Женщина в любви. Наталья Бехтерева

Наталья Бехтерева – ученый нейрофизиолог с мировым именем, доктор медицинских наук, профессор. Она создала современную науку о человеческом мозге.

Наталья Петровна Бехтерева родилась 7 июля 1924 года в Ленинграде. Отец – Пётр Владимирович Бехтерев – работал инженером-конструктором в секретном конструкторском Особом техническом бюро (Остехбюро, которое занималось разработками военного характера в области авиации, телемеханики, радиосвязи. Бехтерев разрабатывал торпеды, бывшие на вооружении в Красной армии. Мама – Зинаида Васильевна - работала врачом. В семье было трое детей: Наталья, Андрей и Эвридика.
В школе Наталья училась средне, родители не принуждали её к зубрёжке, она с удовольствием изучала языки, занималась музыкой.
Бехтерева вспоминала: «Я росла домашним ребенком, воспитывалась бонной, носила бархатные платьица, косички крендельками. Самое яркое впечатление детства — папа вечером садится за рояль, и мы с моей подружкой вальсируем под незабвенный «Осенний сон» до головокружения. Папа был красивый, талантливый, прекрасно пел, всегда безупречно одевался, и на службе, и дома. Он меня очень любил — просто так, безоговорочно. А направляла по жизни — мама».

Мама говорила Наталье «будешь учёной». Это было счастливое детство. В ночь 22 сентябре 1937 года Наталья проснулась среди ночи от того, что горел свет и по квартире ходили люди – был обыск. Пётр Владимирович успокаивал свою семью, что он скоро вернётся. Но он не вернулся. Вслед за ним была арестована и Зинаида Васильевна и отправлена в лагерь АЛЖИР (так называли лагерь для жён изменников Родины). Зинаиде Васильевне дали 8 лет.
Родственники перестали общаться с детьми из-за боязни навлечь на себя беду, ведь за связь с семьёй «врагов народа» могли арестовать.
Должны были арестовать и Наталью (её имя стояло рядом с материнским, много позже Наталье Петровне показали эту бумагу на арест), но ей было 14 лет и детскую колонию заменили детским домом. Наталью и Андрея отправили в детский дом для подростков.
Бехтерева вспоминала: «Нам с братом дважды повезло — во-первых, мы остались в Питере, а могли оказаться где-нибудь в Иваново, во-вторых — попали в хороший детдом, костяк которого составляли дети из Латвии и поразительный директор оттуда же — Аркадий Кельнер».

Кельнер был удивительно честный человек. Он старался, чтобы у воспитанниц детского дома не было двух одинаковых платьев или пальто, чтобы вещи были хорошими и не несли на себе печать бедности.
Директор объяснил Наташе, что её везде и всегда будут считать дочерью врага народа, ей надо стать первой ученицей, потому что поблажек ей не будет. Если она будет учиться средне или плохо, то после седьмого класса её отправят работать на кирпичный завод.
Наталья засела за учебники и стала первой ученицей. Наверное её к первенству подстегнула и первая влюбленность.
Из воспоминаний Бехтеревой: «В первый раз я влюбилась в воспитанника нашего детского дома — обаятельного юношу нордического типа. Я никому об этом не рассказывала. Не знаю, почему мне сейчас это вспомнилось…
Наверное, потому, что очень легко, нежно и романтично все это было. Мне только исполнилось четырнадцать лет, моя некрасивость меня еще не тревожила, и мы вместе, держась в темноте за руки, смотрели в кинотеатре фильм «Песни о любви». Мне жаль нашу нынешнюю молодежь, которая проскакивает стадию первой влюбленности за несколько минут — как много они теряют!

Летом 1941 года из-за угрозы блокады уехали все вузы кроме медицинского и девушка стала студенткой медицинского института, но жила по-прежнему в детском доме, как несовершеннолетняя.
Из воспоминаний Бехтеревой: «Всю блокадную зиму, шесть раз в неделю, я шла через весь город в институт. Туда и обратно. В мороз и ветер. Видела, как на пятитонках увозят сложенные штабелями трупы. Вместе с остальными воспитанниками ходила на Неву за водой, а вечером — в единственный оставшийся в блокадном городе Театр музыкальной комедии, где легкомысленные песенки про любовь и юмористические куплеты пели синие от голода и холода артисты».

