Как устроена региональная власть в России
Мне довелось поработать чиновником краевого уровня на сломе истории в России, когда советская власть прекратила свое существование, а новая только начала формироваться. Я был заместителем руководителя органа управления здравоохранением Хабаровского края с 1988 года по 2000-й год. За это время наша контора поменяла несколько названий. Вначале был отдел здравоохранения Хабаровского крайисполкома, потом, после распада СССР, в «демократической» России появилось управление здравоохранения администрации края, затем стал департамент здравоохранения, и наконец, краевое министерство здравоохранения. Функции оставались прежние, менялось только название, штаты и должностные оклады чиновников. Когда я начинал работать в отделе крайисполкома, там было чуть больше 30 штатных должностей, включая секретаршу и кадровика. И заработная плата заведующего отделом была чуть выше зарплаты главного врача крупной больницы. А сейчас в Минздраве Хабаровского края больше сотни сотрудников, и кто сколько получает, я не знаю. Знаю только то, что для размещения всех чиновников потребовался перевод в другое, более просторное здание. И это на фоне «оптимизации» учреждений здравоохранения в крае, когда сократилось и количество больниц, поликлиник, диспансеров, медицинских работников. Но все это я наблюдал со стороны, уже не будучи даже медицинским работником, а только пациентом.
Но об этом у меня уже немало написано, сегодня хочу поговорить вообще о том, как была устроена региональная власть в СССР и потом в России.
Как известно, организация любой власти определяется действующей Конституцией. С 1936 по 1977 год была так называемая «сталинская» Конституция. По ней главным руководящим органом в СССР был съезд депутатов трудящихся, которых затем переименовали в народных депутатов. Их выбирали всей страной, для этого на всей территории СССР создали избирательные участки, на которых население страны голосовало за тех или иных кандидатов в депутаты. Но вот кандидатов в депутаты назначали региональные партийные органы, хотя тогда ни ВКП(б), ни потом КПСС, не были включены в государственные органы управления государством.
Но партия, сформированная по производственному принципу, имела своих членов в каждом трудовом коллективе, а так как руководитель партии Иосиф Сталин пользовался огромным авторитетом в стране, априори этот авторитет переносился и на всех членов партии, к их мнению прислушивались, их указаниями руководствовались. В любой первичной партийной организации на партийном собрании избирался секретарь и его заместитель, а если организация была большой, то партийное бюро, которое и избирало секретаря на своем заседании, а также распределяло обязанности между членами бюро. Я почти десять лет был секретарем партийного бюро одной из самых крупных в крае больниц, и мне все это хорошо известно. Но я стал парторгом больницы уже после принятия Конституции 1977 года, когда впервые в ней появилась статья № 6, где говорилось о руководящей и направляющей роли партии в любой организации.
Но до этого партия руководила страной как бы на общественных началах. Но эта работа неплохо оплачивалась, правда, если член партии начинал работать в районном комитете и выше, в горкоме, обкоме и крайкоме, ЦК союзной республики или в ЦК КПСС. Именно там, в ЦК, и его рабочем органе, Политбюро, и вырабатывалась политика как внутренняя, так и внешняя, утверждались народно-хозяйственные планы развития страны. С конца 20-х в стране формировались планы на предстоящие пять лет, они стали носить название «Пятилеток». Для выработки этих планов был организовал Госплан, а для того, чтобы обеспечивать производство всеми необходимыми ресурсами, еще и Госсбыт. Во главе этих организаций стояли обязательно члены партии, с которых можно было спросить за невыполнение планов или не обеспечение ресурсами.
Причем планы учитывали интересы всего государства, всех людей, в нем живущих, а не только для каких-то регионов или республик. Благодаря плановому ведению хозяйства учитывались и интересы, и ресурсы, необходимые для выполнения планов, имеющиеся в стране или их надо было закупать за границей. Но не только материальные ресурсы нужны для выполнения планов, но и кадровые. Исходя из этого, планировалось, сколько надо выпустить из институтов инженеров разных специальностей, учителей, медицинских работников, культработников, офицеров и т. д.
