Что такое философия?

"Не плакать, не смеяться, а понимать!" - Девиз науки философии, сформулированный Б. Спинозой


I


А)

Философия вообще, не в собственном смысле слова, а как таковая, – это  способ суждения о вещах объективного мира. С ним (способом) не сталкивается лишь тот, кто вообще не мыслит – не думает над тем, что и как делает он сам и что делают все окружающие люди.

Философия как таковая - это школа жизни, опыт человеческого мышления. Ибо способностью мыслить и рассуждать обладает на планете Земля лишь биологический вид Homo sapiens.

Философия как таковая есть мудрость, дочь ошибок трудных (перефразируя А. Пушкина). Известная надпись на кольце царя Соломона "Всё проходит. И это пройдёт", ориентирующая всякого на то, что в любой ситуации следует сохранять спокойствие, – один из примеров мудрости.
 

Б)

Всем ходом своего исторического развития философия в собственном  смысле слова - в собственном смысле слова уже, а не как таковая, не как философия вообще! - т.е. философия как наука, как исследовательская работа, в процессе исторического развития, повторюсь, пришла к тому, что единственно правильной, т.е. адекватно отражающей действительное положение вещей объективного мира, является материалистическая диалектика, в центре интересов и исследований которой – универсальные связи бытия, всеобщие формы существования материи и движения (выраженные такими, например, широко известными понятиями, как "сущность" и "явление"; "качество" и "количество"; "единичное", "особенное" и "общее"...).
Философия есть наука, специально занимающаяся изучением и развитием этих логических понятий (принципов, законов и категорий), а не изложением тех или иных "мнений" по разным поводам, как принято полагать сегодня подавляющим большинством народа.


Это различие между философией как таковой и философией в собственном смысле слова надо понимать и всегда иметь в виду.


В)

Философия как наука есть материалистическая диалектика, исследующая законы и понятия, которыми мы, люди, в процессе своей деятельности мыслим окружающий мир.
Тут требуется расширенное пояснение того, что такое диалектика.

Диалектика, ВО-ПЕРВЫХ, это – объективно, т.е. безотносительно к человеку и человечеству, – способ развития природы, данные о котором являют на белый свет все науки в своей совокупности - как естественно-технические, так и гуманитарные.

ВО-ВТОРЫХ, наука о развитии как изменении, теоретический образ мирового движения, учение о том, как бывают тождественны противоположности.


В-ТРЕТЬИХ, способ мышления, отличающийся тем, что различные явления рассматриваются в многообразии их связей. Наиболее сложным типом связи, оказавшимся не по силам догматическому мышлению, является взаимодействие противоположностей. Суммируя различные характеристики той или иной вещи, догматически мыслящие исследователи односторонне выделяют некоторый их набор, исключая противоположные. Скажем, признав устойчивость мира, исключают его изменчивость, живое мыслят как резко противоположное мёртвому, прямое – кривому, доброе – злому и т.п. Люди с таким мышлением не улавливают переходов между полюсами, их связей и взаимодействия этих полюсов. Опыт осмысления связей вплоть до единства противоположностей – достижение диалектической мысли. Диалектическим способом мышления человек овладевает в результате собственной практической деятельности. – В лучшем, и надо прямо сказать: редчайшем, случае! А в худшем, развитие мышления человека, как это давно уже установлено ещё советской школой диалектики, останавливается на его догматическом или скептическом уровне. И то и другое можно преодолеть, лишь сознательно взявшись за изучение "Энциклопедии философских наук"  и "Науки логики" В. Гегеля, - лишь сознательно вырабатывая в себе понимание диалектического метода познания действительности и сознательно оттачивая свои навыки пользования категориями диалектического способа мышления.


В-ЧЕТВЁРТЫХ, совокупность познавательных приёмов, которые способствуют уяснению постоянно изменяющейся действительности, логика, инструмент исследования материи, при помощи которого решается задача развития понятий той или иной науки. Например, применительно к экономической науке проблема взаимосвязи её категорий получила всестороннее исследование в "Капитале" К. Маркса, применительно к диалектической логике – в "Философских тетрадях" В. Ленина, в его заметке "К вопросу о диалектике" (хотя здесь, у Ленина, дело заключается, скорее, не во всесторонности, а в квинтэссенции... – поскольку эта заметка представляет собой личное уяснение вопроса).