Директор детдома Кельнер ушёл на фронт добровольцем и погиб, а новый директор Иванов кормил всю свою семью за счет сирот. Перед каждым приемом пищи директор выстраивал воспитанников и требовал тщательно пережевывать пищу, пока она не превращалась в застывший комок.
Весной детдом вывезли таки на Большую землю, и добавили средства на питание, но директор отказался от них в пользу фронта, а сам продолжил кормить свою семью за счет детей.

Когда закончилась война, Наталья влюбилась в человека, который страдал за своей погибшей в начале войны возлюбленной. Наталья чувствовала себя униженной в таких отношениях. Они её тяготили, но возлюбленный не отпускал её. Однажды Бехтеревой приснился сон, что она пришла в дом, где страдали по погибшей девушке, а оказалось что девушка сидит за столом, пьёт чай. Из воспоминаний Бехтеревой: «С радостью обращаюсь к ней: «Здравствуйте, Татьяна (почему-то называю ее так), — простите, не знаю вашего отчества». Ответ: «Алексеевна». Здороваясь, не встает. Снова (это все во сне) ложусь спать.
Затем (уже наяву) просыпаюсь, бегу сообщить новость о том, что Тася жива, — ни минуты в этом не сомневаюсь — и застаю Тасю именно в той же позе, в том же белом платье, что и во сне».
Наталья пожелала счастья этой паре, и продолжила свой жизненный путь.

В 1947 году Наталья Бехтерева получила диплом об окончании института, а затем окончила аспирантуру.
В 1948 году Наталья Бехтерева вышла замуж за своего коллегу физиолога Всеволода Медведева. 1 июля 1949 года у них родился сын Святослав. Супруги были заняты научной деятельностью и карьерой и вскоре развелись.
Успех к Бехтеревой пришёл в 1962 году, когда она разработала собственную исследовательскую систему и Наталью Петровну назначили руководителем коллектива, занимающегося нейрохирургическими операциями. Уникальность состояла в том, что пациенту не вводили наркоз, он был в сознании и говорил о своих ощущениях. И это позволяло хирургам найти пораженный участок в мозгу.

В Нейрохирургическом институте Наталья Петровна прошла путь от старшего научного сотрудника до директора. Бехтерева считала, что функции мозга безграничны и верила в существовании человеческого сознания вне тела.
Бехтерева большую часть своих работ посвятила работе подкорки человеческого мозга. Особенно уделялось внимание гениальности, одаренности и ясновиденью. Она описала явление реакции мозга на ошибки при работе, назвав этот феномен «детектором ошибок». В своей книге Бехтерева приводит пример из жизни «когда человек выходит из дома, но чувствует, что что-то не так. Если дверь не закрыта, есть вариант вернуться. Человек возвращается и замечает, что не выключил кран, утюг или оставил ключи в двери. Вернуться людям подсказывает «детектор ошибок».
Примечательно то, что Бехтерева брала на работу всегда привлекательных женщин, которые пришли в науку велению души, а не из ущербности и комплексов. И с радостью наблюдала за их карьерой и научной деятельностью.

Второй раз Наталья Бехтерева вышла за Ивана Ильича Каштеляна. Он был Начальником Главного управления торговли. У Каштеляна был сын Алик от первого брака, которого Наталья воспитала, как родного.
Наталья Петровна своего мужа не просто любила, она его боготворила.
Из воспоминаний Бехтеревой: «… уже зрелой женщиной, по страстной, сильной любви — я вышла замуж и все думала: "Ах, он говорит мне комплименты по доброте душевной, насколько же он меня любит, если я, такая страшненькая, кажусь ему красавицей".

Иван Ильич очень любил жену, окружил её заботой и теплом. И все же брак с Каштеляном не был простым из-за собственнических наклонностей мужа и ущемления свободы. Из воспоминаний Бехтеревой: «Опоздание домой — маленькая трагедия, большое опоздание — катастрофа. Я воспринимала это как огромное неудобство, далее — как угнетение, далее — как сложность высокого порядка».

Бехтерева всегда хотела знать о судьбе своего отца, справку о его расстреле и реабилитации выдали после смерти Сталина. Но все равно это оставалось раной. В конце 1980 годов Бехтеревой было выдано для прочтения дело отца – Бехтерева Петра Владимировича. Из воспоминаний Бехтеревой: «В один из страшнейших дней моей жизни я читала "дело папы", где до 97-й страницы он еще жил и подписывал на себя всяческую жуткую клевету. Много лет назад, еще до чтения этого кошмара, меня нашла дочь какой-то сотрудницы "Большого дома", рассказывавшая, как били моего отца. Но, только читая эти 97 страниц, видя его подписи, я наконец-то полностью, совсем до конца осознала невероятную правду – допросов, насилий, клеветы, обвинения и расстрела. Те два часа, что я читала, я снова была рядом с папой, папой, талантом которого я так всегда гордилась».

