О светлом будущем

"У меня в два дня все станут счастливыми! А кто не станет,
я того в бараний рог согну, сотру в порошок и брошу акулам.
У меня враз все станут счастливыми!.."
(Бармалей, «Айболит-66»)

Мир антиутопии «Хищные вещи века» братьев Стругацких
По мнению самих авторов, «…среди всех придуманных миров он кажется нам наиболее ВЕРОЯТНЫМ. Мир Полудня, скорее всего, недостижим, мир "1984", слава Богу, остался уже, пожалуй, позади, а вот мир "хищных вещей" – это, похоже, как раз то, что ждет нас …» Почему? «Люди рабы своих вещей!» - скажет герой фильма Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» харизматичный Тайлер Дерден. Подобно кровожадным хищникам, атрибуты современного благополучного образа жизни поглощают человека, который с маниакальной настойчивостью, стремясь приобретать всё новые и новые вещи, теряет в этой погоне нечто более ценное – свою душу. Не случайно авторы выбрали в качестве эпиграфа к своему произведению слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Есть лишь одна проблема – одна-единственная в мире – вернуть людям духовное содержание, духовные заботы …»

Жители курортного города небольшой страны, с их четырёхчасовым рабочим днём, развитой сферой услуг и множеством доступных развлечений, не знают «к чему себя применить » ибо им «просто скучно. Сыто, тепло, пьяно и скучно. Мир не то, чтобы плох, мир скучен. Мир без перспектив, мир без обещаний ». Жители «развлекаются» как могут, и лишь небольшая группа людей из тайного общества «интелей » старается расшевелить общественное болото, прибегая к бессмысленным террористическим актам, что порождает по отношению к ним со стороны обывателей лишь пассивную ненависть, ибо не просто «вернуть людям души, сожранные вещами ». Попробуем же реформировать сию духовную трясину.

Греческая модель
Первая утопическая модель государства была описана Платоном. Согласно британскому философу Бертрану Расселу, «государство Платона, в противоположность современным утопиям, было задумано для того, чтобы осуществить его на практике… Многие из его предположений… были фактически реализованы в Спарте… Для городов было обычной практикой использование какого-либо мудреца для создания своих законов ».

Из числа вышеупомянутых «интелов» сторонними силами, назовём их «Кураторами», после проведения «воспитательной работы» избираются наиболее мудрые и достойные, и назначаются на руководящие административные должности. Подобная кадровая перестановка вероятнее всего пройдёт безболезненно и даже незаметно, поскольку местное население имеет весьма смутное представление о том, кто их возглавляет.

- Между прочим, - сказал я, - кто у вас мэром?
- Мэром? Чёрт его знает, не помню. Выбирали кого-то …

Назначенцами и силами им подвластными, организовывается масштабное тестирование подрастающего поколения в целях выявления врождённых способностей и склонностей, и на этой основе формируются три платоновских сословия: философы (руководители), воины (защитники) и прочие граждане («кормильцы» государства). Далее, под неусыпным контролем «кураторов» проводится необходимая просветительская работа (вне семьи) в области «музыки» и «гимнастики ». Таким образом воспитывается новое и последующие поколения (в здоровом теле здоровый дух). Представителям же старшего поколения позволяется вести свой привычный образ жизни (чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось) и оно со временем естественным образом канет в Лету. Мы же, в итоге, получаем духовно здоровое общество по античному образцу, где каждый занят своим делом, находя в нём высший смысл существования.

Китайская модель
За несколько столетий до Платона в основном тексте даосской философии «Дао дэ цзин» («Канон Дао и дэ», или «Книга Пути и благодати»), авторство которого приписывается древнекитайскому философу Лао-цзы (букв.: «Престарелый мудрец», «Престарелый младенец», «Старец-младенец»), приводится описание идеального общества, каким его себе мыслил автор трактата: «Пусть государство будет маленьким, а население — редким… Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко [от своих мест]… Пусть его [народа] пища будет вкусной, одеяние красивым, жилище удобным, а жизнь радостной…» [§ 80].

В соответствии с учением Лао-цзы, в основе бытия лежит некое Дао (букв.: «Путь», «подход», «метод», «принцип», «функция», «правда», «мораль») с которым неразрывно связаны принцип «естественности» (цзы жань), то бишь спонтанности дао, и «не-деяния» (у вэй). Последний понимается как принцип невмешательства в естественный порядок бытия. Исходя из подобной трактовки, единственное что следует сделать для реформации общества «хищных вещей» - это оставить всё как есть и позволить дао осуществить своё предназначение. Со временем все чужеродные элементы сами собой отомрут, а оставшееся немногочисленное население будет экзистировать в полной гармонии с дао.

Индийская модель
Этот способ реформации отчасти сочетает в себе качества греческого, что касается установления формы правления и воспитания подрастающего поколения, но с упором на формирование минимальных, аскетических, необходимых и достаточных для жизни потребностей, и китайского с акцентом на углублённое самосозерцание (дхьяна ), наиболее точно выраженное в трактате «Дао дэ цзин»: «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао…» [§ 47].

Заключение
В способах реформации за основу были взяты идеи представителя современного конфуцианства китайского философа Лян Шумина, выделявшего три способа решения проблем: западная (борьба); китайская (примирение) и индийская (аскеза).


Рецензии