Далее эти планы спускались в наркоматы по отраслям промышленности и сельского хозяйства, те разрабатывали планы для каждого региона или республики. И так далее, до каждого завода или колхоза, где были свои планы с цифрами количества произведенной продукции, институтов с числом набора студентов и т.д.. При Сталине это были штуки или тонны, а не доходы, вырученные за эту продукцию. При этом поощрялось снижение себестоимости любого товара, что приводило к снижению цены для населения страны. Исходя их объема выпущенной продукции для населения, планировался и объем денежной массы, которая должна была быть в обращение в стране. При этом заводы рассчитывались с поставщиками и потребителями безналичными деньгами. Это позволяло не иметь инфляции в СССР, не порождать теневых «миллионеров», и до минимума сокращать дефицит в жизненно-важных для населения товаров.
Но мы сказали, как все это было на уровне страны. А так все было устроено и на уровне регионов, областей и краев РСФСР. По такой же схеме строилась работа и в других союзных республиках и их регионах.
В регионах избирались народные депутаты разных уровней. Не помню точно, избирались ли депутаты поселков, но сельсоветы в них были точно. Иногда несколько поселений подчинялись одному сельсовету, особенно, если населения в них было мало. А вот депутатов в районные, окружные, областные и краевые советы избирались обязательно. Ими становились, но на общественных началах, передовики производства, некоторые руководители, ученые, которые продолжали трудиться на своих рабочих местах, лишь с определенной цикличностью собирались все вместе на свои сессии или съезды на уровне республик. Там они вначале выбирали исполнительные комитеты, которые и проводили работ у по претворению планов, спущенный сверху, в жизнь, а затем контролировали выполнение этих планов, отчитывались перед выше стоящими органами, решали различные организационные вопросы. Мне, как парторгу, приходилось участвовать в сессиях народных депутатов Индустриального района Хабаровска, а как первому заместителю заведующего отделом здравоохранения - в заседаниях Хабаровского крайисполкома.
Скрепом всей власти в СССР была компартия. Все руководители предприятий, организаций, колхозов и совхозов были коммунистами, и согласно Устава ВКП(б), а потом КПСС, могли быть вызваны в партийные органы для отчета о своей работе. И если соответствующий комитет партии признавал работу неудовлетворительной, следовало партийное взыскание — выговор, выговор с занесением в учетную карточку, исключение из партии. В последнем случае комитет обращался с письмом в руководящую инстанцию для этого предприятия или организации с предложением снять с должности нерадивого работника. И эти предложения обычно выполнялись.
На заседаниях бюро и первичной партийной организации, и районной, и городской, рассматривались и персональные дела провинившихся коммунистов не только по работе, но и в личной жизни. Не зря в Советском Союзе был такой анекдот: «Англичанка держит мужа делом, француженка телом, итальянка грацией, а русская парторганизацией.»
На все же партия не была конституционным органом управления в СССР. Президентом на западный манер считался председатель Президиума Верховного Совета СССР. Долгие годы им был Михаил Калинин, потом был Леонид Брежнев одно время, затем Николай Подгорный, а затем опять Леонид Брежнев. Председателем Совнаркома (премьер-министром на западный манер) вначале был Владимир Ильич Ленин, потом Рыков, долго был Вячеслав Молотов, лишь перед войной пост занял Иосиф Сталин и оставался на нем до конца жизни. Потом был Маленков, его сменил Хрущев, а затем Косыгин. Они и считались в СССР главами исполнительной власти. Сталин собирался передать всю полноту власти в СССР советам министров и исполкомам, оставив за КПСС лишь пропаганду и подбор кадров, но не успел. А Маленкова, который решил следовать желанию Сталина в этом вопросе, переиграл Хрущев.
