Limina на стыке науки и религий и не только

Это статья из проекта «НЛО и другие». Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Введение.

Кто платит.

Количественная маргинальность стыка науки и религий.

Основные доклады.


Введение.


В первом международном симпозиуме академических ученых и уфологов, посвященном исследованиям UAP/НЛО и проведенном Обществом изучения НЛО, 3-5 февраля 2023 г., о котором я уже писал (см. статью Limina вне сборников), приняли участие представители нескольких международных профильных проектов. В частности, представлено два доклада от проекта Galileo, о котором я также писал (см. статью «Проект Galileo», сборник «НЛО и другие»).


Поскольку меня интересует стык науки и религий и, соответственно, исторический поход к НЛО, согласно которому они появились не после второй мировой войны, а существуют уже много веков, то этот симпозиум мне интересен именно под этим углом зрения. Просмотр аннотаций ко всем докладам показал, что подавляющее большинство, конечно, сосредоточено на современности, в одном из двух докладов, которые организаторами обозначены, как основные, рассмотрены «хроники летающих тарелок» за последние 75 лет, т.е. после окончания второй мировой.


Однако, сначала «последуем за деньгами», позволившими произойти симпозиуму: «Мы хотели бы поблагодарить Enigma Labs за их щедрую финансовую поддержку, а также ряд частных доноров, чьи взносы помогли осуществить это событие» (Организаторы симпозиума).


Кто платит.


Летом прошлого года Bloomberg писал о стартапе EnigmaLabs, зарегистрированном в Делавэре (США), который «хочет создать хранилище для каталогизации, оценки и краудсорсинга инцидентов, а также разоблачения мистификаций» НЛО. Краудсорсинг будет получен за счет бесплатного специального приложения для айфонов, которое позволит его владельцу сообщить о своем наблюдении НЛО EnigmaLabs. Название стартапа напоминает немецкий код, который Великобритания взломала во время Второй мировой войны, компания «в значительной степени финансируется фирмами Силиконовой долины», как сказал его основатель А. Смит, отказавшись сообщить подробности.


По его словам, на данный момент за последние 100 лет было зафиксировано 270 000 наблюдений во всем мире. Эти 100 лет мне уже интересны с точки зрения исторического подхода к НЛО, поэтому, заглянув в библиотеку EnigmaLabs, которую фирма позиционировала, как «краткое описание ключевых наблюдений, а также нескольких людей, организаций и теорий, представляющих интерес», я обнаружил как Тунгусский метеорит (1908 г.), так и «Наблюдение волны дирижаблей в 1896 – 1897 гг.». Это самые ранние наблюдения НЛО в этой библиотеке.


Аннотация статьи о «дирижаблях» 1896-1897 гг.:


«С ноября 1896 по май 1897 года Соединенные Штаты Америки охватило любопытное явление. Люди в Калифорнии, на Среднем Западе, в Техасе и в других местах утверждали, что видели огни и объекты в небе, которые они чаще всего описывали как “дирижабли”. Эти свидетели, которых, возможно, насчитывалось более 100 000, часто описывали летательные аппараты таких размеров, скорости и маневренности, которые одновременно превосходили доступные технологии и соответствовали популярной художественной литературе того времени.

Вокруг этих наблюдений разгорелся ажиотаж в средствах массовой информации, в результате чего появилось более 1200 газетных статей, многие из которых подпитывали предположения о существовании таинственного “аэронавта”, стоящего за сбивающими с толку сообщениями. Реже приписывались “марсианам”.

Скептики, в свою очередь, предлагали рациональные попытки объяснить эти наблюдения либо мистификацией, либо неправильной идентификацией природных явлений. Для многих эти объяснения оказались несостоятельными. Наблюдения прекратились через несколько месяцев, и их появление в значительной степени стерлось из народной памяти.

И сегодня странность заявлений, сенсационность освещения в средствах массовой информации и отсутствие систематического расследования затрудняют попытки выяснить правду о волне наблюдения дирижабля с 1896 по 1897 год. В этом и других отношениях сообщения о призрачных дирижаблях очень напоминают наблюдения UAP, которые последуют в течение следующего столетия.»

Конец аннотации


Эта статья мне напомнила недавно вышедшую книгу И.С. Бутова (Минск, координатор «Уфокома») и М.Б. Герштейна (СПб, известный в РФ уфолог) «Большая охота на призрачных авиаторов: забытые страницы Первой мировой войны в документах 1914–1916 годов», в которой представлены архивные документы и материалы из периодической печати о таинственных «аэропланах» и «дирижаблях», появившихся в 1914–1916 годах в большинстве регионов Российской империи.


