Новокиевская МТС

Новокиевская МТС (машинно-тракторная станция)

Всматриваясь в старое фото - 3

 
На заставке. Снимок в районной газете «Авангард» от 22.04.1966 года: заведующий МТМ Афанасий Федосеевич Штефан (слева) беседует с механизаторами В.Бутко, И.Калюка, В.Кибкало.
 План машинно-тракторной мастерской колхоза «Заветы Ильича», составленный В.Ф.Тараненко.

Уважаемые земляки! В конце 2022 года получилось замечательное обсуждение в соцсети «Одноклассники» трёх интересных тем о нашей малой родине: новокиевский ДК, новокиевский маслозавод и мельница в Панфилово. Произошло это во многом благодаря Николаю Федоровичу Бичехвосту и Валентину Федоровичу Тараненко, поделившимся интереснейшими воспоминаниями. Много было открытий в этом обсуждении!
 Ну и, пожалуй, впервые была упомянута ещё одна организация, существовавшая в Новокиевке, это машинно-тракторная станция или МТС. Её большое здание и сейчас выделяется на въезде в хутор. Для меня это тоже памятная организация, т.к. там работала токарем в войну и послевоенные годы моя мама, тогда Ряснова Антонина Никифоровна. У земляков нашлось что вспомнить про эту часть хуторской истории. Ну а здесь я только систематизировал почти всё, изложенное земляками.
 
Можем предположить, что Новокиевская МТС была организована в конце двадцатых-начале тридцатых годов прошлого века. В воспоминаниях земляках можно встретить фамилии шоферов и трактористок того времени. По дополнениям от Александра Федоровича Тараненко: «Раньше МТС не принадлежала колхозу, и даже Панфиловская МТС была филиалом Новокиевской. Во время войны МТС была простенькой и не кирпичной, вряд ли была пригодной для танков. Капитальное здание строили в 1950-х. Ездили по хуторам в поисках больших камней - дробили их для фундамента. 4 больших валуна нашли около Красавки по подсказке пацанов. Чуть позже МТС была передана колхозу».

А теперь, скажем так, официальная информация для младших поколений, немного истории из Википедии, поскольку было это уже достаточно давно и подзабылось: «МТС (Машинно-тракторная станция) - это государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР, обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой крупным производителям сельскохозяйственной продукции (колхозам, совхозам, сельскохозяйственным кооперативам). МТС - это не только техника, но и специалисты и снабжение запчастями, топливом и ГСМ. Благодаря МТС колхозы смогли эффективнее использовать технику и не распылять силы на содержание лишней техники, которая используется раз или два в год и специалистов её обслуживающих. Кроме того, МТС позволили обеспечить рабочими местами выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования.
Начиналась история в июне 1929 года, когда Совет труда и обороны принял Постановление о повсеместном создании МТС, для осуществления которого было признано необходимым организовать акционерное общество под наименованием "Всесоюзный центр машинно-тракторных станций" («Трактороцентр»). Согласно утвержденному правительством СССР примерному договору машинно-тракторных станций с колхозами, колхозы были обязаны за сельскохозяйственные работы, проведенные МТС на полях колхозов, оплачивать натурой в определенном установленном проценте от урожая. Эта натуральная оплата колхозами услуг МТС имела важнейшее значение как для содержания и усиления существующих станций, так и для покрытия расходов государства по созданию новых МТС.

После войны началась агиткампания о передаче колхозам имущества МТС. Дескать, богатые колхозы в состоянии сами теперь содержать технику и обслуживающий персонал, закупать ГСМ и комплектующие. И только к концу 50-х у правительства СССР сложилось впечатление, что колхозы достигли наконец того уровня, который позволит им самостоятельно содержать МТС. В 1958—1959 годах сельскохозяйственная техника была передана непосредственно колхозам».

