Вещь-в-себе и Вещь-для-нас в политической игре
Что-то большее – то, что мы называем туманным и неоднозначным словом «душа». У людей Эры Мифа предметы всегда сопряжены с чем-то потусторонним, табуированным, невидимым, или условно-видимым (то есть, сновидениями).
Взгляд мифотворцев как бы двоится: это легко себе представить за туманом далекого прошлого...
В какой-то момент приходит философ – он же фисик, он же ученый.
Он говорит: Вещь – это вещь, и больше ничего! Ничего Другого: всякое Другое есть ДРУГАЯ вещь – как в себе, так и для нас. Но это – одно и то же, иначе, пред нами не ВЕЩЬ, а БРЕДНИ!
...Так дело обстояло до последней четверти XVIII века.
Тогда (незадолго до вооруженного переворота в Париже), в 1781 году на сцену выходит Вещь-в-себе.
«Что это такое?» – приличный, казалось бы, вопрос. Ан нет, НЕ приличный: всякое ЧТО – только для нас. А то, что НЕ для нас, что не существует в пространстве-времени (и НЕ факт, что оно вообще существует), ЧТО мы не можем познать и даже представить – это уже не ЧТО, а просто черт-те что. Почему? Всё то, о чем ставится вопрос «ЧТО?», суть вещи для нас, или феномены. А по ту сторону феноменов предполагается ноумен, вещь сама по себе, вне пространства-времени и других эмпирических условий.
По сути дела, в так называемой «Критике чистого разума» Иммануил Кант возвратился к дофилософскому, мифологическому, дискурсу: он постулировал потустороннюю вещь-в-себе, которая не подлежит познанию. Кант вводит диковинное слово «аффицирует»: независимо от того, существует ли она, вещь-в-себе воздействуют на наши органы восприятия каким-то магическим манером. Мы не можем судить о том, ЧТО она из себя представляет, даже о том, ЕСТЬ ли она вообще!
"Бред!", скажете вы. А Кант только ухмыльнется в ответ. Эту ухмылку не выправить, не вытравить ни Воланду, ни Соловкам...
Примеров вещи-в-себе и вещи-для-нас не приведешь. Только аллегории. Например:
Тысячи строений всех форм и размеров, дороги\улицы разной длины и качества, рощи и каналы – а за всем этим стоит нечто одно: кружочек на карте или интерактивный набор прямоугольников и линий.
Это ГОРОД.
Или, вот, несколько специфический пример:
Для Европы, он – Бык, для Леды – Лебедь, а для нас, читателей Гесиода, Аполлодора, Павзония и Палефата, он и Бык, и Лебедь, а в придачу Орел, Змей, Скарабей, и даже Дождь, причем, Золотой Дождь, существо условно живое или неодушевленное. Однако, все они – лишь различные феномены.
А за ними стоит ноумен:
«Громовержец Зевес многомощный»!
На самом деле, дело много сложнее. Немецкий философ разрезает ВЕЩЬ на два плана. Тем самым, он создает для нас условия \ платформу, чтобы мы смогли судить не о вещи «по-старинке» – говоря «да-да и нет-нет» – а о каждом из ее планов по-отдельности. Отныне, мы вполне можем НЕ НАЗЫВАТЬ вещи своими именами - как выше, в случае с Зевсом.
Одно дело, судить о вещи самой по себе, совсем другое – судить о вещи для нас.
***
Можно ставить знак равенства между Вещью-в-себе и Вещью-для-нас – и в повседневной, НЕ философской, практике, так и происходит.
А можно и НЕ ставить знака равенства между двум вещами – по сути же, ОДНОЙ вещью: можно, более того, объявить несовпадение этих двух вещей или планов «когнитивной шизофренией».
Пример такой «шизофрении» - то, что я бы назвал «Синдромом Тихановской». Запад глубоко не заботит факт наличия законно избранного президента Республики Беларусь в лице А. Г. Лукашенко. С точки зрения западных СМИ и политиков, он – вещь-в-себе: его можно игнорить. Вещь-для-СМИ – вот, что значимо! Они ведут переговоры с мадам Тихановской, совершенно не задумываясь о том, что она – никто, как для Беларуси, так и для региона. С точки зрения Запада, только «Тихановская-для-нас» и важна.
