Ж. Валле, Дж. Крипал и не только они и религии

Эта статья опубликована вне проектов, т.к. она имеет отношение к нескольким из них и имеет парадигмальное значение. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Международная офф-лайн конференция «Архивы невозможного» (3-6 марта 2022, университет Райса, Хьюстон, США) объединила религиоведов, уфологов, исследователей паранормального (impossiblearchives.rice.edu) и была посвящена изучению невозможного, т.е. паранормальным явлениям, историческому подходу к НЛО, согласно которому они летают в небесах испокон веков, а также соответствующим религиоведческим исследованиям. Конференцию финансировал университет Райса. Около 200 человек из Аргентины, Канады, Франции, Швеции и США участвовали в ней. Доклады выложены в ютуб и заинтересованный читатель может с ними познакомиться, обращу внимание только на некоторые моменты.


Пионер исторического подхода к НЛО Жак Валле (1939 г.р., Франция-США, см. мою статью «Миф НЛО Ж. Валле» в сборнике «НЛО и другие») в 1969 г. опубликовал «Паспорт в Магонию», его пионерский вклад в этот подход к изучению НЛО. Теперь в 83-летнем возрасте он выступает на этой конференции, которую организовал его единомышленник, профессор философии и религиоведения Дж. Крипал из университета Райса, как и он полагающий, что НЛО – это проблема не только современности, но и истории религий.


В своем вступительном слове Дж. Крипал отметил, что они собрались здесь «для одной маленькой вещи – изменить саму реальность. Это нормально оплакивать потерю уверенности или потерю мировоззрения и также нормально смеяться над тем же самым. Это также нормально быть спровоцированным, озадаченным или просто сбитым с толку». «Если вы не будете сбиты с толку в эти дни, - сказал он, обращаясь к аудитории, - то значит вы не слушали».


В статье «Limina» я писал о том, что на недавнем международном научном он-лайн симпозиуме, посвященном исследованиям НЛО и объединившем академических ученых и уфологов, почетным гостем которого был бывший высокопоставленный чиновник Пентагона, военная разведка, я не видел знакомых фамилий, а по теме «НЛО и религии», которая меня интересует в первую очередь, нашел только доклад Дж. Крипала.  «Limina» - это название международного научного журнала по исследованиям НЛО, который будет выпускать международное Общество исследований НЛО, заявившее о себе этим симпозиумом; в первом его номере, который ожидается к лету, будут опубликованы доклады. Дж. Крипал входит в редакцию этого журнала. Организаторы и февральского он-лайн симпозиума понимают, что реальность НЛО не только физическая, но и психо-физическая, однако историческому походу к НЛО, соответственно, проблеме НЛО и история религий был посвящен только один доклад Дж. Крипала. 


Из самого названия конференции «Архивы невозможного» видно, что Дж. Крипал и его коллеги собрали ученых не только для сообщений и дискуссий, но и для презентации архива. Его проект основан на рабочей гипотезе о том, что НЛО и околосмертный опыт, полтергейст, медиумы, загробная жизнь, ангелы, «инопланетяне», телепатическое общение и абдукции - все это взаимосвязано. Конечно же, с необходимыми оговорками о преднамеренной и непреднамеренной лжи, психопатологии и т.д. и т.п. - тем не менее «Collection is Connection» (коллекция – это взаимосвязь). Эта идея уже не один десяток лет витает в международном воздухе изучения аномальных явлений, о чем я писал в статье «Моё «путешествие» в аномалистику».


Первопричиной этого архива невозможного стала встреча Дж. Крипала и Ж. Валле в 2014 г., когда Валле спросил, есть ли университет, который мог бы взять на хранение его исследовательские файлы по уфологии и через 2 года он сделал такое гуманитарное пожертвование, положив начало этим архивам. Еще одним ключевым человеком для них, как об этом сказал в своем вступительном слове Дж. Крипал, был Э. Мэй. Его доклад на этой конференции я обозначу в самом конце статьи. В списке доноров в архив невозможного есть и физик Эрик Дэвис (см. мою статью "Ж. Валле и Э. Дэвис о реальности", сборник 2).


В конце вступительного слова Дж. Крипал рассказал свою шутку, над которой никто обычно не смеется. Он полагает, что для того, чтобы нам понять НЛО, нужно понять радар и (религиозные) откровения. Имеется в виду понять вместе, т.к. по отдельности вроде бы уже поняли. Его шутке мало кто смеется, по его мнению, потому что это слишком сильно противоречит нашим представлениям о мире и самих себе.