В процессе обсуждения появилась версия, что в годы войны в нашей МТС ремонтировали танки. Но это не получило подтверждения, и как написал Сергей Божков: «Моя мама девчонкой в войну работала на тракторе, никогда не рассказывала о ремонте танков. По её воспоминаниям, вышедшие из строя тракторные двигатели возили на быках ремонтировать в Панфилово. Да и как могли неисправные танки попасть в Новокиевку, очень сомнительно. Говорила еще что где-то рыли окопы и рвы». А Раиса Иосифовна Рубан поделилась воспоминаниями Мостового Николая Федоровича: «Никогда в войну там не ремонтировали ни одного танка. Иногда даже что такое тяжелое отремонтировать грузили на сани, которые тянули быки и везли в Панфилово и то это были редкие случаи».

 Мамина младшая сестра Екатерина Никифоровна уже в начале двадцать первого века так рассказывала мне: «Твоя мама с шестнадцати лет (в 1942 году) устроилась в МТС токарем. Подруги и ровесницы завидовали ей так как она получала зарплату, а они работали в колхозе за трудодни, вообще «за палочки». И хотя платили немного, и деньги давали нерегулярно - это были настоящие деньги. Мастерская была раскрытая, плохо отапливалась (или даже не отапливалась) и она постоянно мерзла, простужалась и болела. Чтобы не мерзнуть старалась одевать на себя все что было, но теплая одежда тоже была проблемой, и, хотя выдавали иногда спецовки (фуфайки), это не спасало. Как-то сестрам удалось достать кусок парашютного шелка и из него сшили подобие платья. Но было два недостатка: ткань практически не грела и стояла эта ткань колом (была грубая очень)».

Вот здесь как раз упоминается основное отличие МТС от колхозов: система оплаты. Об этом позже говорила, упоминая с горечью о трудоднях-«палочках», наша соседка Голованник Мария Артемовна, работавшая трактористкой в колхозе. Видимо, зарабатывали в МТС всё-таки лучше. О том, как столкнулся с этой несправедливостью в детстве хорошо написал Н.Ф.Бичехвост:
«А вот первый Новый год малого детства оказался горьким, что твоя редька!
Прознала старшая сестра Валя, что в огромном помещении МТС, или машинно-тракторной станции, (которые были самостоятельными и работали в колхозах по договору), затевается настоящая елка с игрушками. И самое главное, детям будут раздавать подарки вкусные! А тогда в сельмаге не укупить ни конфеток, ни печенья, только подушечки, слипшиеся лежали. Да и откуда на них деньги – оплата колхозникам начислялась трудоднями да выдавалась зерном, подсолнечным маслом. А сладенького страсть как хотелось!
И замыслили мы тот зимний поход вдвоем, я ещё в школу не ходил, а Валя училась.
Заправившись в путь-дорогу хлебом с шипящим салом на сковородке, поджаренным сестрой на раскаленной докрасна печке-«буржуйке», и натянув куцые одежки, потопали по снегам на чудо-праздник. Хутор-то приютился в гольной степи и елки здесь не росли.

В помещении МТС, голову задерёшь - потолка почти не видно, у стен стояли комбайны и трактора на ремонте, пахло мазутом, какими-то железяками, керосином. Народа всякого – не протолкнуться нам, малым, за спинами ничего не видно. Кроме высокой, в ярких огнях лампочек и серебристых игрушках зеленой красавицы елки. Конечно, не Колонный зал в Москве! – теперь улыбаюсь я. Но тогда и этого хватало за глаза!
И стоял я, разинув на елку рот, хотя меня, мальца, пихали, шпыняли со всех боков снующие подростки и взрослые. Сцепившись крепко за руки с сестрой, мы смотрели и вытерпели до объявления: «Дети, становитесь в очередь за подарками». Шум и гвалт притихли. Пакеты раздавали знакомые нам тетя Варя Кривозубова и тетя Аня Серикова. Все радостно толпились друг за дружкой, и получив драгоценный пакет, тут же на ходу открывали и ели. Мы тоже стали в очередь и в предвкушении улыбались, глядя на них.
Но счастье наше оказалось призрачным! Подарки выдавали только детям работников МТС, мы же, колхозные, а нас собралось не мало, их не получили. Не положено. Вот так, облизнулись. Печально было колхозным ребяткам уходить с праздника, не солоно хлебавши. И поплелись мы с сестрой, взявшись за руки, вечером по глубокому снегу напрямик к дому, светящемуся окнами в темноте».

