Королевство одноглазых мышей. Шломит Коэн-Асиф

(Перевод с иврита Фриды Шутман)

        На краю поля за  одним захолустным городком жили одноглазые мыши. У каждой из них было по одному глазу в центре лба. И у их предков был один глаз, и у их потомства.
       Одним глазом смотрели они на мир и видели то, что видят другие существа двумя глазами. И жили они счастливо на своей территории. Они любили свои зелёные лужайки и жёлтые травы. С удовольствием загорали на солнце и грызли всё, что можно было грызть. А холодными ночами они бегали по полю, чтобы согреться.
       И король был у этих мышей: и звали его Тианта. У него также был только один глаз в центре лба, и его сердце было хорошим, а голова полна мудрости. Как радостно было жить в мышином королевстве!
       Однажды утром, когда мыши бегали по полю, грызя траву, они услышали странное шуршание. Они подняли головы, широко раскрыли один глаз и увидели необычного зверя, приближавшегося к ним с согнутой спиной.
       Тианта, мышиный король, свистнул сигнал сбора и поднял свой длинный хвост. Этот сигнал указывал на то, что возникла опасность и они все должны собраться в седьмой норе. Мыши бросились в нору, в которой было несколько отверстий, и время от времени одна из мышей выглядывала наружу.
«Он подходит! Он приближается!» — воскликнула мышь с очень зорким глазом.
«В его морде есть что-то страшное», — прошептала мышь, сидящая рядом с первой, и рассказала об этом другим мышам.
       И снова остроглазая мышь выглянула наружу и воскликнула: «У него два глаза! Своим глазом вижу, что у него их два!»
«Если это так, то это означает, что зверь не является мышью, и опасность велика», — затряслась от страха одна из мышей.
       А незнакомец всё приближался. Он подошёл к норе и принялся её обнюхивать. Тогда Тианта и военный министр вышли к нему и своими телами закрыли отверстие норы.
«Что ты делаешь на нашем участке?» — спросил король, всматриваясь одним глазом в оба глаза непрошеного гостя.
«Ошибся. Я очень редко сбиваюсь с пути. Вдруг я почувствовал мышиный запах и побежал ему навстречу, вот так я и попал к вам».
«Ты мышь или мышиный хищник?» — спросил военный министр.
«Я мышь! Конечно, я мышь! Разве вы не слыхали о себе подобных? Я отдохну с дороги, а затем продолжу путь к своей семье».
«Как тебя зовут?» — спросил король.
— Лупино, — ответил гость, дружелюбно помахивая хвостиком.
— А меня звать Тианта, — сказал мышиный король, произнося псссссс шесть раз подряд, сообразив, что опасность миновала.
       Мыши вышли из седьмой норы и посмотрели на Лупино одним глазом. Они были так озадачены, что их единственный глаз чуть не вылезал из орбиты.
       Лупино не смог выдержать их пронзительного взгляда, посмотрел по сторонам и опустил глаза. Совсем ещё маленький мышонок не сдержался и громко крикнул: «У него два глаза! Я посчитал!»
       Тианта дёрнул мышонка за хвост и приказал замолчать.
«Это мышонок?» — спросила одна из мышей, — так почему же у него два глаза?»
«Лупино — наш гость, — прошептал король, — сколько бы глаз у него ни было.
«Несчастный мышонок! Совсем несчастный! Над ним нельзя смеяться!» — сказала особенно чувствительная мышь.
       Лупино давно заметил, что у короля Тианты был только один глаз, он повернул взгляд в сторону и увидел другую мышь, у которой тоже был один глаз.
 «Я думаю, что я попал в королевство одноглазых мышей, — подумал он про себя, — «когда я был совсем маленьким, мне сказали, что в мире есть такое место, где у каждой мыши есть только один глаз, и я не мог в это поверить».
       Лупино размышлял: хорошо ли они видят мир одним глазом? В этот момент одна из мышей подошла к нему и прервала его размышления: «Скажи, Лупино, разве тебе не трудно носить два глаза, один с одной стороны, а второй с другой?», а другая мышь вмешалась в разговор: «Ты видишь всё вдвойне? И, может быть, ты видишь что-то разное в каждом глазу?»
      Ещё одна мышь тихо спросила: «Не стыдно ли тебе иногда своего бесполезного глаза?»
       Выслушал мышей Лупино. Когда вопросы были закончены (а те, которые я записала, — это не все вопросы, которые задавали мыши), он ответил: «Мне не стыдно. В нашем мышином королевстве у каждой мыши по два глаза. У нас нет ни единой одноглазой мыши».