После Крипала Ж. Валле выступил с докладом «Четыре одеяния Алетейи: управление реальностью и вызов истины» (The Four Garments of Aletheia: Reality Management and the Challenge of Truth). Алетейя – это древнегреческая богиня, персонификация истины. Четыре одеяния истины – это четыре точки зрения, с которых Валле, француз по происхождению, ее рассматривал. Его посыл состоял в том, что с истиной не так все просто, как хотелось бы.


Его дар архиву невозможного содержит его переписку с Дж. А. Хайнеком, американским астрономом и уфологом, который с конца 40-х по приглашению ВВС США занялся НЛО и продолжал эту деятельность на том же уровне в течение не одного десятка лет. На часть этой переписки сразу наложили гриф секретности на несколько лет. Не только Пентагон не хочет рассказывать народу США, не говоря уже о мировой общественности, правду об НЛО, но даже и университетские профессора не хотят, чтобы ее знали их коллеги и студенты, не говоря, уже обо всем прогрессивном человечестве. )


Первый тезис Валле об истине и первое ее одеяние, что-то из области разноцветных туник, состоял в ее контекстности, зависимости от культурно-исторических условий. На политическом уровне он пояснил это историей времен начала войны США с Вьетнамом, когда к его берегам подошел авианосец ВМС США и журналисты спросили официального представителя США, к чему это. Он ответил, что ничего не знает об авианосце, тогда журналисты попросили его подойти к окну, за которым виднелся морской залив и этот огромный корабль. Представитель посмотрел в окно и сказал, что он не видит авианосец. Он не уполномочен его видеть.


Именно по такому поводу я и открыл в свое время сборник «НЛО и другие», в котором наблюдаю за изменением позиции официоза США по НЛО.


Послание Жака Валле миру – это исторический подход к НЛО, приведу один удивительный пример из его доклада. Всему христианскому миру и не только ему известно, что после рождения Иисуса к нему пришли поклониться волхвы. Традиционно считается, что они узнали об этом по появлению в небе яркой звезды. Возможно, это была яркая комета, но поскольку день рождения Иисуса известен с евангельской, а не астрономической точностью, то привязать к его рождению какую-то комету не удается. Дополнительная трудность состоит в том, что яркое астрофизическое явление хотя и могло ознаменовать время рождения чудесного ребенка, но не могло указать на место его рождения.


Популярное изложение этой евангельской истории не замечает эту трудность. Звезда и звезда, на то они и волхвы, чтобы определить место. Оказывается, что недавно нашелся древний манускрипт, находившийся в плачевном состоянии, т.к. поверх него был написан другой манускрипт, в дополнение к этому он был написан на трудном языке. Но нашелся упорный аспирант, который его прочитал и выяснил, что у волхвов было видение еще до рождения Иисуса. В светящемся шаре в небе (непременный атрибут НЛО) им явился ребенок и сообщил о своем рождении. Дальше им оставалось только следовать видению и вовремя прийти в Вифлеем.  По словам Валле, специалистам до конца не ясно, о видении ребенка Иисуса или Митры идет речь.


Ж. Валле с коллегами предложили уфологическую интерпретацию знаменитого явления Богородицы (Фатима, Португалия, 1917), которая в наиболее, на мой взгляд, адаптивной формулировке выглядит так: пусть читатели сами решат для себя, что это было, контакт с НЛО или явление Богродицы, очень его напоминающее (см. мою статью "Моё "путешествие" в аномалистику", сборник 1). В своем докладе на этой конференции Ж. Валле расказал о своей встрече с католиком, который недавно опубликовал своей исследований фатимских событий и пришел к выводу, что это могла быть встреча с вне-земным разумом, т.е. он по сути пришел к тому же выводу, что и уфологи. Он консультировался по этому вопросу с Ватиканом, где его, по словам Валле, не порицали и не одобряли, а оставили ему свободу мыслить. И, соответственн, самовыражаться.


