Поездка в Петербург. Глава тридцать первая

                Поездка в Петербург

                Глава тридцать первая


Вот мы и в здании аэропорта.
Чуть поодаль от входной двери видим специальную аппаратуру и женщину-контролёра,
она же сотрудник службы безопасности аэропорта "Пулково".

Контролёр, ещё до нашего прохождения через « рамку », вежливо потребовала заменить костыли ;
взамен выдала подменные, инвентарные ; а личные костыли Никиты убрала в сторону. --- Вернёт при выходе.

Поочерёдно пройдя смотровую « рамку », получив обратно свои сотовые телефоны,
а я ещё и свой мини-чемоданчик, прошедшие по короткому транспортёру
через другое контрольное устройство, мы прошли дальше по почти безлюдному просторному помещению первого этажа до лестницы эскалатора.
На второй этаж мы поднялись быстро.
Сойдя с гибкой ленты эскалатора мы оказались « на перекрёстке » разных залов.

Сын внимательно осмотрелся и показал направление, по которому надо было пройти
для оформления бумажного билета.
Мы пожелали друг другу здоровья и успехов во всём.
Обнялись, улыбнулись, крепкое рукопожатие, попрощались.
Никите надо спешить вниз, на первый этаж, а затем к автомобилю. ---
Время стоянки ограничено ; превышение лимита вероятно.
( Примерно через час я отправил смс-сообщение и мгновенно получил ответ :
« Доехали хорошо. Проблем с выездом через шлагбаум не было. » )

Перед эскалатором, везущим вниз, сын оглянулся, --- я оставался на прежнем месте,
дожидаясь начала движения Никиты на первый этаж.
Мы ещё раз улыбнулись, изобразив движениями ладоней завершение расставания.
На сердце и в Душе грусть, но не печаль.

Возле « мини-офиса » компании-перевозчика других пассажиров не было.
Я поздоровался с молодой симпатичной женщиной, занимающейся оформлением
бумажных бланков проездных\полётных билетов и передал свой паспорт.
Удобство заказа\« бронирования » при содействии Интернета очевидно :
не требуется личное присутствие пассажира в обычном кассовом зале авиационного
агентства, экономится значительное количество времени.

Показав сотруднице « Смарт-авиа » мини-чемоданчик и зонт-трость, я спросил :
«Надо ли взвешивать ручную кладь ? »
Ответная улыбка:« Нет, не требуется. Вы же указали общий вес до пяти килограммов.
А если Вы ошиблись, то на крайнем рубеже контроля, перед входом в зал ожидания
и предполётной регистрации, вес ручной клади будет уточнён. »

Никита предупредил меня про особенность провоза питьевой воды в ручной клади. -
До ста миллилитров. А могут вообще запретить иметь при себе бутылочку с водой ;
тогда придётся от неё избавиться на втором пункте контроля пассажиров и багажа.
( При прохождении контроля на первом этаже бутылочка с водой была в ручной клади ; замечаний не получено.
Значит, ограничение только в специальных зонах аэропорта. )

Времени до начала регистрации моего ночного рейса более чем достаточно.
Быть может надо было поступить иначе : не торопиться попасть в свой зал ожидания
и предполётной регистрации, а погулять по значительно объёмному пространству
второго этажа, составить впечатление, получить знания о новом пассажирском комплексе аэропорта.

((( Хорошая мысля приходит опосля. --- Да и то по причине прагматической :
во избежание вероятной жажды за долгие часы ожидания. )))
В тот поздний вечер я был настроен на выполнение намеченного плана,
наличие которого позволило почти не заметить более двух часов ожидания объявления о начале регистрации рейса на Уфу.

Когда - и, главное, куда, -  ещё доведётся вылетать авиа-рейсом из Пулково,
учту опыт, полученный в ночь с двенадцатого на тринадцатое июня две тысячи двадцать второго года.
То есть не стану спешить попасть в тот зал ожидания, вблизи которого обозначен конкретный терминал\выход на посадку.

Тогда же, в тот летний вечер, я принял решение о своём размещении в максимальной
близости от выхода на посадку, - обозначен D 05 .
И не пожалел о его исполнении, поскольку итоги оказались очень полезными.