В-ПЯТЫХ, наконец, диалектика есть особая наука, изучающая мышление, которое само себя сделало предметом мышления. – Наука о процессе отражения природы и истории в человеческом мышлении; наука о законах превращения действительности в мысль, а мысли – в действительность, т.е., короче говоря, – теория познания. Речь идёт тут не о логике, о которой говорилось в предыдущем пункте как об инструменте, применяющемся в любой науке, а о разработке собственного аппарата диалектики, её специальных категорий. Здесь точно такое же положение, как и с математикой – одно дело, применение математических средств к обработке данных, скажем, физики, экономики или биологии, а другое – теоретическая разработка её, математики, собственного аппарата, который потом может применяться в любой другой области, и тем успешнее, чем строже он разработан сам по себе.


II


Как же это произошло? Как наука философия достигла состояния, которое я попытался определить выше и которое именуется словосочетанием "материалистическая диалектика"?
Попробую показать это на примере истории такой философской абстракции как "материя".


А)

При всём разнообразии определений материи, даваемых различными философами, всякого рода учителями, сансэями и проповедниками, общим для идеалистов (см. в любом философском словаре, в чём разница между идеализмом и материализмом) является то, что они или совсем отрицают существование материи, или отрицают её объективность.

Например, представитель субъективного идеализма Беркли прямо заявлял о том, что материи нет, что если мы изгоним понятие о ней, исчезновение этого понятия никто не заметит, ибо оно ничего не обозначает. Изгнание материи в "философской" системе Беркли, сводящей весь мир к совокупности ощущений, является неизбежным для той формы защиты идеализма и религии, которую он избрал, - как говорится, его личное горе...

В отличие от субъективных идеалистов, представители объективного идеализма хотя и считают, что материя существует вне и независимо от человеческого сознания, человеческих ощущений, но, в конечном счёте, и они ставят её существование в зависимость от сознания, духа. Например, у Гегеля материя появляется в результате деятельности "абсолютной идеи"(с), которая на определённой стадии своего развития порождает материю и начинает существовать в виде материальных вещей.

Правда, есть идеалисты, которые существование материи не ставят в зависимость от духа, считая, что она существует сама по себе. Но при этом они приписывают ей такую форму существования, которая представляет собой не действительное бытие, а лишь возможное. Превращение же материи из возможного бытия в действительное ставится в зависимость от сознания (например, у Платона)...


Б)

В среде материалистов тоже имеются самые различные воззрения на материю. Но при этом все они признают за материей объективное существование.

Известно, что древнегреческие философы-материалисты в качестве материи выдвигали то или иное чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоначалом всего существующего. Но показать, как всё многообразие мира возникает из одного конкретного вещества, ни одному философу не удалось. Поэтому впоследствии философы стали выдвигать в качестве материи уже не одно какое-либо вещество, а несколько. В дальнейшем это количество увеличивается до бесконечности. Примером этому может послужить Демокрит, выдвигающий в качестве материи (первоначала) бесчисленное множество атомов.


Атомы и вся совокупность образуемых ими веществ выступали в роли материи вплоть до конца XIX и начала XX веков. Именно такое понимание материи было у английских и французских материалистов, а также у Фейербаха.

Отождествление материи с веществом сыграло немалую роль в возникновении кризиса в естествознании конца XIX и начала XX веков, когда были открыты электрон и радиоактивность. С открытием электрона оказалось, что атом вовсе не является последним кирпичиком вселенной, что он сам разлагается на более мелкие частицы... Идеалисты начали кричать об исчезновении материи, о том, что материализм опровергнут новейшими достижениями естествознания...

Возникла необходимость в обобщении последних данных естественных наук с точки зрения диалектического материализма и защитить его теоретическую основу. Выполнение этой задачи выпало на долю Ленина. В работе "Материализм и эмпириокритицизм" он показал, что диалектический материализм не сводит и никогда не сводил материю ни к атомам, ни к каким-либо другим неизменным элементам, что он вообще не признаёт никаких неизменных абсолютных элементов, а считает мир бесконечно многообразным.