Последнее одеяние Алетейи, упомянутое Ж. Валле, было связано с математикой и, по его мнению, это драные джинсы, майка, очки на кончике носа и волосы собранные в пучок на макушке. Конец математике, как последнему прибежищу незыблемой, абсолютно надежной и вечной истины, положил в конце XIX в. крупный немецкий математик Д. Гильберт, когда предположил, что можно выбрать такую систему математических аксиом, из которых всю остальную математику можно вывести по законам логики. В 1931 г. К. Гёдель показал, что это невозможно даже для арифметики, т.е. какую бы систему аксиом мы ни выбрали, найдется утверждение, истинность или ложность которого нельзя доказать в рамках этой системы аксиом. Не смотря на все неопределенности с истиной и, соответственно, трудности понять невозможное, 83-летний Ж. Валле призвал своих слушателей продолжать трудиться и не смущаться, если 99 выдвинутых гипотез окажутся ложными, сотая будет правильной.


Поскольку у меня есть два проекта, связанные с наблюдением за научными исследованиями на стыке науки и тибетского буддизма, то мне была интересна презентация молодого ученого Р. Фута, в паре с другим молодым ученым они за 30 минут поделились своим видением будущих невозможного (у невозможного может быть много будущих). Р. Фут за 15 минут рассказал о своей будущей диссертации по тибетскому буддизму, которая посвящена переводу и изучению автобиографии ламы Адзома Друкпы (1842-1924) и его трудов. Р. Фут, разумеется, в контексте этой конференции рассказал о своих поисках в тибетском буддизме НЛО и «инопланетян», как докторант он посещал Непал и общался с тибетцами и ламами.


Сначала для храбрости, как он сам сказал, он сослался на Его Святейшество Далай Ламу XIV, который во время его встречи с физиками (ее материалы были опубликованы в книге «Новая физика и космология») коснулся проблемы инопланетян:


«Конечно, парадигма увлечения внеземной жизнью - это образ странных внеземных существ, вступающих в контакт с людьми на Земле. Но с буддийской точки зрения, учитывая понимание того, что существуют разумные существа в различных сферах опыта даже внутри этой мировой системы, вероятно, существует больше возможностей объяснить явления, которые в противном случае считались бы таинственными.

Несмотря на то, что нет абсолютно убедительных научных доказательств прибытия инопланетян на планету Земля, есть много людей, у которых были очень аномальные переживания, люди, которые кажутся во всех остальных отношениях вменяемыми. Кажется, нет никакого способа объяснить это в рамках стандартной научной парадигмы, но буддистам, возможно, было бы легче воспринимать этих людей всерьез».


Конец цитаты.


В этом контексте Р. Фут рассмотрел роль божеств в тибетском буддизме. В статье «Понять реинкарнацию ЕС Далай Ламы XIV» я воспроизводил рассказ ЕСДЛ о том, что лама Цонкапа (XIV – XV вв), основатель школы Гелук тибетского буддизма, которую возглавляет ЕСДЛ, общался с бодхисаттвой Манджушри (воплощение мудрости будд), его даже считали воплощением этого бодхисаттвы. Это, условно говоря, небожитель, сверхчеловеческое существо, также буддийски ориентированное, стремящееся к просветлению, освобождению от всех страданий, но отказавшееся от ухода в нирвану до тех пор, пока другие существа не освободятся, т.е. взявшее на себя обет бодхисаттвы, который в Махаяне на себя берут и люди.


В той статье я воспроизвел рассказ ЕСДЛ о том, что Манджушри являлся ламе Цонкапе сначала в небольшом шаре света. Согласно Р. Футу, сначала лама Цонкапа вошел в контакт с Манджушри через медиума, потом ему в этом помогал один из его учеников, который видел Манджушри (ср. роль ребенка в установлении контакта с ангелом-хранителем в статье «Масло Абрамелина», сборник 1) и только после этого уже сам вошел с ним в контакт.


Р. Фут обратил внимание на такой очень важный персонаж тибетского буддизма, как дакини, женские божества, хранительницы тайных знаний, которых тибетцы называют танцующими в небесах и от которых особо одаренные тибетцы-буддисты (тертоны) получают сокровища (терма) новых знаний. В автобиографии ламы Адзома Друкпы есть эпизод, когда он после пятнадцатидневной практики ритуалов, днем и ночью, без отдыха, в психическом истощении немного уснул и между сном и бодрствованием ему явилась дакини.


С моей точки зрения, здесь уместно вспомнить ритуал священной магии Абрамелина мага (см. «Масло Абрамелина») полугодичной длительности, который выполняется для вызова ангела-хранителя с последующим получением от него знаний (в т.ч. и о власти над силами тьмы, сатаной и т.д.), на его финальной стадии хотя лишение ночного сна и не указывается, но подчеркивается необходимость интенсивной практики вплоть до умственного истощения.