После получения плотного бланка бумажного билета и возврата моего паспорта
я повесил чемоданчик на плечо, взял в эту же руку зонт-трость и направился
к завершающему пункту контроля, - в этой части второго этажа он отделяет посетителей от потенциальных пассажиров.

На этот раз контроль ручной клади был тщательнее : полулитровую бутылочку с водой
выявили после прохождения через рентген-камеру ;
бутылочку попросили вынуть и выкинуть в стоящую рядом большую пластиковую урну.
Прежде чем отправить весь запас воды в урну, я отвинтил пробку и сделал три-четыре больших глотка.

Специалист по досмотру, молодой человек лет тридцати, спросил о наличии у меня
медицинских показаний, требующих запивания водой таблеток.
Я сказал, что такой особенности, официально закреплённой, не имею ;
но запас необходимых для меня таблеток вожу с собой.

Бутылка с остающейся водой закрыта и отправлена в урну.
Специалист службы безопасности аэропорта просит меня открыть чемоданчик
и показать второй сотовый телефон, перочинный ножик, баночку с монетами.
Чемоданчик вновь на ленте транспортёра проходит досмотр и я получаю разрешение
забрать его.
На бланке билета ставится синий прямоугольный штамп.
Забираю паспорт, в него вкладываю билет; я и всё моё имущество допущены к полёту.

Вот я и в зале ожидания, в зале регистрации на рейсы.
Прошёл к своему терминалу и остановился.
Свободных мест нет, - металлических стульев, соединённых в секции, мало ;
людей много.
Большинство пассажиров имеет при себе объёмный багаж в виде всяческих чемоданов
на маленьких колёсиках или в виде разного размера дорожных сумок.

((( Что ж, представлю себя едущим в городском наземном транспорте.
Скоро будет остановка и многие выйдут\сойдут из салона трамвая\ автобуса\ троллейбуса.)))

Так и произошло.
Примерно через десять минут объявили начало регистрации на очередной рейс.
Одно из свободных мест в зале ожидания оказалось поблизости меня
и на этом сидении я проводил  одни сутки и встретил другие ;
ночь с воскресенья на понедельник запомнилась чётко.

Удобство отдыха на стуле со спинкой позволило заняться многими делами,
первым из которых был внимательный осмотр бланка билета. 
При его получении пригодились очки для чтения : в длинном моём отчестве пропущена
одна буква ; фамилия, имя, отчество напечатаны буквами английского алфавита.
Имеются слова на русском языке, - дублируют английский ?
Или английский дублирован ?
Понятно, бланк билета универсален : для оформления права на полёт
и за пределы России.

Фамилия, имя, отчество напечатаны на английском языке и на самом билете
и на посадочном талоне. -
В советские времена посадочные талоны изымали при регистрации.
А теперь этого не делают ?
Весь остальной текст на двух языках.
((( Лишь числа и цифры на общепринятом и всегда понятном международном языке математики. )))

Я не стал обращать внимания сотрудницы, занятой оформлением бумажных билетов,
на эту единственную ошибку в тексте.
Или мы, сын и я, упустили из виду, когда через Интернет делали заказ,
или компьютер, при распечатке, решил « сэкономить ».
Скорее всего виновата наша невнимательность.

При прохождении завершающего контроля-досмотра и при регистрации на рейс
никто не обратил внимания на отсутствие в отчестве одной буквы. -
Лишь я, « на всякий случай », был в готовности доказать соответствие
данных билета моей особе, моему паспорту.

Неширокий чемоданчик рядом со мной, на сидении ; зонт-трость рукояткой своей изогнутой держится за одну из боковых подставок для рук ;
лишние и ненужные текстовые сообщения удалены из памяти основного для меня сотового телефона ;
второй телефон, имеющий две сим-карты, проверен и вновь отключён, -
ни новых входящих звонков, ни новых смс.

