Армейское братство
Болел, сильно болел отставник: случился не так давно с ним инсульт. Практически он не поднимался с постели: парализация правой стороны тела была сильной, речь восстановилась, а подвижность оставляла желать лучшего.
Заботы и тяготы легли на плечи супруги Ирины, которая более тридцати лет моталась с ним и двумя сыновьями по гарнизонам, а гарнизоны у ракетчиков известно какие, в основном дальние.
Под конец службы Свищеву повезло- всеми правдами, неправдами перевелся он в московский военный округ с проживанием в самой столице, и жилье дали приличное: за все тяготы и лишения воинской службы. Живи и радуйся, а тут уже и годов полный короб набралось, да и здоровье стало подводить. И вот теперь еще и болезнь нагрянула.
Подлечили, прокапали в госпитале на скорую руку, да и на выписку: нечего старикам место по долгу занимать. А пенсионер что может сказать- бесправный человек и пожаловаться некому.
Любил Александр Федорович передачи на военную тему, особенно военные парады на Красной площади. Довелось, посчастливилось и ему по молодости в звании курсанта, в самые лучшие годы, пройти по брусчатке Красной площади.
Вот и теперь, всматриваясь в шеренги марширующих воинов, он, как бы невзначай, среди них искал себя. Запомнилась особая гордость и ответственность за службу в ракетных войсках.
Не отрываясь, смотрел он во весь большой экран телевизора на четкие действия марширующих колонн, на ярко блестящие трубы сводного духового оркестра, а звуки маршей будоражили ветеранскую душу.
Проходившие затем ракетные установки были совсем другие, современные, последнего слова техники, для которых не существовало преград. Александр Федорович смотрел на современную технику и был рад, что он практически стоял у истоков создания могучего ракетного щита Отечества.
Вдруг телеоператор перевел взгляд камеры на трибуны, где размещались гости парада по случаю Дня Победы: на них было много ветеранов, генералов, военноначальников, официальных лиц. Неожиданно оператор крупным планом показал седого, молодцеватого, крепкого генерал- лейтенанта, который улыбался и выглядел очень эффектно. Свищеву показалось, что он видел его раньше, был знаком с этим человеком: его движения, мимика, лицо явно говорили об этом.
- Да мало ли видел генералов за свою службу,-подумал бывший ракетчик.
После парада состоялось возложение венков к могиле Неизвестного солдата, и среди военных Свищев опять увидел "знакомого" генерал- лейтенанта, теперь уже во весь рост; его движения, поворот головы, выправка не дали усомниться, что он знает этого человека.
Голос диктора, представляя участников возложения, назвал генерал- лейтенанта председателем совета ветеранов Московского военного округа, Валерий Степанович Воробьев. Вдруг Свищев, отчетливо вспомнив, закричал:
-Боже мой! Да это же Валерка Воробей, мой однокашник по военному училищу!
Он отчетливо представил, как, отслужив три года срочной службы, поступил по собеседованию в Ленинградское высшее зенитное ракетное училище ПВО, а гражданская молодежь сдавала все, как положено. Валерка с отличием закончил школу, был хорошо развит физически, имел спортивные разряды по борьбе и поэтому легко поступил в училище. Одна беда: был строптив и не терпел несправедливости, а в армейском коллективе это не всегда проходит. Вот и застал как- то после отбоя Свищев в просторном умывальнике группу "старичков", которые учили уму- разуму салажонка Воробьева.
-Ну-ка, прекратили издеваться над молодым,-громко сказал Александр. "Воспитатели" притихли: Свищев был внушительных размеров, да и прослужил больше всех, поэтому был для всех непререкаемым авторитетом.
С того памятного вечера взял он под свою опеку ершистого курсанта.
Воробьев учился легко, да и все воинские "повинности" (наряды, уборку, распорядок дня) выполнял беспрекословно. Крепко сдружились они за годы учебы в училище; не раз выручал своего молодого сослуживца Александр.