Для Р. Фута в этом эпизоде автобиографии ламы Адзома Друкпы было важно, что лама критически относился к этому видению, что Фут интерпретировал, как наличие в традиции не только приятия таких явлений, но и их критики.


Р. Фут пытался говорить с тибетцами об НЛО (не с ламами) и обнаружил, что этот термин у них никак не ассоциируется с их культурой, только с американским мега-сериалом «Секретные материалы». Но когда Фут переходил на нейтральные термины – светящиеся шары, плывущие над землей – то получал отклик и интерпретацию, что это сделали ведьмы и таких явлений тибетцы боятся.


Р. Фут считает, что он нашел некий аналог абдукции в книге Чогьяла Намкая Норбу Ринпоче (1938-2018), известного на международном уровне учителя тибетского буддизма и дзогчен (см. сборник 4). В ней ЧННР описывал жизнь тибетских скотоводов-кочевников, к которым он сам не принадлежал. Эпизод состоит в том, что мальчик-пастух пошел за своими овцами и пропал на неделю. Его увидели идущим по склону священной горы, его рассказ о том, что с ним произошло, очень напоминает абдукцию, погруженную в тибетский культурный контекст, то ли божеством этой горы, то ли его слугой. Сам ЧННР никак не комментирует этот эпизод.


Жаль, что Р. Фут, акцентировав внимание на дакини, как на потенциальной фигуре для контакта, не упомянул о том, что ЧННР, по его собственным словам, был тертоном и получал свои новые учения (терма) от дакини во сне. Фут не может не знать, что ЧННР считается воплощением Адзома Друкпы.


Как и обещал, в конце возвращаюсь к докладу Э. Мея «Истинная история программы экстрасенсорного шпионажа «Звездные врата»» («The True Story of the Star Gate Psychic Spying Program»). Об Э. Мее сообщается, что он получил докторскую степень по экспериментальной ядерной физике в Питтсбургском университете в 1968 году. В 1976-1995 годах участвовал в секретной программе правительства США по экстрасенсорике «Звездные врата», был директором этой программы с 1985 по 1995 год. Он автор многих статей в технических журналах по парапсихологии и более 300 технических итоговых отчетов по экстрасенсорному восприятию для правительства. Когда Дж. Крипал во вступительном слове говорил о вкладе Э. Мея в архив невозможного, то сказал, что эти программы «работали и работают».


Рецензии
В качестве автокомментария.

Так получилось, что я заглянул на сайт «Архивов невозможного» в день начала очередной международной научной конференции, как и в предыдущей ключевым человеком в ней является Дж. Крипал, открывающий каждый день конференции. Занятно, что ее программное заявление оргкомитет поручил написать не профессору, доктору наук, а студенту John Allison (факультет религий, универ Райса, США). Это, с моей точки зрения, означает, что всеми этими паранормальными явлениями, о которых в нем идет речь и которые включают, как НЛО, так и опыт медиумов (см. «Объект или окно?»), занимаются не только вышедшие на пенсию или забравшиеся на достаточно высокую карьерную ступеньку ученые, но и университетская молодежь, которой только предстоит делать свою академическую карьеру.
Единственный недостаток этого заявления, который виден невооруженным глазом любому, хотя бы немного интересовавшемуся такими явлениями, состоит в том, что в порождаемой ими междисциплинарной проблематике не указана физика (см. в этой связи статью «Сознание в физике»).
Как всегда благодарность разрабам ИИ переводчика Яндекса.

Итак, студент универа Райса Джон Эллисон полагает, что
«Появляется что-то новое. В фундаменте академического консенсуса относительно того, что возможно, начинают появляться трещины. И вот мы оказываемся в историческом моменте, борющемся за понимание самого себя – борьба, частично определяемая попыткой справиться с вызовом, который аномальные, психические и паранормальные явления бросают современной мысли. Эта конференция “Архивы невозможного: транснационализм, трансдисциплинарность, трансцендентность” призвана ответить на этот вызов в лоб, пригласив ученых со всего мира и представителей самых разных дисциплин собраться и исследовать значение паранормального.

