Поездка в Петербург. Глава тридцать вторая

                Поездка в Петербург

                Глава тридцать вторая


Постепенный набор высоты произошёл одновременно с ориентацией аэробуса А-320
на определённый для него курс.
Не очень длительный поворот в небе и взлетающий над ночным городом самолёт
очень скоро оказывается выше пепельно тёмно-серой, не имеющей видимого предела, плотной облачности.

На несколько минут, отведённых на взлёт, набор высоты и взятие курса,
внизу хорошо видны Нева, городские кварталы. 
Близость двух иллюминаторов позволила любоваться панорамой этой части Петербурга ; обзор доступен благодаря соседнему окошку возле места « А » и окошку напротив : в том же ряду, на расстоянии трёх пассажирских мест после « тропинки », разделяющей левую и правую части салона.

Шторки иллюминаторов открыты ; люди заинтересовано смотрят вниз,
на вроде бы ночной город, но так замечательно видный с набирающего высоту самолёта : хорошо различаются здания, кроны деревьев, улицы ...

                *

((( Будь я одним из совладельцев этой или другой частной авиакомпании,
то использовал бы пусть и краткую воздушную экскурсию при расставании
с Петербургом для получения дополнительной прибыли : продумал и напечатал бы типографским способом специальные буклеты\брошюры, с цветными фотографиями
по сезонам года, на тему : « Мы летим в небе Петербурга и "видим всё" ».
Эти сувенирные буклеты\брошюры могли бы иметь общеизвестную информацию
про аэропорт « Пулково », о районах города, над которыми проходит начальная часть полёта.

Исходя из особенностей каждого рейса, отправляемого из « Пулково-1, Пулково-2 »,
можно было бы в каждой серии таких сувениров конкретизировать условия полёта :
дальность, высота, скорость, время в пути, примерный маршрут.

Уверен в том, что большинство авиапассажиров использует возможность приобрести
столь интересный и познавательный сувенир за умеренную цену. )))

Идею дарю ! --- Просто отдаю, - согласно моему мировозрению.

А идея эта пришла не сама по себе, но из памяти : вторая половина мая 1988 года,
туристический комплекс « Армавир ».
После завершения многодневного велосипедного похода, первого в том сезоне,
всем туристкам и туристам были вручены значки « Турист СССР » и подарены простенькие, но с цветными фотографиями, буклеты, - напоминание о велосипедном маршруте « По дорогам Северного Кавказа ». -
На имеющемся у меня буклете до сих пор видны автографы двух инструкторов, водителя ГАЗ-66 и почти всей нашей группы.

Международными авиарейсами я пока что не пользовался, --- там, быть может,
принято именно дарить подобные сувениры, напоминающие о полёте, о перелёте.


                *

С доброй улыбкой вспоминая размещённые на поверхностях многих стен второго этажа
аэропорта « Пулково » виды Петербурга : панорамные фотографии большого формата, цветные, разнообразные ;
фотографии чётко напечатаны на специальном синтетическом материале, -
я всё же предпочёл при расставании с этим всегда особенным и значительным городом
увидеть его непосредственно моим зрением, моим восприятием.

Вход в плотную облачность произошёл ещё над Ленинградской областью.
Турбулентность была заметной и при заходе на посадку.
Настолько гигантская облачность была над европейской частью России.

После начала полёта на отведённой для этого рейса высоте, - не помню,
сообщали ли стюардессы о количестве метров над уровнем Земли, о скорости движения аэробуса А-320 ((( в действительно важном для всех пассажиров направлении ))), - можно было расстегнуть ремень безопасности, а при необходимости воспользоваться туалетной комнатой.
Лично я ремень не расстёгивал до полной остановки самолёта в аэропорту Уфы ;
необходимости в посещении туалета не было.

Вот и более важный момент : стюардессы развозят на тележках-столиках
питьевую воду, предлагают горячий чай или кофе ; видны маленькие пластиковые бутылочки с водой.
Моё пожелание исполнено : полный бокал чистой воды налит и я её выпил.
Чувства именно жажды не было, просто захотелось воды.