У меня готова к публикации заметка, написанная неким Кольцовым, который считает, что советская власть было узурпирована сразу после смерти Сталина. Об этом вы сможете прочитать через некоторое время.
Так как после смерти Сталина вся полнота власти была у партии, именно она решала, кто на каком уровне будет руководить и партийными организациями, и исполнительной властью. Иногда привозили варягов из Москвы, иногда двигали местных кадров, хорошо себя зарекомендовавших на низовой работе. Например, многолетний первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС А.К.Черный начинал как инженер на оборонном заводе в Эльбане. Активного молодого коммуниста заметили, перевели в горком партии г. Комсомольска-на-Амуре. Затем недолго поработал Черный в крайкоме и стал первым секретарем райкома КПСС района имели Лазо. Затем несколько лет проработал первым секретарем обкома партии ЕАО, и с этой должности перешел на работу в Хабаровский крайисполком. А его должность в ЕАО занял бывший председатель облисполкома Г.Е.Подгаев. А когда первого секретаря крайкома КПСС Шитикова перевели на работу в Москву, Черный занял его место и был руководителем края 18 лет. А председателем крайисполкома стал его друг и соратник в ЕАО Подгаев. Все проверенные работой на разный участках народного хозяйства люди, и при них Хабаровский край стал развиваться, постоянно выигрывал социалистическое соревнование среди регионов Дальнего Востока. Поэтому Черного ценил Брежнев, который был проездом в Хабаровском крае. Именно по поручению Брежнева построили новое здание крайкома партии на площади Ленина, которое сейчас называют Белым домом.
Примерно такой же трудовой путь прошел бывший председатель Хабаровского крайисполкома В.С.Пастернак. Он начинал как мастер, потом инженер на заводе «Амурсталь», затем его перевели на должность главного инженера кислородного завода в Хабаровске, который постоянно заваливал выполнение плана. При Пастернаке ситуация на заводе выправилась, и его взяли в Индустриальный райком партии на должность второго секретаря. Затем его выбрали вторым секретарем Хабаровского горкома партии, далее вторым секретарем обкома КПСС ЕАО, а затем он стал первым заместителем председателя крайисполкома при Подгаеве. Когда последний по состоянию здоровья ушел на пенсию, Пастернак стал председателем. И с этой должности его взяли в Москву на должность заведующего отделом ЦК КПСС. Он был единственный в истории Советского Союза председатель исполкома региона, который так высоко взлетел по карьерной лестнице. И без всякого блата, какой мог быть блат у сына колхозника, сосланного на спецпоселение в северный район Хабаровского края в 30-е годы?
То есть при советской власти, особенно в России, на высоком уровне была кадровая работа, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока. Конечно, иногда брали на работу в партийные органы по блату, но на рядовые должности, максимум, завотделом или сектором райкома и горкома партии. А вот на должности председателей исполкомов только проверенных на низовой работе людей. Иногда, чтобы выдвинуть человека на более высокую должность, его уговаривали вступить в партию. Это карьеристы лезли в партию через выборные комсомольские органы, как тот же Михаил Горбачев, чей опыт практической работы составил пару недель в прокуратуре.
Исполнительные комитеты и считались советской властью, ведь они были исполнителями планов советов народных депутатов всех уровней. А то, что эти планы спускались им на утверждение сверху, не так много людей и знали. К тому же некоторые планы выходили под грифом «постановление партии и правительства» и были обязательны на всех уровнях. Так же как и приказы различных ведомств, т. е. министерств. Правда, иногда они назывались как решения коллегий этих министерств, и тогда на уровне регионов писались приказы по отделам исполкомов для их выполнении на более низких уровнях.