Свободного времени ещё столько, что можно себе позволить его не замечать.
Быстрые наброски в обычной школьной тетради, --- памятные « узелки »
о приятной поездке на легковой « Хонде », о пребывании в аэропорту "Пулково",
о « неизбежно обязательной » новой повести в виде сугубо личных воспоминаний
о моих казанских студенческих годах.

((( Были бы у меня в Пулково ноутбук и ещё три-четыре дня ожидания,
то изготовил бы экспресс-повесть о Воейково, а затем убедил бы газету
« Вечерний Петербург » начать её публикацию. )))
Зря что ли я привёл в главах этой повести точные имена и фамилии друзей молодости ?!
Быть может кто-то из них, Ю-Хон ( Юра ) или Евгений ( Женя ), отозвался бы
и мы, через столько лет, встретились.
Встретились хотя бы для того, чтобы узнать каждому побольше о былом, -
совместить личные памяти, имеющие свои предпочтения.

Выполнив свой план по реализации задуманного, я позволил себе вновь
поразмышлять о вероятном : о том, что было бы, прими я иные решения в периоды
своего пребывания именно в Ленинграде, - в июле и в августе 1972 года ;
весной 1976 года ; осенью 1978 года ; в июле 1980 года …

                *

Коротко и по сути.

Июль 1972 года. --- Наверняка поступил бы в Пушкинское высшее командное
училище радиоэлектроники, готовящее офицеров для войск ПВО, если бы не случай :
совершенно излишняя — лично для меня --- « помощь » родного дяди, который решил
« гарантировать » прежде всего своему сыну поступление в то же училище, в ПВКУРЭ.
Письменный экзамен по математике, - отец Олега и мой дядя убедил нас поставить
специальные знаки на тетрадных листах, чтобы их проверил « свой человек » …
Кто-то из числа офицеров-экзаменаторов узнал и « принял меры ...»
Скандал …
Документы мы забрали. --- Мой двоюродный брат поступил в военно-политическое училище для тех же войск ПВО ; а я решил стать абитуриентом гражданского вуза.

Август 1972 года : недобор одного балла для поступления на дневное отделение ЛЭИС
имени Бонч-Бруевича.
Перед возвращением документов предлагали вариант : меня могли зачислить
на вечернее отделение, учитывая полученные оценки, да ещё предлагали
льготное направление для трудоустройства в качестве монтажника кабельных линий связи.

Свою помощь мог оказать дядя, через одного нашего родственника :
с моими экзаменационными оценками, полученными в при поступлении в ЛЭИС,
меня зачислили бы хоть на дневное, хоть на вечернее отделение лесотехнического института.
Но у меня тогда не было цели : лишь бы остаться в Ленинграде.

Я решил уехать из Ленинграда, устроиться слесарем на филиал казанского завода радиокомпонентов в своём рабочем посёлке, а на следующий год поехать поступать
в то же военное училище.
Узнав « чуть больше » про особенности службы офицеров в войсках ПВО,
я резко передумал стать кадровым военным.
( Обязательная военная служба в Советской армии : ноябрь 1973 --- ноябрь 1975. )


Весна 1976 года … Воейково … Дневное подготовительное отделение ЛЭИС.
Наш преподаватель русского языка и русской литературы, сотрудница кафедры ленинградского педагогического института имени Герцена,
хорошо узнав о моих способностях « сочинять очень содержательные сочинения »
по любым темам, видя мою почти стопроцентную грамотность, - получше бы почерк ! - читая мои интересные тексты, не имеющие грамматических ошибок, - пунктуация
на « четвёрку », - высказала своё мнение после одного из занятий :
« Вам бы лучше поступить к нам, в педагогический. Не все становятся учителями ; кто-то уходит в журналистику, кто-то в издательства,- корректорами, редакторами ; а кому-то дано быть литератором.
Я знаю много примеров такого преображения после учёбы на нашей кафедре.
Кафедра « Русский язык и русская литература » одна из сильнейших,
одна из основных в институте.
Подумайте ! » 

Но я предпочёл ЛЭИС, имея сильное желание учиться по специальности « Радиосвязь
и радиовещание ».
( Знал бы я заранее о предстоящем распределении большинства слушателей
и слушательниц подготовительного отделения, после сдачи выпускных экзаменов, 
на не самую престижную кафедру « Многоканальная электрическая связь. - Автоматические телефонные станции и магистральные линии связи »,
то действительно подумал бы и, очень вероятно, послушался бы доброго совета замечательной преподавательницы русского языка и русской литературы,
которая обещала помочь подготовиться к вступительным экзаменам
в педагогический институт имени Герцена. - Центр города, набережная реки Мойка,
близость Невского проспекта.