А что представляют собою все эти «гендеро-швондеры», от которых нет спасу на Западе? Мужик объявляет себя бабой, а потом отжимает снаряд, который бабе просто не по плечу. Это в лучшем случае, а в худшем – заходит в женскую раздевалку, со всеми, пардон, последствиями... И всё по закону: ведь ОН ЭТО ОНА!
Такие вот, на сегодня «легитимные самозванцы» обессмыслили само понятие спорта. Спорт ведь является соревнованием равных, в котором выявляются НЕ равные. А то, что происходит ВМЕСТО спорта сегодня, это средневековый фарс: политиканы в трусах и майках, которые призваны иллюстрировать произвол и вседозволенность!
Есть, апропо, еще один способ создания искусственного, не-спортивного, неравенства. Его предложил МОК, и этот способ называется «допингом». С ним всё так же: допинг-в-себе – то есть, который применяем мы – разрешен, а допинг-для-нас – тот, о котором заявляют СМИ – недопустим.
Доходит, порой, до абсурда. Достаточно министру обороны потрясти некой пробиркой – и вот уже, государство-рекетир позволяет себе утюжить целую страну! ЧТО в этой пробирке, никто не знает (и едва ли человек прикоснулся бы к тяжелому отравляющему веществу!). «Хайли-лайкли» – вот, оно, доказательство!
А с другой стороны, диверсия, доказанная прямо и косвенно – уничтожение стратегического имущества чужого государства – ни к чему не обязывает государство-террориста. Во всякому случае, ПОКА...
В общем, с РАВЕНСТВОМ все понятно.
Со СВОБОДОЙ дело обстоит не лучше: свобода-в-себе (та, о которой писал ап. Павел) – попросту не рассматривается. А вот «свобода-для-нас» объявлена основным достоянием «золотого миллиарда» (покуда златолюбивые миллиардеры продолжают обирать граждан Среднего класса в США и Европе).
В чем состоит эта «свобода-для-нас», догадаться нетрудно: примеров тьма! Карикатуры в Tcharlie Hebdo (и ответные эксцессы со стороны «исламистов»), вандализм, массовые грабежи и беспорядки... свободы – вагон с прицепом. Да какой там вагон? – линкор-ракетоносец! Ведь и на международной арене транс-северо-атлантическое государство ведет себя подобно своим гражданам с пониженной социальной ответственностью.
Кратко да метко, США и есть государство с пониженной геополитической ответственностью.
Что касается БРАТСТВА... Достаточно назвать лживую и донельзя лицимерную повестку братания с "афронеграми".
***
Обратную сторону «когнитивной шизофренией» мы обозначили бы как «Синдром Рокфеллера». Я отсылаю вас к словам Дж. Рокфеллера, которые магнатом сказал на вопрос журналистки о посещении им воскресной службы. «В церкви, я – сам по себе», – ответил патриарх гидрокарбонатов, – «А остальные шесть дней – это бизнес, ничего личного!»
Мне трудно представить себе того бога, которому молился самый богатый человек в истории. Вспоминаются слова ребе из классической одесской шутки: «Пожалуйста, следите за вещами, иначе кто-то может подумать, шо его молитва сбылась!»
Я пытаюсь не осуждать мультимиллиардера: ведь еще неизвестно, КОМУ и О ЧЕМ молится каждый из нас! Скорее всего, м-р Рокфеллер молился маммоне, правда, в своей кливлендской кирхе. Вообще, в протестантском Church Ltd. удобно молиться невесть кому – лики Спасителя и святых «не помешают».
Думаю, протестанты ходят в свои кирхи, чтобы легитимно передохнуть – иначе, немцы обвинят в дармоедстве – а кроме того, послушать музыку. По заветам Мартина Лютера, «музыке следует оказать величайшую честь и занять место рядом с теологией из-за ее огромного значения». Хм, если для Ильича, «важнейшим из всех искусств для нас является кино», для Лютера важнейшим из искусств была музыка.