Быстро пролетели лихие курсантские годы. Нет ничего крепче и дороже, чем курсантское братство.
Разлетелись, разъехались по всей огромной стране и молодые ракетчики после окончания училища.
Александр к тому времени женился, и был у него на свадьбе его молодой дружок Валерка Воробьев. Уехал Александр с молодой женой в дальний гарнизон Средней Азии, а лейтенант Воробьев был направлен в Московский военный округ, оказалось, его дед- генерал похлопотал, да и сам был не промах: окончил училище с золотой медалью.
Много всего произошло в их жизни, по- разному сложилась у каждого служба, но Свищев знал, что они честно выполнили свой служебный долг перед Отечеством.
-Ира,- зашумел Александр,-иди сюда скорей,- позвал он супругу.
Взволнованная жена быстро пришла:
-Что случилось, Саша?
-Смотри, смотри: кто!- тыча в экран телевизора, шумел Свищев.-Это же Валерка Воробьев, помнишь моего однокашника по училищу, он же еще у нас на свадьбе свидетелем был. Помнишь?
-С трудом,- честно призналась Ирина.
Тем временем репортаж закончился, и на экране стали показывать культовый фильм "Звезда". Свищев с трудом переключился на просмотр знакомого фильма, но его не покидала мысль о встрече с однокашником, пусть и посредством телевизора.
Спустя несколько дней после праздника Александр Федорович через своих товарищей узнал номер приемной Совета ветеранов Московского округа. Под вечер он набрал номер телефона приемной ветеранской организации.
-Здравствуйте,-приятным голосом ответила секретарь.
-Соедините, пожалуйста, с Валерием Степановичем.
-А кто его спрашивает и по какому вопросу?
-Это звонок из прошлого,- с грустью сказал в трубку Свищев.
-Это кто же там звонит из прошлого?- вдруг раздался голос генерал- лейтенанта.
-Это курсант двенадцатого учебного взвода Свищев Александр Федорович, товарищ генерал.
В трубке наступило гробовое молчание.
-Саша, ты?-сдавленным голосом произнес Воробьев.
-Я, Валера, я.
-Ты где? Как дела?-зачастил армейский однокашник.
-Я так рад тебя услышать, ты даже не представляешь, как же я рад.
-Болею, Валер, сильно болею. Вот прикован к постели. Инсульт перенес.
-Скажи мне свой адрес, я помогу тебе, не стесняйся, я обязательно тебе помогу.
Свищев назвал свой адрес. Он устал от разговора, эмоции его утомили. Сказав об этом собеседнику, он закончил разговор.
На следующий день в дверь Александра Федоровича позвонили, жена, открыв замок, увидела незнакомых: двое мужчин прошли в комнату к больному и приступили к осмотру это были военные медики, двое других прошли на кухню и вручили Ирине два огромных пакета, в которых находилось большое количество свежих, качественных продуктов.
Через несколько дней Свищева на скорой помощи доставили в центральный военный госпиталь и поместили в отдельную палату, приступив к интенсивному лечению.
Воробьев приехал к нему в ближайшую субботу, когда в госпитале было тише, и они долго вспоминали свою курсантскую юность и службу в рядах советской армии.
Когда Воробьев ушел, на щеке подполковника ракетных войск в отставке Свищева Александра Федоровича появились слезы. Мужские скупые слезы, но это были слезы радости, благодарности и огромной гордости за своего товарища.
21.02.2023
Свидетельство о публикации №223022100635
С ПРАЗДНИКОМ!
Счастья и здравия желаю Вам,
успехов на литературном поприще,
Дарья Михаиловна Майская 23.02.2023 16:15 Заявить о нарушении
Не жалейте добрых слов! ;-))
Дарья Михаиловна Майская 23.02.2023 19:41 Заявить о нарушении
Виталий
Виталий Лозовой 24.02.2023 22:49 Заявить о нарушении