Например, по линии здравоохранения это выглядело примерно так. Мы в отделе здравоохранения крайисполкома получали или приказ Минздрава СССР, или решение коллегии. Часто он до нас доходил как аналогичный приказ Миндрава РСФСР. На основании этих документов мы писали свой приказ, а если при этом давались задания другим отделом исполкомов или исполнителям в районах и городах, то принималось постановление крайисполкома. Чтобы оно вышло, требовалось согласование со всеми заинтересованными лицами, которые ставили свои подписи на листе согласований. И только когда была поставлена последняя подпись, можно было нести документ в общий отдел крайисполкома. И оттуда он попадал на подпись председателя крайисполкома и был руководством к действию всеми лицами, ответственными за его выполнение.
Когда я был первым заместителем заведующего отделом здравоохранения крайисполкома, подготовка документов на подпись председателя исполкома (при мне это были Н.Н.Данилюк и В.И.Литвинов) была моей обязанностью. Чтобы быстрее получить нужные подписи, я сам ходил в разные начальствующие кабинеты, разъясняя положения документа, и тогда при даже самом благоприятном стечении обстоятельств бумаги попадали на подпись в течении 7-10 дней.
А далее требовался контроль за их исполнением на уровне районов и городов. В нашем отделе эта обязанность ложилась на специалистов по разным направлениям — оказанию медицинской помощи взрослым, по родовспоможению, детям и подросткам, по различным так называемым узким специалистам — по терапии, хирургии, гинекологии, педиатрии и т. д. Эти специалисты контролировали всей и с выездами в районы, или получая ответы на свои запросы. А так как территория Хабаровского края равны площади двух Германий, то все районы быстро не получалось объехать. Ведь была еще работа в стенах самого отдела здравоохранения. Но так или иначе, ситуация с оказанием медицинской помощи населению края была под контролем.
В СССР была какая практика по строительству новых, нужных стране объектов? Например, каких-то заводов. Выделялись ресурсы на строительство завода в каком-то регионе, предварительно изучив все, что надо для этого и «родив» план для строительства. Но предусматривалось возведение не только производственных мощностей, но и жилья для рабочих, создание всей необходимой инфраструктуры — магазинов, школ, детских садов, больниц и поликлиник, клубов и т. д. И для всего этого привлекались подрядные строительные организации, материальные ресурсы из госсбыта и финансы из Минфина СССР или РСФСР. Поэтому для того, чтобы у них что-то было построено, руководители регионов, т. е. первые секретари обкомов и крайкомов, председатели исполкомов, доказывали в Москве, в ЦК КПСС и Совмине, что это надо строить у них, а не у соседа.
И таким же образом строились и объекты здравоохранения. Построить даже небольшую больницу без плана, утвержденного в Москве, лучше по типовому проекту, было невозможно. И пока в СССР были деньги, это решалось в плановом порядке, как и вопросы обеспечения медицинским оборудованием. А вот решение кадрового вопрос а ложилось на плечи регионов. Хабаровскому краю в этом отношении было проще — в нем был свой медицинский институт, старейший на Дальнем Востоке. И северным регионам Дальнего Востока было относительно проще укомплектоваться, там платили «северные» надбавки, и по договору можно было привлекать врачей и медсестер со всего Союза.
Неприятности начались позже, когда распался Советский Союз и начались проблемы с финансированием здравоохранения. И чем дальше продолжались реформы «младореформаторов» Ельцина, тем больше положение усугублялось. Хотя уже началось обязательное медицинское страхование, но у падающей все ниже в экономическом отношении России денег не хватало ни на что: ни на зарплаты бюджетникам, на образование, на медицину, ни даже на армию.
КПСС в РСФСР запретили, хотя еще был жив Советский Союз. Все здания, имущество, автотранспорт партийных комитетов передали исполкомам. Именно тогда у меня как у первого зама появился персональный автомобиль - «Волга ГАЗ-31». А когда СССР распался в конце 1991 года, исполкома уже не было, появилась администрация края. Главой администрации президентом России Ельциным был назначен Виктор Иванович Ишаев. Он был крепкий хозяйственник, был инженером на судостроительном заводе в Хабаровске, директором завода строительных алюминиевых конструкции, начальником ГлавПЭУ крайисполкома, т. е. он знал край и умел руководить производством. Нашему краю в этом отношении повезло больше, чем другим регионам Дальнего Востока. Как и Черный, Ишаев руководил краем 18 лет, и ушел на повышение — стал представителем Президента в Дальневосточной Федеральном округе, вице-премьером правительства и министром по развитию Дальнего Востока.