Признание неизменных элементов мира, говорит Ленин, характерно лишь для метафизического материализма, так что открытие делимости атома опровергает не вообще материализм и тем более не диалектический материализм, а метафизический материализм: "Новая физика свихнулась в идеализм, главным образом, именно потому, что физики не знали диалектики" (Ленин).

Связывая понятие материи с веществом, с совокупностью атомов, метафизически мыслящие философы и физики специфические для вещества состояния и свойства рассматривали как всеобщие свойства материи. Поэтому обнаружение с открытием электрона и радиоактивности относительности этих состояний они восприняли как крушение учения о материи, как исчезновение материи. На самом деле имело место исчезновение не материи, а того предела, до которого до сих пор человечество знало материю. ""Материя исчезает", – пишет по данному поводу Ленин, – это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идёт глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса... и т. п.) и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи".

Всё это, разумеется, свидетельствует об относительности наших знаний о строении материи, но ни в коей степени не опровергает философского понятия материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания, которое охватывает все материальные образования: и уже открытые и ещё не известные науке.


В)

Последний из всех гениев науки философии, Ленин, даёт классическое определение материи, вполне соответствующее пока что нашему современному уровню познания окружающего мира: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". - Материя есть философская категория для обозначения всего сущего в том мироздании, в котором нас угораздило явиться на белом свете и осознать своё существование и свою смертность.

Всего сущего! В том числе и того, с чем люди ещё не сталкивались по объективным причинам развития человечества, а столкнутся в будущем.
   

III

XX век ознаменовался дальнейшим развитием науки философии, выдвинув проблему исходного начала и принципов построения системы категорий материалистической диалектики.

Как же решается сей вопрос? Вопрос об исходном начале и принципах исследования взаимосвязи и взаимозависимости категорий диалектики?

Признано, что исходными категориями должны быть те, которые связаны с основными, определяющими сторонами и отношениями объективной действительности и познания. Основными категориями признаются те, которые связаны с основным вопросом философии, то есть категории "материя" и "сознание".

Но, решая основной вопрос философии, диалектический материализм изучает всеобщие стороны и отношения объективной действительности. Поэтому основными, определяющими отношениями в объективной действительности признаются взаимоотношения между противоположными сторонами, то есть закон единства и борьбы противоположностей, так что категории, связанные с законом единства и борьбы противоположностей, мы тоже должны отнести к исходным, к таким, с которых нужно начинать исследование.

Далее, будучи отражением действительных всеобщих сторон, связей и отношений, категории в то же время являются продуктами сознания, познавательной деятельности людей. В познании же имеются свои основные, определяющие факторы, которые накладывают отпечаток на всю познавательную деятельность и её результаты – на категории и их взаимосвязь. Таким определяющим фактором познания основатели диамата считают общественную практику. Ф. Энгельс: "...существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу". Так что категории, отражающие этот основной определяющий фактор познания - изменение природы человеком, - тоже должны считаться исходными.

Принцип же, позволяющий осуществлять переход от одной категории к другой в процессе построения системы категорий, именно с этим фактором и связан – с практикой.