У Селиконовой долины дальше публично копать в историю не хватило духа, в отличие от М.Б. Герштейна, активно развивающего исторический подход в РФ, автора 15 книг об аномальных явлениях (см. о нем в моей статье «Моё «путешествие» в аномалистику»).
 

Количественная маргинальность стыка науки и религий.


Исходя из закона Парето 80:20, т.е. 80% результата за счет 20% усилий, ориентируюсь не на полные тексты докладов, которые, наверное, будут опубликованы к лету, а на уже опубликованные аннотации к ним.


К стыку науки и религий можно отнести два доклада. Один принадлежит профессору Дж. Крипалу (Университет Райса, США), о котором я уже писал в статье Limina, вот его аннотация.


«Почему мы никогда не объясним НЛО: История апофатической мистической литературы как путеводитель»
Проф. Джеффри Крипал, Университет Райса (США)
(Why We Will Never Explain the UFO: The History of Apophatic Mystical Literature as Guide
Prof. Jeffrey Kripal, Rice University)

Французский писатель Эме Мишель любил шутить, что когда кто-то изучает НЛО, он начинает с физики и астрономии и заканчивает изучением арабских мистиков. Аналогично об НЛО часто пишут так, как будто это простой объект или обычная вещь, возможно, "угроза" в небе. Но это нечто гораздо большее. Их проявления обычно нарушают, оскорбляют (offend) или выходят за рамки тех самых различий, которые мы проводим между субъектами и объектами. Они обладают "отражающим" или "интерактивным" качеством. Таким образом, НЛО не является простым объектом, который когда-нибудь будет объяснен с помощью нашей дуалистической логики, грамматики и науки. Скорее, мы должны выйти за пределы или в сторону от нашего нынешнего порядка знаний, чтобы начать понимать, что происходит.


Конец аннотации.


Второй доклад, который можно отнести к стыку науки и религий только в смысле принадлежности его автора к католическому университету. Вот его аннотация.


К философии науки о неопознанных аэрокосмических явлениях
Проф. Бабетт Бабич, Фордхэмский университет (топовый католический университет, Нью-Йорк, США)

(Towards a philosophy of science of unidentified aerospace phenomena
Prof. Babette Babich, Fordham University)


Как философия науки относится к необъяснимым явлениям типа "близких контактов", то есть к неопознанным аэрокосмическим явлениям? Обратите внимание, что я здесь не говорю о том, могли бы философы модифицировать "каково это – быть летучей мышью" Нагеля в соответствии с лингвистикой Хомского, хотя эти точки зрения ценны, или в духе - Ник Решер "Внеземная наука". Вместо этого речь идет о концепции, ключевой для философии наука, о "сохранении феноменов" и политике научной теории и практики в дополнение к статусу научного объекта и к тому, может ли он быть причислен к предметам мировой обстановки в стиле Эддингтона или гуссерлианских "самих вещей". В дополнение к обсуждению давней озабоченности философии инопланетянами, учет UAP также будет изучен как часть политики "науки".


Конец аннотации.


Если ориентироваться на количество докладов, то очевидна маргинальность интересующей меня тематики. Эту маргинальность очень легко понять: достоверность и классификация современных наблюдений - это основная проблема исследований НЛО, но тогда  «чудеса в небесах» в далеком прошлом – еще большая проблема.  Однако, оба автора входят в редакцию журнала «Limina», что не может не радовать.


На официальном сайте Дж. Крипала обнаруживаем не только то, что он завкафедрой философии и религиозной мысли в университете Райса (США), но и о размещенных на нем материалах:


«для использования любыми заинтересованными коллегами, студентами, читателями, журналистами, исследователями, авторами, художниками и кинематографистами. Он состоит из восьми частей: (1) краткая профессиональная биография; (2) вводное эссе, рассказывающее о вдохновении и цели веб-сайта; (3) обсуждение моей основной письменной работы на сегодняшний день; (4) описание GEM, программы для выпускников, которая занимает большую часть моего преподавания и мышления сейчас; (5) обсуждение моей работы и роли в Центре теории и исследований Института Эсалена; (6) краткий обзор двух моих нынешних кинопроектов; (7) набор часто задаваемых вопросов или FAQ; и (8) несколько кратких ссылок на сайты СМИ, рассказывающие о моей работе или привлекающие к ней внимание».