Бехтерева в конце 80-х годов встречалась с ясновидящей Вангой: «Мне надо было понять: вот такой феномен, пусть один на всем Земном шаре – он может существовать? Существует или нет человек, общающийся с умершими?... Я должна признать: встреча эта меня глубоко потрясла. Более того: чем больше проходит времени, тем сильнее я убеждаюсь в том, что имела дело с уникальным явлением ясновидения…» Ванги предостерегала Наталью Петровну о будущих смертях сына и мужа.

В 1989 году Бехтерева решила уйти с поста директора Научно-исследовательского института экспериментальной медицины. Она мечтала открыть институт мозга и вплотную заняться наукой. Наталья Петровна считала, что человеческий мозг — это живое существо, находящееся в нашем теле.
В 1990 году был основан Институт мозга человека. Его организатором и директором стал сын Натальи Бехтеровой - Святослав Медведев.
Успех одних всегда порождает зависть у других. У Бехтеревой появилось много врагов. Она собиралась, когда ей исполнится 65 лет, оставить пост директора и уйти в науку, а не подписывать по несколько часов день бумаги.
Из книги воспоминаний Бехтеревой: «Предавали самые близкие друзья — я никогда не разделяла деловое и личное общение, все мои коллеги входили в мой дом, это теперь я крайне ограничила круг близких мне людей, а тогда только отмечала — ты и ты, неужели и ты — тоже?..»
Иван Ильич страдал, нежелание жены оправдываться и убеждал ввязываться в полемику.

1990 год – это год потерь Натальи Петровны. Однажды ночью позвонил тридцатисемилетний сын Ивана Ильича - Алик. Невероятно красивый умный, талантливый доктор и при этом наркоман. Он сказал, что сейчас покончит с собой и хочет попрощаться. Уже было, что супруги буквально вытаскивали Алика с того счета. Вот и в этот раз Наталья Петровна помчалась к Алику, предварительно вызвав реанимацию. Когда открыли дверь Алик мертвый лежат на диване с петлей на шее. Его сердце остановилось всего несколько минут назад, но вернуть к жизни его не смогли.
Когда Наталья Петровна со своей подругой вернулись домой Иван Ильи открыл им дверь, внешне спокойно всё выслушал, принёс женщинам нарезанный арбуз и пошёл спать. Утром у него случилось кровоизлияние в мозг и спасти его не удалось.

У Бехтеревой много статей о мозге и обо всем, что связано с его работой. Но я нашла у неё и то, что касается любви.
Вот что Наталья Петровна писала, обращаясь ко всем родителям:
«Детям очень нужны любовь и радость. Ведь радость противостоит страху и унынию. Развеселите огорченного малыша, окружите его любовью.
Что значит окружить любовью? Все прощать, зализывать все ранки? Считать, что все, кто не согласен с моим детенышем (а детство может длиться долго, очень долго), – все плохие, все виноваты? Он один всегда прав? Конечно, нет. Любить – это значит иногда и помочь не дрогнуть перед казнью.
Итак, любите не человечество, а человека, ребенка, собаку, кошку – но, пожалуйста, умейте любить. Помните, что любовь – это долг, это труд, с видением и предвидением пополам».

Наталья Бехтерева прожила долгую и насыщенную жизнь. Умерла она 22 июня 2008 года в Гамбурге после длительной и тяжелой болезни. Похороны прошли неподалеку от Санкт-Петербурга.

Бехтерева говорила: «Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность — то-то будем довольны! А запомнится навеки другое — как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты — крУжишься, крУжишься под музыку, словно лист на ветру…»


Рецензии
А вы ее знали? Очень странно, что все коллеги и сотрудники внезапно дружно отвернулись от своего директора. Вас это не удивляет? Ведь нельзя полагаться только на мнение одной стороны, надо выслушать и другую. И понять почему? Или же совершил этот директор много неправедного, и потому и институт оставила и оказалась на чужбине в Гамбурге?

Полина Ребенина   17.02.2024 21:36     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв. С уважением

Наталья Приходько   17.02.2024 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.