 Современное кирпичное здание МТС было построено в середине 50-х годов прошлого века и в нём были созданы более современные и лучшие условия для ремонта сельхозтехники. Примерно в 1958 году МТС была передана в состав колхоза «Заветы Ильича» и получила новое обозначение – машинно-тракторная мастерская или МТМ.

Самые подробные воспоминания получились у В.Ф.Тараненко, в юности работавшего трактористом в нашем колхозе: «В своё время в деревнях создавались совхозы (государственные), колхозы (коллективные), а позже - Машино-Тракторные Станции (государственные), обслуживающие по найму и колхозы, и совхозы, причём не только своего района, а вот частников МТС не обслуживала. С вхождение МТС в колхоз стали называть мастерской - МТМ. Ежегодно все трактора колхоза капитально ремонтировали в МТМ и за этим следила специальная служба - Технадзор. Все стадии ремонта трактора свежи в моей памяти, об этом я расскажу позже. Хочется добавить штрих о районном технадзоре, о том, как они в поле могли остановить трактор, попросить раскрутить центрифугу-фильтр тонкой очистки масла, и, если окажется, что она запрессована пылью, выпишут штраф.

МТМ - светлое просторное здание с огромными сквозными воротами, позволяющими в'езжать-выезжать трактору, большому комбайну. Полы в мастерской вымощены крупными кубиками твёрдых пород дерева. Пропитанные специальным раствором, неоднократно залитые мазутом они уже не подвержены гниению. Нравится мне, что естественный свет через большие рамы под потолком хорошо освещал все помещение. По бокам мастерской оборудованы специальные отделения-цеха: помывочный, покрасочный, кузнечный, токарный, сварочный, моторный, испытательный, контора, диспетчерская, курилка. В токарном отделении стояли разные токарные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные, точильные и другие станки. В кузнечном цехе несколько наковален, молотки, молоточки, кувалды, клещи, различные приспособления и пресс-формы. Мальчишек здесь завораживал огромный механический молот. Кузнецы доверяли пацанам раздувать меха, жаль, что их заменили на электрический поддув. А какой пацан не пробовал перегонять и кататься на тали, поднимать тяжёлый мотор! Это потом уже установили электрическую таль с кнопками. Ранее интереснее было, тянешь непрерывную цепь, вверху крутится колесо, вращается червячный механизм и, о чудо! тяжеленный мотор повис в воздухе. Характерно то, что из мастерской пацанов никто не выгонял. Приучали к труду, прививали любовь к технике. Заведовал мастерской всеми уважаемый Штефан. На больших внутренних воротах вывешивались "Боевые листки", газеты, стенгазеты и... табели об успеваемости. Детям работникам МТС на Новый год выдавали шикарные подарки на зависть остальным. Колхоз тоже премировал прилежных учеников, обычно отрезом материала на рубашку.

МТМ занимала обширную территорию: дерево-обрабатывающий цех, пилорама, склады, котельная, баня, электроцех, аккумуляторная, стоянки для машин, тракторов. Короче, жизнь кипела. При МТМ было несколько сварочных мест: одно - в тамбуре с большими воротами (со стороны клуба) электросварка, при мне сварщицей там работала Тоня Железкина; другое - в кузнечном цехе автоген. Точнее туда лишь протаскивали резиновые шланги, там резали-варили, а баллон с кислородом и ацетиленовый аппарат были на улице; третье - лудильная, где паяли медные трубки, радиаторы, топливные баки. Это в другом помещении, где склады; четвертое - пайка проводов. Это в электроцехе, рядом с котельной. Были и передвижные сварки, САКи. В каждой бригаде имелись свои мастерские, свои кузницы, свои сварочные.

Некоторые уроки по "Тракторам" проходили в МТМ. Был случай. Мужичок мастерил тракторные сани. Прикрепляя к бревну металлический полоз от расправленного обода комбайна РСМ, дрелью с большим сверлом пытался работник просверлить бревно и железку. Навалился он своим весом на дрель, сверло заклинило, и перед нами картина: вращающийся волчок "голова-ноги", наматывающийся на них длинный электрический шнур. Шнур обрывается, и мы освобождаем бледного бедолагу».