Важно отметить, что мы не стремимся к догматическому консенсусу относительно того, что возможно, а что невозможно. Скорее, мы стремимся содействовать диалогу между коллегами из различных областей исследований как в гуманитарных науках (включая востоковедение, историю религий, историю и теорию литературы), так и в естественных науках (включая психиатрию, медицину, биохимию и неврологию). Такой диалогический подход необходим. Ибо паранормальные явления, по-видимому, не укладываются в наши собственные, сконструированные человеком национальные, культурные, языковые и религиозные границы (не говоря уже о кажущихся границах между телом и разумом, или смыслом и материей). Таким образом, паранормальное явление по самой своей природе побуждает мыслить масштабно. Иными словами, изучение трансцендентности требует транснационального и трансдисциплинарного методологического подхода: безграничного образа мышления, который противоречит принципу гиперспециализации во многих современных гуманитарных науках.

Этот вид мышления без границ принимает за аксиому то, что мы не знаем границ того, что познаваемо или возможно. Итак, в отношении “истинно верующего” мы оставляем открытой возможность того, что мы даже еще не понимаем, что имеем в виду, когда говорим о паранормальном, и что паранормальное может быть не тем, чем кажется. Но, в равной степени, и вопреки убежденному скептику, мы оставляем открытой возможность того, что паранормальные явления действительно реальны, и что то, что кажется невозможным, возможно. Может быть, случается то, чего не должно было случиться.

Именно в этом духе эпистемологического смирения и методологической “безграничности” мы приглашаем докладчиков нашей конференции поразмышлять о том, как их исследования пересекаются со сравнительной категорией паранормального, как паранормальное может повлиять на наши коллективные представления о возможном и невозможном, и насколько масштабно мы могли бы мыслить в конце концов».

Александр Кукаров   11.05.2023 16:10     Заявить о нарушении
Один из пленарных докладов на конференции «Архивы невозможного» в марте 2022 г. сделал Э. Мей, руководитель американской рассекреченной программы «Звездные врата» по экстрасенсорному военному шпионажу. В конце доклада он рекомендовал вышедшую в 2018 г. книгу, на английском и русском языках, «Пси-войны. Запад и Восток».

Об авторах этой книги.

«Впервые соавторы книги – руководители военных экстрасенсорных программ двух противостоящих в прошлом политических лагерей – Эдвин Mэй, доктор физики, директор американской программы «Звёздные Врата» с 1985 по 1995 год, и генерал-лейтенант Алексей Юрьевич Савин, доктор технических и философских наук, руководитель Экспертно-аналитического управления Генерального Штаба ВС России, имевшего кодовое название «Войсковая часть 10003». Два этих автора могут дать абсолютно точный и исчерпывающий документальный отчет по использованию экстрасенсорики в военных целях в Соединённых Штатах Америки и России со времён Холодной войны и до наших дней.

Ещё один соавтор с российской стороны – генерал-майор спецслужб Борис Константинович Ратников. Он исполнял обязанности первого заместителя руководителя Федеральной Службы Охраны и главы ее особого парапсихологического отдела. Под его руководством в этой Службе применялись парапсихологические методы для получения информации в области международной политики и для защиты ключевых российских политических фигур от вражеского экстрасенсорного сканирования и потенциальных психических атак.

Ещё один соавтор с американской стороны – Джозеф Мак-Монигл – кадровый разведчик армии США, много работавший в Восточной Европе, Вьетнаме и других регионах мира. С конца 1975 года он стал участником программы «Звёздные Врата» и показал наилучшие среди всех агентов результаты в области экстрасенсорного шпионажа за Советским Союзом. Никто другой в США не мог бы стать более подходящим автором, способным рассказать нам обо всех психологических тонкостях экстрасенсорной разведки.

Соавтор-редактор – Виктор Афанасьевич Рубель, доктор психологии и социологии – не был связан с военными экстрасенсорными программами. Однако без его координирующей, аналитической и литературной работы, требующей понимания обеих сторон и сочетания навыков менеджера и историка, данный международный проект вряд ли бы состоялся, и эта книга не появилась бы на свет».

Согласно материалам, размещенным на сайте Б.К. Ратникова (1944-2020), работавшими в области экстрасенсорики российскими военными была разработана технология «метаконтакт», благодаря которой они общались с духовными космическими сущностями. По неподтвержденной информации экстрасенсы группы А. Савина имели физический контакта с НЛО и его пилотами.

Александр Кукаров   12.06.2023 17:38   Заявить о нарушении