Читая Хосе Ортега-и Гассет

Взялся за Ортегу. С интересом и благодарностью открываю близкое мне. На 17 странице обнаружил галочку на полях: «идеал, осуществляясь, перестает быть идеалом». Значит я это уже читал? Перелистал и обнаружил еще много таких галочек-свидетельств моего прочтения. И все забыл? Вот так! Решил все же попробовать еще раз, во всяком случае от прочтения я удовольствие получаю. Может быть только не подряд, а на выбор, ориентируясь уже отмеченным.

«Кёлер и другие показали, что орангутанг и шимпанзе отличаются от человека не тем, что принято называть умственным развитием, а короткой памятью. Бедные животные начинают новый день, не помня почти ничего из пережитого вчера, и потому их интеллект вынужден обходиться жалкими крохами опыта... человек благодаря своей способности помнить копит собственное прошлое, владеет им и извлекает из него пользу. Он никогда не окажется первым на земле человеком — его существование начинается на определенной высоте, на вершине накопленного. Это единственное богатство человека, его привилегия и его родовой признак. И наименее ценно в этом богатстве то, что кажется удавшимся и достойным памяти: главное и самое важное — это память об ошибках, позволяющая избегать их. Подлинное богатство человека — это богатство человеческих ошибок, накопленный тысячелетиями жизненный опыт. Поэтому высший человеческий тип Ницше определил как существо «с самой долгой памятью».

Вот, а я превращаюсь в орангутанга.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.