Теперь немного о сотрудниках станции-мастерской. По сведениям от Галины Кичаковой (Суховей) Штефан Афанасий Федосеевич был переведён с колхоза «Большевик», где работал в должности бригадира тракторного отряда на должность заведующего МТС с октября 1943 года и проработал в этой должности до пенсии до 1971 года. По рассказу Р.И.Рубан, его очень ценил Н.П. Логвин за ум инженера - конструктора, называл его жемчужиной. Штефана сменил Стародымов, затем был Шаталов, а потом Лышенко Иван Ильич, бригадир красавской тракторной бригады. Он принял мастерскую в ноябре 1974 года и проработал до 1992 года (По информации Татьяны Шпилевой (Лышенко).

В архивной подшивке районной газеты «Авангард» за 1963-69 годы, которую мне удалось полистать, в заметках о нашем колхозе упоминалась МТМ и её сотрудники. Заметку от 23.06.1965 года под названием «Дело, которому служишь» под авторством М.Гришина приведу здесь: «Более четверти века Афанасий Федосеевич Штефан работает механизатором в сельском хозяйстве. Свою трудовую деятельность он начинал на машинах, которые сейчас стали уже музейной редкостью. С доброй усмешкой он рассказывает от том, как работал в начале тридцатых на комбайне «Оливер», вспоминает с благодарностью о наших отечественных первенцах «ХТЗ» и «СТЗ».
Штефан говорит:
- Нам приходилось быть мастерами на все руки. Мысль всё время была в поисках. Наверное, так родилось мастерство.
Афанасий Федосеевич прошел большую жизненную и производственную школу. Биографии его можно позавидовать. Работал он трактористом, комбайнёром, бригадиром и вот уже 20 лет на посту заведующего мастерскими колхоза «Заветы Ильича». Поговорите с любым механизатором, животноводом колхоза и вы услышите немало добрых слов о старейшем механизаторе. Не без его участия идёт хорошая слава о делах этого хозяйства. В пятьдесят с лишним лет Афанасий Федосеевич всё ещё поражает своей энергией, неуёмной тягой к знаниям. Любая техника, новаторство притягивают его, будоражат, толкают к поиску нового. Так и сейчас, в дни горячей поры подготовки к жатве, он вместе с коллективом механизаторов не просто готовит технику к уборке, а перестраивает её, приспосабливает с тем, чтобы сократить сроки, повысить качество уборочных работ.

На техническом обеспечении работников мастерской колхоза находится 105 тракторов, 32 комбайна, свыше тысячи прицепных и навесных сельскохозяйственных машин, инвентарь. Штат МТМ небольшой, всего 7 человек. Но разумная организация труда, материальная заинтересованность работников в конечных результатах своего труда обеспечили здесь круглогодичный цикл ремонта техники. Работники МТМ задолго до утверждения графика ремонта приступили к подготовке уборочных машин, инвентаря. За осень и зиму они успели отремонтировать 4 комбайна.
Мастерская колхоза располагает хорошей производственной базой. Но здесь люди жадные до творческих новшеств. Они всё время усовершенствуют труд, улучшают оборудование мастерской. И это хорошо. Говорят же: кто не стучится в дверь, тому не открывают. Афанасий Федосеевич со своими претензиями не дает покоя руководителям колхоза и объединения «Сельхозтехника». Дело, которому он служит, весь смысл его жизни поставлены на службу людям.
Колхозным механизаторам предстоит убрать свыше 11 тысяч гектаров зернобобовых культур. Жатва будет напряжённой. Но механизаторы колхоза уверены в своих силах. Техника на полях будет работать безотказно».

13 января 1963 года работе МТМ колхоза «Заветы Ильича» посвящена целая тематическая страница под девизом «За тракторами пойдут комбайны». В вступительной заметке А.Ф.Штефан пишет, что график ремонта тракторов будет выполнен раньше срока на 20 дней. Здесь же заметки от механика моторного цеха И.П.Калюка «Сердце будет биться», токаря П.В.Юрик «Скоростным методом», электросварщика и автогенщика Н.И.Павлова «Крепкая сварка», слесаря по ремонту топливной аппаратуры Н.Ф.Мостового «Отступлений нет», слесаря моторного цеха В.Н.Кривозубова «За высокое качество». Также напечатаны фотографии А.Ф.Штефана, Н.Ф.Мостового и В.Н.Кривозубова.