Октябрь или ноябрь 1978 года.
Я уволился по собственному желанию с тепловой электростанции, с ГРЭС,
и уехал из своего рабочего посёлка в Ленинград, очень сильно желая стать
его постоянным жителем.
В советские времена было такое явление : трудоустройство по лимиту ;
то есть чтобы жить в Москве, в Ленинграде, во многих столицах союзных республик,
во многих крупных и просто престижных городах Советского Союза, -
например, в Крыму или в Краснодарском крае, - надо было согласиться трудиться
определённое количество лет по специальностям и в условиях,
которые очень не нравились коренным жителям, обладателям постоянной
прописки\регистрации в данных городах, в данной местности.

Исходя из гарантии получения через три года отдельной комнаты в Ленинграде
я выбрал трудоустройство в один из ремонтно-строительных трестов,
чьё общежитие в самом начале Московского проспекта.
Объекты --- в центральных районах Ленинграда.

Помнится бюро по трудоустройству чуть в стороне от Невского проспекта.
Были варианты : дворником в одном из центральных районов города ;
или водителем трамвая, --- трамвайный парк на Васильевском острове,
там же общежитие ; или водителем троллейбуса в "спальных" районах.

Собственная комната …
Всего лишь через три года труда в ГРСТ № 13.
И я заимею постоянную ленинградскую прописку !
Выбор очевиден.

Но я недолго трудился и где-то в середине декабря был вынужден покинуть Ленинград.
Причина уважительная : вегето-сосудистая дистония ; диагноз был поставлен
после моего примерно четырёхдневного пребывания в одной из больниц.
Врач, мужчина-терапевт, дал рекомендации по восстановлению нормального состояния
сердечно-сосудистой деятельности.
Главное для меня : быстрее переменить климат.

На вопрос о моих в Архангельской области, без жалоб на здоровье, двух годах срочной службы, я получил ответ : « Так всем солдатам, ещё до присяги,
делают специальные инъекции : усиливают\укрепляют иммунитет. »


Июль 1980 года.
Глупое моё решение поступать в год олимпиады …
В педагогическом институте конкурс высочайший : минимально требовалось набрать
двадцать два балла из двадцати пяти. ---
Четыре экзамена и средний балл школьного аттестата в идеале давали двадцать пять баллов.
Я же по итогам вступительных экзаменов и от аттестата суммарно заимел
лишь двадцать баллов.
((( Поступить на вечернее не предлагали. - Или сам я этого не желал, или не было
вечернего отделения. )))

Надо было ехать в Казань, в 1979 или в 1980 году, - поступать не в институт,
а в университет, на историко-филологический факультет.
((( Невзирая на риск : перестал я быть комсомольцем аж в 1977 году. )))
А от идеалистического вступления в КПСС, весной 1980 года, меня удержал
местный райком партии : « Он же не комсомолец ! »

Ленинград влёк столькими своими преимуществами.
Даже климат его можно было бы « подстроить под себя », приняв меры верные.


                *

Время ожидания постепенно, - « и так незаметно лишь для меня, » -
подходило к финишу.
Задуманное сделано, новые вольные мысли оформились и переместились в конкретные ячейки памяти, дополнив в них имеющееся.

Ни кушать, ни пить не хотелось.
Буфет был виден на втором этаже, поблизости от этого зала ожидания.
Да и предполагаемые цены удерживали меня даже от простого любопытства.
Нет необходимости --- нет желания.

На большом цифровом табло появились предупреждающие ожидающих пассажиров
строки : скоро начнётся регистрация на рейс для вылета в Челябинск.
Чуть погодя, за соседним терминалом, образовалась большая очередь на самолёт
до Самары.
Вслед за текстами сообщений появились звуки голоса диктора, сообщающего
то же самое.