Внутри салона комфортная температура, но чувствительно шумно :
постоянной тональности звуки двигателей не убаюкивают, - скорее утомляют
своими частотами.

Снимать ветровку я не стал ; ветровка осталась просто расстёгнутой.
Попытки уснуть в тесном кресле не удались по причине упёртости моих коленей
в переднее кресло. --- Реальность « эконом-класса ».
Да и наклон спинки моего кресла тоже не был удобен.

Мои две соседки то ли действительно спали, то ли занимали время полёта прослушиванием музыки или ещё чего-нибудь при помощи проводных личных наушников.
Третий час ночи по московскому времени. --- Уральское время на два часа вперёд.
((( При формальном подходе можно и надо выдать гипотезу о супер-скорости
нашего самолёта. -
Если время вылета из Пулково отсчитывать по уральскому времени, то мы отправились
в полёт точно в 03 часа 45 минут ;
если придерживаться московского времени при фиксации приземления в аэропорту Уфы, зачтутся 03 часа 55 минут.
То есть « всего лишь за десять минут » покорено расстояние больше чем одна тысяча километров ! )))

Известный « парадокс » при движении с запада на восток при смене часовых поясов.
По речным мостам, соединяющим соседние регионы, приходится « утомительно долго ехать больше одного или больше двух часов ».
Например, при поездках из Башкирии в Татарстан или из Татарстана в Башкирию
требуется « набраться терпения в период движения по мосту » при разнице времени
в два часа.

В частности, очень удобно ехать на велосипеде :
из города в западной части Башкирии, от своей калитки выехал я, допустим,
в девять часов утра по местному времени, далее не спеша, равномерно, проехал свои обязательные километры, и прибыл на территорию Татарстана в « те же девять часов утра », или раньше, - пусть и московского времени.

Обратно же ехать приходится « гораздо дольше ». -
В рабочем посёлке городского типа был мой старт в шесть часов вечера
по московскому времени, а я приезжаю домой, на окраину города, где обитаю,
« аж » в десять часов вечера по уральскому времени.

Обе мои ближайшие соседки ни разу не покинули своих мест.
Бодрствующими я их не помню, - молодёжь нашла в себе силы поддаться ночи.
Для меня же эти ночные часы длились ощутимо медленно только из-за того, что редкие мои « провалы » в полу-сознательное состояние создавали иллюзию нескончаемости полёта.
 
Не помогли ни самовнушение :« Надо поспать хотя бы час-полтора ! Обязательно ! »,
ни действительное желание моего физического тела получить хотя бы минимальную порцию отдыха. --- Вытянуться бы горизонтально, словно в своей постели
или в вагоне поезда.
Так получилось, что я не спал и даже не дремал, - просто опустил веки,
просто дал отдых глазам.

Если бы одно из моих « я » смогло « отключиться », то у моего единого « я » 
не было бы значительно приятного и очень даже радостного восприятия
встречи с Солнцем в это очень раннее - благодаря полёту над облаками -
летнее утро.

Минут через десять после начала нашего рейса исчезли из вида все земные пейзажи, - настолько плотная серо-коричневая облачность полностью захватила небеса :
ни слева по борту, ни справа по борту ни одного просвета, ни одного
даже отдалённого намёка на вероятность предстоящего солнечного утра
и дальнейшего солнечного дня.

Полёт проходит не так и высоко над верхней кромкой плотных, цвета ночной штормовой морской волны, облаков.
Такое впечатление, что эта « безразмерная » в длину и в ширину поверхность,
явно имеющая приличную толщину, прибыла на Землю « откуда-то оттуда ».
Волнообразные « ватные » неровности чередуются с « идеально гладкими » фрагментами.
Память подсказывает : видны элементы, похожие на замершую морскую пену.

С левой, с восточной стороны светлеет ; светлеет в степени первых секунд
и первых минут предутренней зари, так хорошо знакомой по летним рыбалкам.
Можно сказать « солнечно », хотя самого Солнца ещё не видно.
С правой стороны борта самолёта действительно тёмная ночь : неуютная
мрачная темнота, идёт ощущение холода и сырости.
Все эти картины на высоте, над всем безбрежным полем утомляющей взор облачности.