На страницах газеты опубликованы заметки с фотографиями о сварщице Надежде Агафоновой, сварщике Николае Павлове, слесаре Николае Мостовом, занесенном на Доску Почета колхоза «Заветы Ильича», о токаре Геннадии Герасимове, слесаре-механизаторе Анатолии Копыльце, аккумуляторщике Владимире Виниченко. Заинтересовала меня заметка о том, что работниками МТМ были изготовлены четыре агрегата для сбора сена из валков в копны. Для этого использовались обычные подборщики и копнители от списанных комбайнов РСМ.
Очень увлекательно читать эти статьи, погружаться в те времена, изучать их стилистику и содержание в духе идеологии строительства социализма. Эти, кажущиеся сейчас наивными, строки посвящены людям, которые, на мой взгляд, меньше всего тогда задумывались о том, что они строят социализм и коммунизм. Занимались они простым и понятным им делом: добросовестно ремонтировали технику, выращивали хлеб и просто трудились. А красивые слова за них сочиняли корреспонденты.
Если кого-то заинтересуют заметки о земляках, то пишите в «Одноклассниках». По возможности постараюсь выслать фотографии статьи.
 
  13 октября 1965 года читаем заметку «Соревнование ремонтников»: «Среди ремонтников машинно-тракторной мастерской колхоза «Заветы Ильича» началось соревнование в честь ХХIII съезда КПСС. Поставлена задача – ко дню открытия съезда, к 29 марта, полностью завершить подготовку техники к весенним полевым работам.
Токари, слесари, фрезеровщики, вступив в соревнование, значительно перевыполняют производственное задание. Например, токарь Геннадий Герасимов ежедневно перевыполняет сменную норму на 120-130 процентов. Высокая выработка и отличное качество стали повседневным явлением многих работников мастерской.
На снимке Г.Герасимов».
 
 О других сотрудниках: долгое время  механиком в МТС  работал мой дядя Иосиф Дмитриевич Лембик; от Наталии Самарцевой (Кривоносовой): Нов:окщенов Василий Федосеевич работал зав.складом в МТМ, а после инструментальщиком; от Сергея Божкова: что его отец, Михаил Кириллович Божков, работал сварщиком. В середине семидесятых немного поработал токарем мой младший брат Владимир Лембик. Довольно долго работал токарем и мой двоюродный брат Владимир Филиппович Лымарь.

Не было, наверное, в хуторе мальчишки, не посетившего наше МТМ.
Была туда и экскурсия нашего класса во главе с Иосифом Дмитриевичем Лембиком во время уроков по тракторам и сельхозмашинам. Мне запомнилось, что со стороны въезда располагался большой тамбур с двойными воротами, в котором помещался трактор. Видимо зимой эти ворота открывали поочередно. О подобном тамбуре с другой стороны здания не помню. Кузница и сварочное отделение располагались в одном помещении в левом крыле здания, если смотреть со стороны главного входа (но могу ошибаться). Из этого цеха был свой выход на улицу, к которому подгоняли технику для сварочных работ. Летом 1967 года, когда я работал штурвальным у Ф.Ф.Федорца, нам А.Железкина наваривала пластины на "лыжи" у жатки ЖВН-6. Запомнилось, что Федор Фомич тогда ходил оформлять ей заказ (наряд) на потолочные сварочные работы, так как варила она, лёжа под жаткой, да и расценки на такой вид сварки были выше.