Но не это главное! зачем молиться кому-то там, вовне, когда Моральный закон во мне, а звездное небо – высоко над сводами кирхи? Ну а мистер Рокфеллер, наверное, в своих молитвах призывал прибыли – ведь для протестанта, последние не только строчка в «Форбс», а еще и гарантия загробного блаженства!
Впрочем, все это уже другая история.
Сейчас же нам важен один момент: Рокфеллер , легко может жить в двух реальностях – одна, в которой он сам по себе, другая, в которой ничего личного. Тут, ни у Рокфеллера, ни у любого другого серьезного бизнесмена не возникает и тени когнитивного диссонанса или моральной неловкости. Как у актера, который играет запредельного подлеца за хороший гонорар.
Эти две реальности существует параллельно, нимало не мешая ни друг другу, ни бизнесменам и политикам заниматься своими делами, «без отрыва от производства» (1) (очень вредного, так сказать, производства). Тот же Рокфеллер, имея самый большой капитал в истории, платил своим рабочим сущие копейки, или не платил вовсе, а работать заставлял больше, чем может сдюжить человек.
Или, скажем, такое чудовище как Генрих Гиммлер мог лить слезы на концерте Баховской музыки, и преспокойно проливать реки крови в соседнем концлагере. А европейские политики нынешнего времени, творя бесчинства в Ливии или Косово, призывают гром и молнии на голову «военного преступника» Путина.
Тема «двойных стандартов» давно навязла в зубах, не потеряв, при этом, ни актуальности, ни правды. «Если у меня украли курицу, это зло; а если курицу украл я, это добро» - так говорят невежи, приводят слова старого бушмена и, при этом, поминая лихом европолитиков.
А люди «поцивильнее» возводят определяющую и удобную «платформу Двойных стандартов» к Двум стандартам Двух Вещей - к той вселенной, которую двести сорок лет назад создал Иммануил Кант.
________________
(1) "Имей мужество пользоваться своим разумом!" - надменно заявляет Кант. Наверное, Кант обращается к ему самому известному собеседнику - понятно ведь, что из многочисленных читателей "Критики чистого разума" ТАКИХ, мужественных, людей единицы! Подавляющее большинство людей - просто, "телеканальи": они ретранслируют мнения, которые им навязали (или продали), будучи уверены при этом, что это "глубоко наше мнение".
Свидетельство о публикации №223021300933
Однако, несколько технических замечаний:
Кант – подданный Российской империи.
Запад не считает Александра Григорьевича законным (законно избранным) президентом.
Здесь говорится о том, что закон для латинян – "вещь для нас", но как бы между строк. Или я пропустил?
В общем и целом понравилось, Георгий. И ещё понравилось, что удалось пообщаться со старыми друзьями. Очень скучаю по вам.
Александр Вшивков 09.03.2023 19:39 Заявить о нарушении
Рецензия тоже порадовала: СПАСИБО!
Насчет Канта - две заметки. Едва ли не самое поразительное то, что КЧР - это и есть первый СПЕЦИАЛЬНЫЙ трактат по философии: ведь читать Декарта, Ляйбница или Бэкона можно и НЕспециалисту (как и этого вашего Ницше 8-) а для чтения КЧР требуется особенно много времени, спецподготовка и знание терминологии и пр. Тем поразительнее влияние, которое оказала эта книга! (помню, Андрей Белый описывал, как они с друзьями пытались читать (и даже понимать) Критику... звучало забавно.
Еще одна заметка. В Архиве Канта было письмо Екатерине Великой. Радует верноподданнический тон письма: я - пишет "зеркало французской революции" - с ними не дружу! мне - кается он - эти Вольтер и Дидерот как кость в горле у кота: кущить не могу... Возьмите меня на работу, а?
Весело читать! :)))
А то
Локсий Ганглери 10.03.2023 09:13 Заявить о нарушении
Раиса Лунева 24.05.2023 15:00 Заявить о нарушении
Обязательно задержитесь на моей страничке, очень Вас прошу.
Локсий Ганглери 24.05.2023 21:02 Заявить о нарушении