ЧАВО, написанное до 2015 г.,  начинается с его скандальной известности в Индии, т.к. его книга «Дитя Кали» о великом индийском святом Рамакришне обсуждалась в индийском парламенте, но до ее запрета дело все-таки не дошло, в связи с НЛО привлекает внимание следующее:


«Вопрос. Сейчас мы перейдем к вашим более ранним книгам. Однако сначала, не могли бы вы рассказать нам, над чем вы сейчас работаете?

Ответ. … Я также очень долго работаю над возникающими мифологиями в американской популярной культуре, особенно вокруг паранормальных явлений и феномена НЛО, которые, как я по-прежнему считаю, имеют прямое отношение к истории религий и мало, если вообще имеют, к технологиям в небе или, если уж на то пошло, инопланетянам. В рамках этого проекта я читал лекции о “биологических богах” (невидимых видах в окружающей среде) некоторых недавних авторов, и мы с Уитли Стрибером вместе работаем над книгой под названием "СверхПриродное". Если немного повезет, она должна выйти в конце 2015 или начале 2016 года”.


Моё примечание. Книга вышла в феврале 2016 «The SuperNatural: A New Vision of the Unexplained». Здесь я ставлю многоточие и перехожу к аннотациям основных докладом симпозиума.


Другими словами, профессор Дж. Крипал, как и все разумные и хорошо информированные люди, придерживается исторического подхода к НЛО и не сомневается в их связи НЛО с историей религий. На этой основе и при поддержке своего университета в начале марта прошлого года он организовал международную конференцию "Открывая архивы невозможного", посвященную НЛО и аномальным явлениям, на которой выступили более 100 ученых из разных стран. Пленарный доклад на ней делал Ж. Валле, основоположник исторического подхода к НЛО. На этой международной конференции академических ученых и уфологов количественное соотношение, которое я вынес в заглвие этого пункта уже было совершенно иным.


Основные доклады.


Хроники летающих тарелок: Размышления об истории нашего увлечения НЛО и контактами с инопланетянами
Проф. Грег Эгигян, Университет штата Пенсильвания, США.

(The Flying Saucer Chronicles: Reflections on the History of Our Fascination with UFOs and Alien Contact Prof. Greg Eghigian, Penn State University. KEYNOTE)

Изучение неопознанных летающих объектов началось всерьез как широкое социальное явление вскоре после первых сообщений о летающих тарелках после Второй мировой войны. С тех пор гражданские лица, разведка, официальные лица и ученые предпринимали попытки записывать, анализировать, интерпретировать и обсуждать сообщения о встречах с аномальными воздушными явлениями и инопланетными существами. В то время как ученые из многих областей изучали эти вопросы, историки редко принимали в них участие. В этом выступлении будут обсуждаться некоторые результаты моего архивного исследования глобальной истории НЛО и встреч с инопланетянами за последние семьдесят пять лет. С прицелом на будущее аномалистических исследований в нем будет обсуждаться, какие уроки можно извлечь из тщательного изучения исторических записей.


Аномалия: В поисках "черного лебедя"
Доктор Даниэль Кумбе, Институт Нильса Бора (исследовательский институт Университета Копенгагена, Дания), ОСНОВНОЙ ДОКЛАД

(Anomaly: Searching for a Black Swan Event
Dr. Daniel Coumbe, Niels Bohr Institute KEYNOTE)


Мы рассматриваем феномен НЛО через объективную линзу науки. В первой части доклада четыре наиболее достоверных случая НЛО, подтвержденных беспристрастными данными датчиков, тщательно исследуются на предмет действительно аномальных явлений, или так называемых событий «черного лебедя». Этот анализ дает новые и потенциально важные результаты, включая необычную траекторию полета НЛО, реконструированную по фактическим данным радара, а также первую оценку массы НЛО по физическим отпечаткам, которые он оставил после себя. Во второй части выступления мы рассмотрим гораздо более широкую перспективу, рассматривая возможную связь между наблюдениями НЛО и другими переменными, такими как ядерное оружие, землетрясения, вода и ключевые исторические события. Одним из особенно озадачивающих выводов является очевидная связь между группой крови свидетеля и частотой, с которой они наблюдают НЛО. Другим является очевидный всплеск наблюдений НЛО 11 сентября 2001 года. В конечном счете, мы не в состоянии определить, что именно представляет собой феномен НЛО, но мы предоставляем доказательства того, что это, по крайней мере, представляет собой настоящую научную аномалию; черный лебедь среди белого моря.


Моё примечание. Черный лебедь – это метафора, введенная Нассимом Николасом Талебом в книге «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости», призванная описать маловероятное, трудно прогнозируемое событие на рынках, которое оказывает на них большое влияние.


Эта статья из сборника "НЛО и другие".


Рецензии