Ещё один взгляд из детства от Павла Федоровича Тараненко: «В 1968-69 году много времени приходилось проводить в МТС. В то время в хуторах росло количество приезжих, выросло и количество учеников. Соответственно появлялись и новые учителя. Тогда колхоз передал приехавшим учителям под жилье два здания интерната. И, пока строился новый двухэтажный интернат, хуторским детям колхоз выделил свои помещения – старое здание конторы и несколько комнат в новой конторе. Не колхозных (тростянских) учеников туда не селили, они жили по квартирам родственников и знакомых. Вот тогда свободное время мы и проводили в МТС. Приходили глазеть, как ремонтируют трактора, как работает кран-балка, как токарь вытачивает что-нибудь или сверлит на станке, как сварщик сверкает электросваркой, предупреждая, что вредно смотреть на эти искры. Пропитывались запахом мазута, моторного масла и табачного дыма, как и должно пахнуть от мужика. Иногда выпадал счастливый случай и удавалось раздобыть какую-нибудь пружинку от сальника, запчасти от штуцера или просто шарики от подшипников.

Еще в подсобке была баня, которую топил дед Колюка и интернатским детям разрешалось ее посещать. Баня была как бы дополнением к парному отоплению МТС и конторы. Потом уже, когда и не жили в конторе, приходили в МТС также поглазеть в ожидании, когда красавские трактористы закончат свою и работу, чтобы всем вместе уехать домой на выходные в больших санях, зарывшись в соломе от мороза. В конце этих саней пустые фляги из-под молока. По пути у клуба забирали коробки с кинолентами и тех школьников, которых не привлекал запах МТСовского мазута. Такая вот романтика.
 Ещё запомнилось. Про висячую кнопку управления электрическим подъемником (талью или кран-балкой) в памяти момент во время очередного "пучеглазия", когда чуть током не убило Бутко Владимира (жил возле кладбища, муж Надежды). Что-то там замкнуло, и подвешенная на крюке кабина от трактора начала самопроизвольно двигаться, задевая все подряд. Владимир подбежал к кнопке, чтобы выключить. Взявшись за кнопку, повис на ней от удара током, не мог разжать кисть. Спасла его тучность. Упал на пол с оторванной от кабеля кнопкой и через какое-то время пришел в себя.

Мне кажется, важно отметить, что летом МТМ практически пустовала. Трактора загоняли по графику для капитального и текущего ремонтов в межсезонье, т.е. после осенней вспашки и до посевной. Каждый тракторист ремонтировал свой трактор, а их в бригаде было штук 10-15. Количество тракторов постепенно стало сокращаться с появлением К-700 (Кировцев). Соответственно сокращалось и количество трактористов. Новые комбайны тоже не требовали такого большого персонала, как раньше (штурвальных, копнительщиков, прицепщиков). Кто-то стал уезжать, а особенно молодежь. Так вот незаметно и начали распадаться деревни».

И в заключении. Конечно, этот рассказ о МТС (МТМ) нельзя считать полным, да и трудно сейчас многое восстановить. Поэтому и воспоминаний о МТМ получилось больше, чем о МТС. Наверное, где-то хранятся документы старого времени, со списками работников, другие сведения. Но вот пока остановимся на таком исследовании. Надеюсь, что найдётся увлеченный человек, и сделает более подробное и качественное исследование.

Предыдущая заметка: http://proza.ru/2023/02/11/1583

Следующая заметка: http://proza.ru/2023/02/20/1032
 


Рецензии
Уважаемый Борис!

Интересный и увлекательный материал;
поди, журналистский поиск в прошлое трудовой сельской жизни наших отцов и дедов.

Спасибо за Память о них,к ним!

И сейчас на землях бывшего колхоза-миллионера "Заветы Ильича" трудятся успешно внуки вышеперечисленных труженников села!

Дальнйших успехов!

С уважением,..

Николай Бичехвост   16.02.2023 17:03     Заявить о нарушении
НИколай!
Было очень приятно работать над этими мемуарами,
чувствовать интерес и уважение земляков к нашему хуторскому прошлому.

Кстати, вчера разговаривал с Надеждой Куликовой-Тараненко.
Её задело, что многие в обсуждении уходят от слова хутор.
Вроде бы как стксняются. Я как-то не задумывался, да и не почувствовал.
Надо ещё посмотреть на эти воспоминания с этой стороны. Может правда.

А, вообще, серия неплохая получается.
Вам удачи.
Спасибо за поддержку здесь и в соцсетях.


Борис Лембик   04.03.2023 13:06   Заявить о нарушении