От места крепления левой части крыла к фюзеляжу наш ряд недалеко :
впереди пять или шесть рядов кресел ; то есть не далее примерно четырёх метров.
Ничего интересного : привычный элемент самолёта.

Звёзды ?
Они видны только на дальнем горизонте, но моего к ним интереса нет по причине ограниченности и неудобства обзора из малых по размерам иллюминаторов ;
особенно из отдалённого от меня.
Ближний иллюминатор позволяет видеть много чётче ; но он, этот иллюминатор,
периодически то открыт, то закрыт : « жительница » места « А », сквозь сон ли,
регулирует шторками проникновение резко яркого света.

Я и сам быстро зажмурился, когда впервые увидел в это очень раннее летнее утро такое Солнце.
Непривычно маленького размера ярко-оранжевый ощутимо раскалённый « круг » 
излучал столько ярчайшего света, столько из него исходило дарующей жизнь Земле энергии, что одно из моих « я » мысленно оказалось вне пределов аэробуса : далеко-далеко от нашей планеты.

Такова была сила радостного желания ((( погладить Солнышко, сделать аккуратный уверенный массаж его бокам и его спинке, почесать за ушками ))). ---
Всё то, что я регулярно делаю для Дружка.
Наша общая фотография подтверждает нашу схожесть.

Перемены в освещении монолита облаков произошли чуть погодя, когда Солнце
« постепенно стало перемещаться выше и выше » относительно кажущейся неподвижной
облачности. -
Обозначаю кавычками то, чего на самом деле не бывает.
Происходит не « восход » и не « закат » Солнца, но суточное вращение Земли
вокруг её условной оси.

В салоне аэробуса начались массовые походы в туалетные комнаты ;
стюардессы вновь предлагали питьевую воду, чай и кофе.
До завершения полёта оставалось менее двадцати минут.
Прозвучало объявление, предупреждающее о необходимости быть на своих местах
и пристегнуть ремни безопасности.

Одна из стюардесс, контрольно проходящих по « тропинке » между рядами пассажирских кресел, сообщила « о невероятном » : « Приземление в аэропорту Уфы произойдёт на целых десять минут раньше от графика, --- помощь погоды.
Наше пребывание в воздухе окажется укороченным.
Температура уличного воздуха в аэропорту прибытия всего плюс пять градусов ».

Пассажиры, которые имели запас одежды, начали утепляться.
Для меня проблемы не было : при выходе из салона самолёта застегну ветровку.
Голова, надеюсь, не сильно охладится без головного убора.
А ведь была мысль : взять с собою, на всякий случай, лёгкую спортивную кепку
или шапочку. - В Петербурге погода благоволила, а здесь, на Южном Урале,
вновь летние « сюрпризы » : резкое похолодание.

( Интересно, а что творится в Челябинске и на Среднем Урале ? - Тоже холод,
тоже неуютно ?
На Северном Урале вообще могут быть условия марта или апреля..

Хорошо то, что сегодня без снега. --- Помнятся такие давние события,
когда в последних числах мая или в первые летние дни шли обильные снегопады
и деревья массово страдали от поломки ветвей.
В нашем регионе огородники не спешат высаживать рассаду в открытый грунт ;
лишь во второй половине июня рассада начинает укореняться на постоянных местах.)

При заходе на посадку вроде бы долго летим сквозь облачность.
За время полёта второй раз чувствуется турбулентность ; опять по корпусу самолёта проходят ощутимые вибрации. - И это современный аэробус ?!
 
Лишь с высоты в несколько сот метров становятся видны взлётно-посадочные полосы
и окружающая, почти пустынная, местность. --- Сельскохозяйственные поля, лесопосадки.
Мягкое, почти незаметное приземление, постепенное торможение, затем следует
выруливание самолёта в сторону зданий уфимского аэропорта.