Рассматривая познание в свете практики, мы неизбежно придём к выводу, что оно начинается именно с практики, функционирует и развивается на основе практики и осуществляется для практики. Мы также обнаружим, что, развиваясь на основе практики, познание наряду с другими свойствами действительности выявляет и всеобщие свойства материальных образований, всеобщие формы и условия бытия, что по мере выявления таких всеобщих сторон действительности формируются категории, в которых отражаются и фиксируются эти стороны. Вместе с этим мы установим, что категории возникли не все сразу, а в определённой исторической последовательности, каждая на строго определённой стадии познания человеком объективной действительности, фиксируя всеобщие стороны и связи, выявленные познанием на данной стадии, категории отражают особенности этой стадии и являются своего рода ступеньками возвышения человека над природой, познания её. Иными словами, – категории, отражая всеобщие стороны и связи внешнего мира, являются в то же время ступенями развития самого познания, моментами, фиксирующими переход познания с одних стадий развития на другие. Это положение впервые было выдвинуто Лениным. Анализируя "Логику" Гегеля, он в "Философских тетрадях" неоднократно подчёркивал, что философские категории суть ступени развития человеческого познания. Раскрывая содержание категории закона, он пишет: "...понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства  и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса". По поводу категорий сущности и явления он замечает: "Суть здесь та, что и мир явлений и мир в себе суть моменты познания природы человеком, ступени изменения или углубления (познания)". Категория субстанции, отмечает он в другом месте, есть "важная ступень в процессе развития человеческого познания, природы и материи".
Появление каждой новой категории в ходе развития человеческого познания (а значит, и теории познания) не случайно, а необходимо. Она возникает потому, что познание, проникая всё глубже и глубже в мир явлений, выявило новые всеобщие стороны и связи, которые уже не укладываются в существующие категории и требуют для своего выражения и фиксации новых категорий. Отсюда – необходимость в диалектической обработке истории мысли, науки и техники, в исследовании истории мысли с точки зрения категорий. Именно в этом Ленин видел задачу дальнейшей разработки диалектики Гегеля и Маркса: "Продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники". – "История мысли с точки зрения развития и применения общих понятий и категорий логики – вот, что нужно!". - Вот, что нужно, добавлю от себя, философии для дальнейшего её развития, вот, что нужно человеку, для дальнейшего углубления его диалектического метода познания действительности и дальнейшего совершенствования его диалектического способа мышления!

Находясь в диалектическом материализме в ином, новом сочетании, отличном от тех, которые имели место в предшествующих ему "философских" теориях, философские категории в своём соотношении впервые более или менее полно и точно выражают логику исторического познания, ибо это их соотношение устанавливается не произвольно, как это было в предшествующих системах, а на основе научного обобщения истории развития познания, на основе выявления закономерностей движения познания от одной его ступени к другой.
Данные современной науки и практики не могут изменить закономерностей развития познания, последовательности перехода его от одной ступени к другой, а вместе с этим и последовательности рассмотрения и применения связанных с этим ступенями философских категорий, они могут изменить лишь наши знания об этих закономерностях, сделать их более точными и полными.
Разработка диалектики как логики на основе исследования истории общественного познания и практики с точки зрения единства исторического и логического обеспечивает действительно научное исследование роли условий, в которых развивался человек. Условия, в которых развивается человек, определяются развитием производительных сил и соответствующих им производственных отношений, т. е. развитием общественной практики, исследование же истории познания с точки зрения философских категорий предполагает исследование истории развития общественной практики, на основе которой функционирует и развивается общественное познание, и категории являются не только ступенями развития познания, но и ступенями практики, а вместе с этим и - условий, в которых развивается человек.

Из истории философии в разработке диалектического материализма как системы категорий удерживается лишь рациональное, отражающее действительное положение вещей, и это рациональное содержится в теории диалектического материализма в снятом виде.


IY

К чему я завёл этот нудный с точки зрения людей, совершенно далёких от каких бы то ни было абстракций, разговор об исходных началах и принципах построения системы категорий диалектики? К чему произвёл на свет божий всю эту писанину, которую тут, пожалуй, и читать-то никто не сможет и не станет? Никто, кроме В. Шумскова, и, возможно, В. Дмитриева... (эти фамилии - из участников открытой, всем доступной группы "Грамматика разума", Фейсбук, группы, для которой и было писано сие сочинение).