Несмотря на то, что край в «демократической» России стал дотационным (закрылись или влачили жалкое существования заводы военно-промышленного комплекса, основные плательщики доходов в краевой бюджет), города края благоустраивались, велось активное дорожное строительство, завершилась реконструкция моста через Амур у Хабаровска, который можно увидеть на купюре 5 тысяч рублей.
Помогло Ишаеву так долго удержаться у власти еще и то, что он нашел общий язык с директорами оставшихся на плаву предприятий, с золотодобытчиками, руководителями леспромхозов и рыбаками, т. е. теми отраслями, которые платили в бюджет края не только рубли, но и валюту. Практически со всеми категориями жителей края у Ишаева были контакты, даже с криминальными авторитетами. Например, некто «Пудель» был членом общественного совета при губернаторе края. Каждый месяц Ишаев выступал перед жителями края в программе «Час губернатора» по телевидению. Он давал обстоятельные ответы на вопросы жителей края, пояснял, почему было принято то или иное решение, касающееся многих людей. Народ знал, чем занимается краевая власть и поддерживал своего губернатора.
Ишаева уважали в крае и не очень любили в правительстве. Это ему принадлежат два изречения, ставшие известные в стране. Когда его пригласили вступить в партию Черномырдина «Наш дом - Россия», он ответил, что моя партия — Хабаровский край. А вторая фраза прозвучала в адрес Касьянова, тогда премьер-министра. Ишаев заявил, что не подаст ему руки, пока тот не построит хотя бы туалет, намекая на то, что Касьянов всю жизнь работал только в Министерстве финансов и не сделал ничего полезного для страны. Поэтому, когда на Дальнем Востоке началось половодье на Амуре и пострадали многие города от стихии, Ишаева освободили от его должностей, хотя и не обвинили в наводнении. А через много лет обвинили, что он растратил 5 млн рублей из НК «Роснефть», заключив договор на офис в Хабаровске по завышенной стоимости, и посадили под домашний арест. Хотя эта растрата в размерах его месячного дохода.
В других регионах Дальнего Востока руководители менялись как перчатки, но ситуация в них все ухудшалась. Причем не только в регионах, в целом по России, которая была на грани распада на отдельные республики — Татарстан, Башкирию, Уральскую и Дальневосточную республики и другие. Это ведь желающий закрепить за собой качающееся под ним кресло президента Борис Ельцин разрешил взять регионам столько власти, а значит, самостоятельности, сколько они хотят. И лишь приход к власти Владимира Путина остановил этот процесс распада России. Но опасность далеко не исчезла.
Ведь как устроена региональная власть в настоящее время. При отсутствии в стране Госплана и централизованного снабжения ресурсами все регионы должны сами решать, где взять деньги и ресурсы, чтобы накормить население региона, предоставить им место работ, платить зарплаты и все положенные льготы, и все это при том, что многие налоги работающие в регионе предприятия платят в российский бюджет. А налогооблагаемая база в разных регионах разная. Вот и есть в России до настоящего времени богатые регионы, такие, как Москва, Подмосковье, Тюменская область с автономными округами и ряд других, о которых у меня есть отдельная статья. Вот ссылка на неё. http://proza.ru/2022/10/21/442
А есть бедные регионы, где почти ничего не производится, ничего не строится, и заработная плата намного ниже, чем богатых регионах. А президент выдает свои ценные указания, но Минфин России не выделяет для их выполнения денег. Ведь Россия до сих пор полуколония, её Центробанк подчиняется Международному валютному фонду и выполняет все их указания. А те запрещают привлекать полученные доходы для развития экономики России. А хочешь что-то построить, бери кредиты за границей и плати потом туда проценты. А всю прибыль Минфин РФ вкладывает в фонд благосостояния, который за границей и с началом спецоперации на Украине там оказался замороженным. Ну чем не колония, скажите. К тому же многие производства принадлежать всевозможным АО, хозяева которых прибыль выводят в офшоры, а сами со своими семьями живут за границей. И хотя идет спецоперация, утечка финансов за границу продолжается.