Примерно через полчаса появилась текстовая информация относительно рейса в Уфу :
обозначились время начала регистрации и время вылета.
Я не стал торопиться и занимать место в быстро организованной очереди. ---
Людей было много, процесс длительный, спешить некуда.
Дождусь очереди в пять, в шесть человек и тогда пойду на регистрацию.

Так я и поступил.
За мною встали в очередь только-только подошедшие десять человек.

Регистрация прошла без происшествий, бодро, с улыбками. ---
Всего-то один час ночи.
Для больших городов час ночи почти ничего не значит в смысле хода ночной жизни.

Пройдя стойку регистрации, получив обратно свой паспорт и свой билет,
я иду в ту сторону, которую указали сотрудницы аэропорта.
Удивился тому, что не вижу массового скопления пассажиров в ожидании посадки
на специальный автобус, едущий до трапа. --- Сколько летал, всегда было так.

А крайний раз я летел очень и очень много лет назад : в июле 1997 года из Уфы
в Москву ; до Петербурга прямого рейса в тот день не было.
Из Москвы доехал поездом.

Короткий неширокий коридор, я и мои попутчики\попутчицы входим в нечто, напоминающее выдвижной тамбур.
Оказывается, посадка в самолёт происходит таким образом, что прямо из здания аэропорта пассажиры входят в салон самолёта. --- Удобно и быстро.

На входе в салон здороваюсь с одной из бортпроводниц, показываю свой билет
и спрашиваю : « Далеко идти ?  Место такое-то. »
Стюардесса отвечает и показывает направление в сторону хвоста самолёта,
по правую руку.
Благодарю, двигаюсь по узкой дорожке между рядами кресел.
Слева и справа от прохода по три кресла, - в одном ряду шесть мест.

Мой ряд двадцать шестой, место « С » самое дальнее от иллюминатора.
Если смотреть по направлению предстоящего полёта, то места с обозначениями « А», « Б », « С » в левой части салона.
Значит, скоро появится возможность увидеть « восход » Солнца, - ведь мы полетим относительно Пулково\Петербурга на восток, на юго-восток.

Свой чемоданчик и зонт-трость помещаю в верхнее багажное отделение,
помогаю кому-то поставить вещи туда же.
Занимаю своё место, ремень не пристёгиваю. --- Два соседних места пустуют.

Вот и мои попутчицы : две молодые женщины, не знакомые друг с другом. ---
Изолированное поведение, всё делают индивидуально, без взаимопомощи.
Здороваюсь, оказываю содействие : ставлю наверх их сумки, с трудом находя
свободное место в ближней части багажного отделения для ручной клади.
Наш полу-ряд на своих местах.
Ремни пристёгнуты.

Три стюардессы, разной степени привлекательности, напоминают о правилах полёта.
Салон А-320 полон, свободных мест не видно.
31 один ряд по 6 мест, 186 пассажиров.- Все взрослые люди разных возрастов.

Согласно расписанию рейс начался в один час сорок пять минут тринадцатого июня.
Слышен звук набирающих обороты двигателей.
Происходит быстрое движение аэробуса по взлётно-посадочной полосе, затем следует постепенный набор высоты в ещё светлых небесах Петербурга.





                13.02.2023


Рецензии
Здрав будь, Александр!
Глава тридцать первая посвящена расставанию с сыном, при котором ты испытал грусть, но не печаль - неизгладимое впечатление для автора и для читателя. Эти твои слова подействовали на меня, окрасив восприятия особенными чувствами. Недаром же ты обозначил эту главу как неизбежно обязательной в виде сугубо личных воспоминаний...
Вылет рейса 13 июня 2022 года в 1 час 35 минут по московскому времени...
Благодарю за то, что поделился частью своей жизни...
Будь!

Милена Боженова   09.03.2023 11:17     Заявить о нарушении
Благодарю, Милена !

событий большинства значительность идёт от восприятия предельно личного.

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   09.03.2023 21:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.