Не хочу ли я этим самым сказать, что нашему клубу "Грамматика разума", основателем которого меня угораздило выступить,  как раз и пристало погрузить всех добровольных членов его в скрупулёзнейшее исследование целой системы диалектических категорий?..
Кстати, не знаю, Гегель ли назвал свою философскую систему "Грамматикой разума". Это словосочетание я взял из книги С. Н. Труфанова "Грамматика разума" (Самара: Гегель-фонд, 2003): "Во второй половине XYIII века французские учёные Д' Аламбер, Дидро и другие, собрав вместе все известные к тому времени научные понятия,.. расположили их постатейно в простом алфавитном порядке. Так появился на свет первый энциклопедический словарь. Спустя несколько десятилетий в Германии был предложен другой принцип всеохватывающей систематизации научных понятий – в порядке логической преемственности их смысла, где из одного понятия должно вытекать другое, из него – третье, и т.д. Решить такую задачу удалось только одному человеку на планете – Вильгельму Гегелю. В первой четверти XIX века он создал свою "Энциклопедию философских наук", где разобрал все арсеналы мыслительных определений, которыми пользуется в своей работе человеческий разум, и выстроил в порядке логической преемственности их смысла. Тем самым впервые в истории человечества была проделана работа по наведению порядка  в содержании самого нашего разума, чем были заложены основы новой науки – грамматики разума".
Не хочу ли я этим самым сказать, что сферой деятельности нашего клуба будет, по преимуществу, дальнейшая разработка диалектики?.. Не знаю.

Во всяком случае, изначально мне лично захотелось поделиться с людьми хотя бы азбукой содержания диалектики, своим знанием самых банальных категорий её, своим навыком сознательного применения их как в теоретической, так и практической деятельности.
   

P.S.

Цитирую:

"В "Капитале" применена к одной науке (к экономике. – А.Т.) логика, диалектика и теория познания [не надо трёх слов: это одно и то же] материализма, взявшего всё ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперёд" (Ленин). – Не надо трёх слов! – Вот вам, пожалуйста, ещё один из малоизвестных заветов Ленина.

Так остановим же свой выбор, друзья, на словах "диалектика материализма"!

2017


(Статья напечатана в газете "Литературная Россия" - 2018 г., № 17 - со следующей преамбулой:

"Прошлым летом в газете было опубликовано сообщение о презентации издательского проекта «Современная русская философия», состоявшейся в МГУ («Хайдеггер убил философию. А кто её возрождает?» – «ЛР», 2017, № 21). В своих комментариях на интернет-форуме вполне справедливо, на мой взгляд, оценивают современное состояние философии в наших ВУЗах А.А. Гагаев: «Понижение уровня гносеологии и логики философии ведёт к попытке представить философию вне науки и вне естественно-научной истины», – его слова, Вячеслав, поддержавший Гагаева: «Согласен с Гагаевым: это не философия, а попытка «воинствующего невежества» обрядиться в её благородную тогу. Приведённые в статье якобы мысли – вторичны, и своей инфантильностью напоминают о давно канувших в Лету размышлениях наивных древних греков, только-только начавших познавать окружающий мир», – и пользователь с ником Гюрза, выразивший совершенно научное удивление: «Философия становится антропологией? Диво дивное…».

Да, сегодня даже от бывших выпускников философского факультета МГУ приходится слышать, что философия – это не наука. Дескать, науки такой не существует: это не наука, а игры досужих умов, зачастую – пустые и никому не нужные. Что уж тогда говорить о массовом читателе, о его представлениях о данном предмете… Поэтому я буду признателен редакции «Литературной России», на «шапке» которой провозглашается глаголом жечь сердца людей, если она (редакция) согласится со мной, что публикация нижеследующей заметки отнюдь не бесполезна, несмотря на всю сухость изложения")


Рецензии
Уважаемый Александр.

Я здесь повторяю вопрос заданный вам на портале "Литературная Россия" Я уже ответил на этот вопрос об изменение взгляда Ф.Энгельса о бессмертии и смерти. Помню у Бориса Славина лет 20 назад на квартире все сторонники бессмертия: журналист Пряхин из журнала “Новое время”, Светлана Семёнова, её дочки, Игорь Вишев и я были очень воодушевлены тем, что эту мысль Ф.Энгельса о бессмертии, которую я выше предложил, наконец обнаружили и перевели с немецкого языка.
У меня к вам вопрос: Кто такой Алексей Турчин.
И чья статья о бессмертии на сайте проза.ру. Его или Ваша?

Лев Полыковский Философия   02.04.2024 17:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.