Как же поступать руководителям регионов в этом случае. Вспомню, как делал Ишаев. В Москве постоянной находился кто-то из его заместителей и финансистов, они решали вопросы выделения краю денег под всякие программы. Ишаев смог сохранить в крае предприятия стройиндустрии, в частности, завод мостовых железобетонных конструкции. Поэтому и велось дорожное строительство, возведения мостов, виадуков, переходов и в городах, и особенно в пригородах. Ведь под готовые планы легче получить финансирование, чем под воздушные замки. Так что дотационный край при Ишаеве в основном получал деньги из госбюджета.
А сменивший Ишаева в должности губернатора Шпорт не имел таких связей в Москве, да и в крае тоже. Поэтому брал кредиты в коммерческих банках, чтобы выполнять президентские указания. А так как руководитель любого региона должен учитывать интересы и своей местной элиты, и москвичей, жаждущих что-то урвать для себя из местных ресурсов, Шпорт старался больше дать москвичам, чем вызвал немалое недовольство не только элиты, но и населения края. К тому же Шпорт испортил отношения с Ишаевым, который был представителем президента на Дальнем Востоке, имел немалый авторитет и большой административный ресурс. Долги Хабаровского бюджета перед коммерческими банками увеличились в разы, и это тоже сказалось. К тому же «помог» Шпорту и мэр Хабаровска Соколов, который наворовал миллионы и уехал на ПМЖ в Америку.
Этим и было вызвано протестное голосование, где избиратели голосовали не за Фургала, а против Шпорта, хотя и был подключен административный ресурс. И что из этого получилось, сейчас знает вся Россия. Сменщик Шпорта Фургал получил 22 года колонии строго режима за совершенные 19 лет назад уголовные преступления. В истории Хабаровского края такого еще не случалось. Кто тут прав, кто виноват, за дело посадили Фургала или нет, не мне судить. Хотя ряд моих земляков, поддерживающих бывшего губернатора, обиделись на меня за некоторые публикации не в его пользу.
А теперь давайте вспомним не такое уж давнее прошлое про губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, который погиб в ДТП. Человек он был известный не только на Алтае, всей стране.
"Губернатора убрали!" — так единогласно решил народ. И действительно, в случайную смерть главы Алтайского края Михаила Евдокимова верилось с трудом. Слишком явным было его противостояние с элитами, чересчур эмоциональна борьба с краевыми законодателями. За 16 месяцев "народный губернатор" сумел настроить против себя все ветви власти и разругаться не только с депутатами, но и с собственным правительством. В этих условиях то, что произошло 7 августа 2005 года на Чуйском тракте, иначе чем подстроенной аварией и не называли. И даже спустя десять лет 52% алтайцев продолжали думать, что смерть губернатора была совсем не случайной.
Вообще, медийный человек во власти — явление не такое редкое. Достаточно вспомнить актера Рейгана или президента соседней страны. Популярного человека народ знает в лицо, многих любит и поддерживает, отчего же не потягаться на выборах с другими кандидатами?
Именно так и решил поступить Михаил Сергеевич Евдокимов — юморист, актер, музыкант, директор театра имени себя. Народ его действительно любил и с удовольствием слушал монологи, хохотал до упада над скетчами и пародиями. А уж сценка "После бани" запомнилась без исключения всем и стала визитной карточкой Евдокимова.