Сколько минут я был в ожидании выхода из самолёта, не знаю.
Я никуда не спешил, предполагая отсутствие городского рейсового автобуса
в это утреннее время и не желая быть в тесноте самолётной « тропинки »,
по которой заспешили на выход пассажиры.

Мои соседки отправились в переднюю часть самолёта одними из первых. ---
Сняв их багаж, я заодно достал и свои вещи.
Зонт-трость оказался в самой глубине багажного отделения, - я был вынужден
встать ногами на сидение кресла.
Подошвы сухие, следы стряхнул ладонью.

Постоянно двигаясь в тесноте основная часть пассажиров вышла из самолёта.
((( Всё же не сам "самолёт" летает : люди его делают, люди им умело управляют.
Аэродинамика и двигатели помогают высоко и далеко летать, стремительно.
Аэродромы аккуратно в рейсы отправляют и радушно очень принимают. )))

Остальные, явно не спешащие пораньше выйти в не по летнему холодное утро, произвольно организованной редкой очередью покинули салон аэробуса А-320.
Благодаря борт-проводниц и прощаясь с ними, я высказал в полу-шутливой форме
своё замечание : « Тесно, шумно. Вот на ТУ-154, на ЯК-40 и на ЯК-42,  но особенно
на ИЛ-62 М, намного уютнее : места удобнее, звука двигателей практически не слышно. »
Мы улыбнулись друг другу и я вышел из самолёта на тоже выдвижной,
закрытый от непогоды, трап.

После прохождения трапа я оказался на втором этаже уфимского аэропорта.
Эскалатора нет, медленное моё движение по лестнице, ведущей к выходу
из основного здания.
На улице действительно прохладно.
Низкие тучи давят на местность, вероятность дождя.

Пассажиров с этого рейса, - наверное, не только проживающих в Уфе, -
активно встречают заранее заказанные такси и частные легковые авто.
Родственники или знакомые помогают разместить вещи, автомобили быстро покидают
места стоянок.

Визуально найдя павильоны для ожидания автобусов городских маршрутов,
я дошёл до одного из них очень вовремя : начался мелкий, нудный, холодный,
типично ноябрьский дождь да ещё появился набирающий силу ветер.
До времени отправления важного для меня первого рейса по маршруту № 101
« Аэропорт — автовокзал « Южный » -( далее не помню ) » я был вынужден стоя прождать в прохладном пространстве стеклянного павильона, не имеющего двери,
не имеющего защиту от заносимой ветром дождевой сырости.
Зонт-трость всё же пригодился.

( Официальное расписание прибытия самолёта : 03 часа 55 минут ;
по уральскому времени это 05 часов 55 минут. - ((( Странно : минуты совпали. )))
Первый рейс "моего" автобуса по маршруту "аэропорт - город" в 06 часов 56 минут …
Те редкие люди, что ожидали прибытия автобусов других маршрутов, не смогли ничего посоветовать. )
                *

Была бы Уфа для меня не чужим городом, я бы сориентировался на другие автобусные рейсы, идущие в разные микрорайоны ;
и тогда быть может с одной или с двумя пересадками, быстрее бы доехал
до автовокзала, откуда мог значительно раньше уехать в свой город.
Но в Уфе я был редко, помню лишь центральную её часть и район вблизи "старой"
хоккейной арены, - на улице Р.Зорге.

((( Надо было возвращаться домой через Казань ))), --- вот там я действительно хорошо ориентируюсь.
Но у меня не было дополнительного времени на пребывание в Казани.
И, главное, даже не появилась мысль о таком варианте возвращения из Петербурга.
Хотя разница в часах была бы не так существенна --- на автобусе из Казани ехать надо семь часов, а из Уфы « всего » три часа.

Переживания за Дружка, желание порадовать его моим возвращением в известный ему срок, дальнейшее наше телепатическое и прочих уровней общение, - вот всё это
и не дало появиться мысли о полёте из Петербурга в Казань, о поездке на автобусе из Казани домой.

В Казань я мог бы поехать в сентябре, на семьдесят четвёртый день рождения
моего самого старшего друга.
Сейчас и не вспомнить, что удержало меня от двух- или от трёхдневного отсутствия здесь.

