Онегин. Структура Главы 5
- Зимний пейзаж в восприятии Татьяны
- Рассказчик говорит о «преданьях старины», которым верила Татьяна
- Рассказ о гаданиях Татьяны
- Сон Татьяны строфы 11 -21 и рассказ о том, как Татьяна пытается расшифровать сон
- Именины: гости съезжаются, строфы 25 — 28
- Именины: Онегин, Ленский, Татьяна. Страдания Татьяны, досада Онегина.
- Именины. Пир, Танцы
- Отступление автора о том, что он больше не будет писать о дамских ножках
- Именины. Мщение Онегина
- Ленский решает стреляться с Онегиным.
В этой главе рассказчик рассказывает о героях и очень мало отвлекается. Мы узнаем о событиях и героях романа гораздо больше, чем о рассказчике.
Мне здесь интересны две темы: (1) мистицизм Татьяны; (2) ее сон предсказывает судьбу Ленского.
2. Мистический и поэтический мир Татьяны
Зимний пейзаж в начале этой главы интересен тем, что это — восприятие Татьяны («В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре...»). Мы впервые можем оценить богатство внутреннего мира Татьяны, ее способность радоваться красоте мира вне связи с французскими романами.
Татьяне был свойствен мистический взгляд на мир. Мир говорил с ней: «Таинственно ей все предметы Провозглашали что-нибудь, Предчувствия теснили грудь». Приметы были основаны на вере в то, что судьба каждого уже предрешена, а то, что кажется случайным, является предвестием этой судьбы, каждый имеет своего «суженого» или «суженую».
Мировосприятие Татьяны близко к крестьянскому. В строфе 10 рассказчик упоминает, что няня направляла Татьяну в следовании традициям.
Как это у нее совмещалось с тем, что она воображала себя героиней классических романов?
Тут нет большого противоречия: мировоззрение французских романов классицизма и просвещения было схоже с этой традицией в том, что судьба героев тоже считалась предопределенной. Удачная женитьба для девушки считалась высшим призом, вершиной ее карьеры. (Рассуждения о том, что суждено, и ее замужестве на «друге сердца», как жизненном успехе есть в письме Татьяны Онегину. )
С верой в судьбу и возможность ее выпытать связаны и ритуалы святочных гаданий, в которых Татьяна участвовала. Этим гаданиям посвящены одни из самых прекрасных строк в «Онегине»
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно…
Хор светил здесь - участник тех таинственных мистерий, которые развертывались перед Татьяной на святках. Татьяна трепетно спрашивает случайно появившегося человека: «Как ваше имя?» Считалось, что это имя должно быть важным для судьбы девушки. Ответ «Агафон» звучит забавно. Ирония рассказчика несколько снижает эти обряды, лишает пафоса.
2. Пророческий сон
Самое удивительное в сне Татьяны — то, что он, в основном, сбылся.
Татьяна видит во сне Онегина как предводителя толпы безобразных чудовищ.
Онегин заявляет, что она принадлежит ему («Мое, сказал Евгений грозно»). Вдруг входит Ольга и Ленский, Онегин пытается их прогнать, после громкого спора Онегин убивает Ленского «длинным ножом».
Таково основное содержание сна, и таково содержание остатка данной главы и следующей, шестой главы - за исключением того, что Онегин не интересуется Татьяной.
Но именины у Татьяны очень похожи на сборище чудовищ. И Онегин вступает в конфликт с Ленским после некоторого общения с Ольгой. Так что, сон, действительно очень похож на будущее.
Конечно, на сон повлияло убеждение Татьяны, что Онегин — уникальная судьбоносная личность, («ангел ли хранитель, или коварный искуситель»). В то же время, во сне Онегин не представлял для нее опасности, он угрожал только Ленскому. Так оно и оказалось в жизни.
Предсказание будущего события возможно, когда корни, причины события уже существуют. Пушкин дает нам понять, что конфликт между Ленским и Онегиным, приведший к гибели Ленского, уже зрел, Татьяна его чувствовала подсознательно. Это значит, что события именин - это только внешнее выражение подспудно существующего, глубокого конфликта между «друзьями». Но в этой главе не говорится о корнях этой вражды.
В этой главе мы узнаем о связи Татьяны с древними мистическими традициями, ее способность тонко чувствовать мир природы и человеческих отношений благодаря этому дару народной мудрости. Этот дар делает Татьяну уникальной. Другие герои романа не имеют таких народных корней.
Свидетельство о публикации №223021601685