Жлоб

Я часто употребляю слово “жлоб”. Иногда я подглядываю за собой со стороны и часто замечаю, что меня всегда тянет на использование собственной лингвистики, которая иногда сильно отличается от лингвистики русскоговорящих. К примеру, слово “жлоб” с детства для меня не только яркое и ёмкое. Это понятие по моему мнению начинает играть выдающуюся роль в желании живописать то, чем мы начинали жить в образе наших обезьянних предков и то, с помощью чего дойдём до точки, после которой возможность ставить многоточие будет полностью исключена.

Есть в интернете попытки дать определение понятию жлоб. Например, (https://rus.stackexchange.com/questions/44934/--) – “Я с детства привыкла употреблять слово “жлоб” в значении “неотёсанный нахал”, “хам”.  Но от других часто слышу это слово в значении “жадина”. Есть даже слово жлобиться – жадничать”. Впервые слово «жлоб» зафиксировано в 1904 году со значением «мужик, крестьянин»: «выезжает на своей телеге жлоб». Его происхождение – от польского zlob желоб, колода, кормушка для скота. В русское арго слово попало по сходству со словами «жмот, жила». Академик Д.С. Лихачев вполне рационально считал слово “жлоб” антонимом слова “интеллигент”.

“А ты знаешь приказ о трудовых армиях? — спросил комиссар. — Это чтобы жлобы слесарями сразу стали и заводы пустили? Знаю! А давно ты их ноги вкрутую ставить научил? — В Реввоенсовете не дураки сидят! — серьезно выразился комиссар. — Там взвесили “за” и “против”! — Это я понимаю, — согласился Пухов. — Там — задумчивые люди, только жлоб механики враз не поймет! — Ну, а кто ж тогда все чудеса науки и ценности международного империализма произвел? — заспорил комиссар. — А ты думал, паровоз жлоб сгондобил? (с) Андрей Платонов “Сокровенный человек”. Я думаю, Андрей Платонов имел ввиду не “механику”, а что-либо выходящее за пределы родной психики жлоба.

Я мог был привести ещё несколько цитат, демонстрирующих, что на первый взгляд простое, доходчивое, такое знакомое слово “жлоб” на самом деле непростое и не очень понятное тем, кто не привык прохаживаться по этимологическим закоулкам. На самом деле под всеми значениями слова “жлоб” железно покоится одно и то же основание, хотя на первый взгляд это утверждение кажется высосанным из пальцев. Дело в том, что историческое время экстрагирует из лингвистических понятий то, что является главной причиной их неисчезновения из практики использования и трудно понимаемой причины их популярности, то есть некий очень глубоко скрытый смысл, невидимым отражением которого дышит это понятие. Этот смысл в том, что жлоб органически не способен перестать быть жлобом.

Даже высококачественный интеллигент может скурвиться, совершить неблаговидный поступок. А жлоб – это генетически непоколебимое понятие. В нём помещается и благодарность, и эмпатия, и другие благородные черты, характерные для гуманизма, но только и только в одном случае, если при этом не нарушается то, чем он прочно лично владеет: деньгами, имуществом, чувствами, хорошим мнением о себе окружающих, добытым знанием… Вторая ипостась жлоба заключается в том, что, понимание того, что он совершил случайную или совершал постоянную ошибку в отношении с другими людьми, абсолютно не способно изменить генетически свойственный жлобу накал стремления к приобретению характеристик, демонстрирующих окружению, что он – не жлоб. Жлоб – это генетическая глыба, не способная к осветлению, а только к углублению своего жлобства.

Наконец, третья ипостась жлоба в том, что он категорически неспособен увидеть в себе черты жлоба, назвать себя жлобом. Нормальный человек может сказать самому себе или даже другим: “К сожалению, я проявил себя жлобом!”. Для жлоба подобное невозможно.


Рецензии