                *

Средних размеров автобус маршрута № 101 прибыл минут через пять-шесть позже
от указанного в графике движения.
Долгое, - в моём восприятии, - и напрасное ожидание вероятных новых пассажиров …
Со мною вместе в автобус вошли четыре человека.

На всём длительном пути необъяснимые для меня торможения и более чем двухминутные стоянки автобуса на каждом остановочном пункте ещё до въезда в сам город, ---
остановки пусты, либо люди дожидаются автобусов других маршрутов.
Водитель словно специально, после выяснения отсутствия желающих, медлителен :
двери не закрывает, простаивает дополнительно.
Предполагаю основную причину такой особенности : активный внешний контроль скорости, отслеживание точности выполнения расписания движения.
Опоздание « на старт » ? --- Множество поводов, « объективных ».

При движении по совершенно пустым городским улицам иные причины задержки : светофоры. - Водитель не стремился попасть в « зелёную волну » ;
специфика автобусного движения.
Мало людей входящих в автобус, ещё меньше выходящих из него. ---
Четверть мест была свободна в момент моего выхода на малозаметной остановке вблизи автовокзала.

Территория автовокзала « Южный » капитально огорожена металлическим забором.
Я был вынужден медленно пройти по тротуару, заметно прихрамывая,
расстояние в два раза длиннее, нежели кратчайшим путём.
В общем итоге я опоздал на первый рейс в мой город примерно на пять минут. -
((( Классика. )))

Изучение расписания, касса, покупка билета на ближайший рейс отправлением
в 09 часов 20 минут. - Прибытие в пункт назначения в 12 часов 30 минут.
А мог бы успеть на рейс, ушедший в 07 часов 45 минут.

Совсем неуютный зал ожидания.
Куплена бутылочка с водой, насыщение водой и одним бутербродом.
Остальные бутерброды оставлены для Дружка.
Кушать не хочется ; сонливость одолевает, но спать нельзя.
Делаю заметки в тетради, перелистываю брошюру о музеях Санкт-Петербурга,
просто размышляю о том, что было в эти дни.
 
Пятого июня, во второй его дневной половине, я отправился в дальний путь
на поезде ; тринадцатого июня на поезде же мог приехать обратно ;
решение о полёте на самолёте дало дополнительно больше полутора суток времени
для общения с сыном, для пребывания в Петербурге.

Я не удивился задержке моего рейса на десять минут. -
Техника ; бывает всякое с колёсами, с механикой.
Автобус выезжает с территории автовокзала, едет по малознакомым для меня
улицам Уфы.
Погода начала налаживаться : облака стали редкими, видно Солнце,
воздух заметно прогревается.

Радость от встречи солнечного утра над облаками настраивала меня на хороший день : облака могут исчезнуть, пока я доеду на междугороднем автобусе до города,
в котором пока что вынужден быть. --- Переезд в Саратов, к сыну, обязателен ;
переезд неизбежен.

От Уфы до западной границы республики ехать на автобусе надо примерно три часа.
Да и на моей малой родине, в городе, где я родился, климат отличается
от уфимского, более горного, более восточного.
Так что я обязательно « привезу » относительно хорошую летнюю погоду.
 




                15.02.2023



 


Рецензии
Здрав будь, Александр!
Глава тридцать вторая предлагает попутешествовать вместе с автором ночным авиарейсом Петербург - Уфа. Полёт над Питером, расставание с этим особенным и весьма значительным городом, когда с высоты полёта видишь своим зрением и ощущаешь своим восприятием его грандиозность, весьма впечатлил...
Также передалось чувство любования ночным небом и ранним утренним рассветом... Счастливого пути!
Благодарю! Будь!

Милена Боженова   09.03.2023 11:05     Заявить о нарушении
Благодарю, Милена !

действительно ведь были впечатляющими и взлёт и сам полёт над облаками.

практически я ночь и не заметил, поскольку Солнце очень-очень рано встретил.

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   09.03.2023 21:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.