. Речь идёт о естественности. То есть человек устроен так, что при определённом строе его сознания и души в нём включается тот уникальный уровень, который называется "рождением Свыше". Если до этого момента индивидуум руководствовался законом отрицания отрицания, то есть "методом тыка", то в связи с "подключением к Источнику" он живёт, как выразился один самоназванный апостол: "и уже не я живу, но живет во мне Христос". То есть низшее "я" (сознание), которое называют ложным, замещается Высшим, истинным, и Душа становится свободной от закона "единства и борьбы противоположностей" - "древа познания добра и зла". В природе так живут те же птицы - их образ наиболее подходящий...
Чайка летает не потому, что досконально изучила аэродинамику, РЛЭ, НПП и проч. лётные документы, а потому, что у неё это "в крови". Она естественным образом чувствует динамику полёта, каждое, еле заметное изменение воздушных потоков. Она запоминает местность, прекрасно ведёт комплексную ориентировку... Не зная экономики, птица в любых условиях добывает себе пищу, то есть энергию (смысл экономики). Вот что такое "будьте как дети". И человеку этот уровень (Древо Жизни) присущ изначально, плоды его уникальны... Не просто животный, а сверхразумный. Но он его однажды потерял, скатившись на низший. Теперь ему нужно постоянно наступать на одни и те же грабли, набивать шишки, искать выход из тупиков... И сколько его не учи всевозможным наукам, а душа противится: "Я домой хочу! Не нужно меня принуждать к тому, что всё равно прахом пойдёт! Ваши вавилонские башни мне надоели!"
И в этом противоестественном - чужом состоянии люди существуют многие тысячелетия, не подозревая наличия Того, что является для них родным.

Валерий Ветер   19.04.2024 11:56     Заявить о нарушении
Вы пишете: "Из вступительного слова автора. "Многим вряд ли понятны основные принципы работы экономики. Судя по экономической литературе, они не совсем понятны даже академикам, строящим многоэтажные экономические здания на кривых экономических фундаментах".

Да, я говорил где-то такие слова. Но не припомню, чтобы я говорил их в "Общей теории информации". Информация используется не только в экономике. Не могли бы вы указать точно, откуда эти слова взяли, ссылаясь на введение к общей теории информации?

Сергей Гайворонский   20.04.2024 21:53   Заявить о нарушении
Здравствуй, Сергей. Эта выдержка из твоего резюме - текста, расположенного на главной страничке под фотографией.

Валерий Ветер   21.04.2024 11:01   Заявить о нарушении
Хотя ты и инженер, притом советский, но поступил нехорошо.
Прежде чем удалить резюме и ответы, которые тебе не подошли, нужно было хотя бы предупредить их автора. Так поступают нехорошие и нечестные люди.
Больше Я тебя не побеспокою. Пусть тебя беспокоит твоя совесть.

Валерий Ветер   22.04.2024 12:56   Заявить о нарушении
Я ничего не удалял. И, по-моему, никто не удалял, потому что все на месте.

С цитатой понятно. Вы пишете: "Но, как говорится, "ближе к телу" и приводите цитату, которая практически никак не относится к рассматриваемой вами теме.

Это называется "ближе к телу"? Скорее, подальше от "тела", потому что взятая цитата относится не к теории информации, а к работе "Основы физической (естественной) экономики" (http://proza.ru/2023/03/01/1841). Также ее можно отнести к книге "Эксплуатация человека человеком. Обоснование, разработка и моделирование новых организационно-правовых форм". Как раз в этих работах и рассказано, где и что академики упускали и упускают из виду в области экономики благодаря отсутствию развития диамата.

Сергей Гайворонский   23.04.2024 08:34   Заявить о нарушении
Что ж, извини, если так.
Вчера несколько раз пытался найти свой комментарий на «Основа научного подхода к познанию мира» (Сергей Гайворонский) и диалог под ним, но не нашёл. Когда-то подобный случай уже был. Комментарий исчез, а потом появился.
Будь здоров.

Валерий Ветер   23.04.2024 12:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.