       Мыши переглянулись: «Да врёт он всё! Он нам ещё расскажет, что есть ещё и трёхглазые мыши!» А другие кричали им: «Он не лжёт! Он не лжёт! Вы же видите, что у него есть два глаза!»
       Страшное волнение поднялось в мышином королевстве Тианты, королевстве, в котором всегда царствовали мир и покой.
       «Мы отправим короля туда, где ты живёшь, чтобы посмотреть, есть ли в мире другие мыши с двумя глазами», — решил мышиный совет, «чтобы мы могли узнать, правдивы ли твои слова, и восстановить мир и спокойствие в нашем королевстве».
«Буду счастлив принять короля Тианту на родине двухглазых мышей», — сказал Лупино.
И мышь, отвечающая за числа и вычисления в королевстве Тианты, спросила: «Сколько мышей в твоей стране?»
«В тот день, когда я потерялся, было 102 мыши», — ответил Лупино.
«Это значит 204 глаза... пссссссссс!!!»

Б.

      Две мышки, три глаза — так получилось у Тианты и Лупино. Они бежали через поле, а дорога была длинной и коварной, и им часто приходилось возвращаться назад.
«Нужно остановиться!» Тианта внезапно закричал: «Я думаю, мы приближаемся. Я чувствую по запаху».
«Если мы приближаемся к месту, то зачем останавливаться? Давайте побежим быстрее», - предложил Лупино. «Я соскучился по дому. Тоска по дому поможет мне бежать...»
«Я не буду приближаться, я должен вернуться в своё королевство», - сказал Тианта.
«Я верю тебе. Я знаю, что у каждой мыши есть пара глаз, и только в моём королевстве это иначе. Мой отец рассказывал мне, а он услышал это от дедушки. Я сопровождал тебя для того, чтобы ты нашёл дорогу домой, а не для того, чтобы встретить двухглазых мышей. Нам хватает и одного глаза. Мы не любим встречать мышей, у которых больше одного глаза».
       Лупино согласно кивнул. Они помахали друг другу хвостами на прощанье, и Люпино подпрыгнул и убежал. Подбежав к своему родному королевству, он радостно махнул хвостиком и прошипел по-мышиному псссссс.
       А в это время Тианта притаился в одной из полевых нор.
«Что же я скажу своим мышам?» – подумалось ему.
       Два дня спустя он оставил нору и побежал в своё королевство. Мыши с любопытством всматривались в его лицо: «Скажи, что ты увидел ещё одну двуглазую мышь!»
«Нет, нет, я больше не видел ни одной двухглазой мыши», - ответил он, и они радостно прошипели псссссс.
       А вы свидетели тому, что Тианта говорил правду.

       Той же ночью, когда мыши уже заснули, король Тианта призвал к себе своего первенца и прошептал ему на ухо: «Когда я умру, а это конец всех мышей, и ты унаследуешь моё место и продолжишь династию Тианты, то обязан помнить: существуют и двухглазые мыши на свете. Запомни и не забудь!»
       И его старший сын это запомнил, потому что у одноглазых мышей прекрасная память.

(Этот рассказ был опубликован на сайте https://alaxon.co.il/ в четверг, 7 ноября 2013 года Суламифью Коэн-Асиф).


Рецензии
Интересное,милое произведение!Спасибо за перевод!

Веруня   21.09.2023 08:56     Заявить о нарушении
Мне тоже очень понравился этот рассказ, поэтому я и решила его перевести.

Фрида Шутман   21.09.2023 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.