Особенно любили его на родине — в Алтайском крае, куда Михаил Евдокимов часто приезжал не только с гастролями, но и просто отдохнуть душой и телом. Но даже там восприняли с юмором заявление артиста о том, что он собирается баллотироваться на пост главы администрации Алтайского края. Мало кто верил, что пусть любимый, но все же артист, а не политик, способен одолеть такого зубра, как действующий губернатор Александр Суриков. "Алтай-пашу" знали в регионе все и никто не сомневался в его победе.
Поэтому Евдокимова политтехнологи губернаторской команды всерьез не восприняли. А тот наоборот, подошел к делу ответственно. Нанял из столицы профессионалов и провел грамотную избирательную кампании под символичным названием "Шутки в сторону". На выборах Суриков набрал 47,4% голосов, а его ближайшим соперником оказался Михаил Евдокимов, который отстал от губернатора всего на 8%.
Выборы пошли на "второй круг", а губернатор не на шутку всполошился. Нанял пиарщиков, которые развернули масштабную компанию под лозунгом "Остановите вторжение!" Этот слоган подразумевал московских олигархов, которых должен был привести за собой во власть Евдокимов. С экранов телевизоров, со страниц газет вещали политики, эксперты, и просто неравнодушные активисты, которые предрекали "разграбление наших богатств".
Реакция на это была предсказуемая. Какие богатства, если средняя зарплата в регионе была всего 4 тысячи рублей, а Алтай по бедности населения занимал устойчивое место в последней десятке субъектов РФ?
В итоге народ 4 апреля 2004 года сделал свой выбор. Неожиданно для всех, а первую очередь, наверное, для себя, Михаил Евдокимов выиграл эти выборы. А дальше все по классике — я пришел во власть, я честно хочу сделать мир лучше, но не знаю как. Евдокимов не был выходцем из номенклатуры, он не знал правил игры и не стремился наладить связей с местными элитами. Он просто верил, что его харизма и обаяние способны сделать многое.
Не сделали. Он был свой, он был из народа, но один. Своей команды у Михаила Сергеевича не было и опереться ему во власти было не на кого. Поэтому в администрации началась кадровая чехарда. Одних пришлых сменяли другие, а ничего в крае не менялось. Более того, законодательная власть состояла сплошь из сторонников прошлого губернатора, которые в штыки воспринимали все начинания Евдокимова.
Он боролся, но безнадежно проигрывал в схватке. Нервничал, обижался, демонстративно уходил с заседаний краевого совета. А потом и вовсе объявил, что всех, кого не устраивает его стиль руководства, он не держит. Сказано — сделано, и на следующий день на столе губернатора лежала пачка заявлений об отставке от районных и краевых чиновников.
Ну а дальше случилось то, о чем мы все знает. ДТП, и не стало не только губернатора, но и его охранника и водителя автомобиля, на котором ехал губернатор. Но не случись такое, вполне возможно, Евдокимова могли снять с должности в связи с утратой доверия, как мэра Москвы Лужкова. Не простое это дело — руководить регионом в «демократической» России. При советской власти было проще — за руководителем стояла региональная партийная организация с её демократическим централизмом. Начальник сказал и все начинали выполнять указания, даже устные. А тут президент сказал, и хоть бы хны, многие и не почешутся.
Свидетельство о публикации №223021900552
Единственный правильный вариант для варяга, желающего что-то поменять.
Этому всегда будет мешать законодательная структура власти, состоящая в основном из... сторонников прежнего губернатора(мягко-говоря). Толку от неё ноль, а вот жизнь у неё слишком сытная, чтобы от неё отказываться. Элиты всегда будут мешать рушить своё элитное существование.
Для успеха варяга, необходимо конституционное армейское единоначалие при упразднении законодателей.
НКВД ему в помощь.
Александр Сотников 2 19.02.2023 10:32 Заявить о нарушении