Женщина в любви. Екатерина Пешкова

­Екатерина Павловна Пешкова – правозащитница, жена писателя, драматурга и общественного деятеля Максима Горького (настоящее имя Алексей Максимович Пешков).

Екатерина Павловна Пешкова (дев. Волжина) родилась 26 июля 1876 года в Сумах, Харьковской губернии в семье состоятельного помещика Павла Николаевича Волжина. Мама - Мария Александровна - занималась детьми. У Екатерины была сестра Александра (Саша). И быть бы Екатерине в будущем тоже помещицей, но Павел Николаевич то ли по глупости, то ли по доверчивости поручился за соседа в каком-то деле. Авантюра соседа прогорела, а доверчивому Волжину пришлось распродать все своё имущество в уплату долга.
Семейство перебралось в Самарскую губернию, где для Павла Николаевича нашлось место управляющего свекловичными плантациями, а Мария Александровна стала заведующей бесплатной столовой для голодающих. Ей выделили бесплатную квартиру, положили жалованье в 15 рублей и два ежедневных обеда.
В Самаре Екатерина закончила гимназию и поступила на работу в издательство «Самарская газета» корректором. В этой газете публиковал свои произведения Алексей Пешков. В ту пору Горький писал с ошибками, а Катерина корректировала. На момент знакомства Катерине было 19 лет, а Горькому 28. Катерина влюбилась в Горького сразу и относилась к нему, как полубогу.

Родители девушки воспротивились этому браку: бедно одетый молодой человек, вчерашний бродяга, литератор с туманным будущим не был желанным зятем. Чтобы разорвать отношения дочери, родители отправили её в Санкт-Петербург к родственникам. Вскоре Павел Николаевич заболел, а Алексей Пешков (Горький), приносил лекарства и стараясь помочь.
Из книги «Екатерина Павловна Пешкова»: «В мое отсутствие Алексей Максимович ежедневно навещал его, часами просиживал у его постели, они оценили друг друга и близко сошлись. Теперь уже и отец одобрял мое решение».
Молодые обвенчались 30 августа 1896 года и уехали в Нижний Новгород.
В октябре 1896 года Алексей Максимович заболел бронхитом, который быстро перешёл в воспаление лёгких. А в январе 1897 года Горькому был поставлен диагноз – туберкулёз. На лечение отправился в Крым. Климатические условия, морской и горный воздух, правильное питание дали свои положительные результаты. Долечиваться от болезни поехал в сопровождении жены в село Мануйловка под Полтавой. Там же 21 июля 1897 году у них родился сын – Максим, а в 1901 году дочь Катя.

В апреле 1900 года в Севастополе Чехов познакомил Горького с актрисой МХТ Марией Андреевой, которая была замужем, после знакомства писатель и актриса начали видеться часто и стали любовниками.
В сентябре 1902 года Горький, получивший мировую известность и большие гонорары, перевёз семью и тёщу в Нижний Новгород. Они арендовали 11 комнат в доме барона Киршбаума. Эту квартиру прозвали «Горьковской академией», так как каждый день её посещали по 30-40 гостей: Лев Толстой, Леонид Андреев, Иван Бунин, Федор Шаляпин и другие. Екатерина Пешкова выполняла роль радушной хозяйки.
В 1903 году Горький ушёл из семьи и поселился с Андреевой, которая тоже оставила мужа и двоих детей. К чести Горького надо сказать, что он хорошо обеспечивал материально Екатерину и детей.
Расставание с любимым Екатерина переживала тяжело.
Летом 1906 года Екатерина сняла дачу, в которой до них жили дети, заболевшие менингитом. Максим и Катенька заболели этой страшной болезнью. Сын выздоровел, а пятилетняя доченька умерла. Это было страшное горе. Горький написал из Америки брошенной жене письмо со словами утешения, в котором требовал беречь сына. Екатерине необходимо было его присутствие рядом, но она нашла в себе силы простить. Екатерина Павловна говорила: «Мне жаль людей, которые могут сильно гневаться».
С похоронами дочери ей помогал Михаил Николаев. Она была благодарна ему за заботу. Они познакомились в 1905-м в революционном Севастополе, Николаев был эсером. Его иногда называют гражданским мужем Екатерины Павловны, но вместе они не жили. Он любил Екатерину, в этом нет сомнения, а Пешкова ценила его надежность, ум и скромность.. По профессии Николаев был агрономом, в советские годы, плюнув на политику, тихо служил в системе «Книготорга».
Разрыв с мужем и смерть дочери послужили толчком для начала её карьеры. Пешкова, вступила в партию эсеров (её партийная кличка была «Доска») и занялась общественной деятельностью.
В конце 1906 года по приглашению Горького Екатерина с сыном поехали в Италию. Начало Первой мировой войны Екатерина вместе с сыном встретила в Женеве. В 1913 году они вернулись в Россию.

В январе 1914 года за Пешковой было установлено «наружное наблюдение».
Из дневника «наружного наблюдения»:
23-го января 1914. Сведение. «Доска» (кличка Екатерины Пешковой. — Прим. ред.) проживает в доме No 1 по Машкову переулку. В 11 часов 40 минут утра вышла из дома вместе с сыном, которому кличка будет «Грифель». Имел при себе «Ракетку» в чехле, взяли извозчика и поехали на Б. Лубянку в Оружейный магазин Биткова, пробыли 15 минут, вышли. «Доска» имела при себе небольшой сверток, а «Ракетку» оставили в магазине.
Вряд ли Пешкова знала о слежке. Всю себя она отдавала обществу «Помощь жертвам войны» с 1914 по 1918 годы. Были организованы 23 детских дома.
Максим Горький скептически относился к волонтёрству своей бывшей жены. Он писал сыну: «Что касается до матери твоей, то она, конечно, сумасшедшая, это — тоже плод моего воспитания. Что она все хвастается тысячами детей своих? Точно — рыба».
Екатерина Павловна с адвокатом Сахаровым организовала отряд по сбору детей-сирот, оставшихся за линией фронта, и распределяли их по детским домам. И для того же Горького собирала материалы о жизни евреев в России по анкете «Дети и война» пока он отсиживался за границей.

В 1918–1922 годах Пешкова работала в Московском политическом Красном Кресте — организация занималась помощью политическим заключенным. Пешкова пользовалась положением законной жены Горького, ведь они официально так и не были разведены. Она не боялась ходить в высокие кабинеты и просить за тех, кого считала невиновными. Этой деятельности она отдавалась всей душой, проявляя сострадание и человеколюбие.

Максим Пешков писал отцу за границу: «Мать, для того, чтобы поспеть в день всюду, куда ей надо, решила купить по случаю (за 60 р.) лыжи. Воображаешь ее на лыжах, бегущей вниз по Кузнецкому мосту с портфелем подмышкой!!! Когда растает, я решил подарить ей коньки на колесиках». Сам Максим работал снабженцем в ЧК с 1918-1919 годах, а в 1920 году стал комиссаром на курсах всеобуча.
В августе 1922 года по распоряжению Дзержинского Красный Крест был закрыт.
В 1922 году сын Екатерины Максим со своей невестой Надеждой Введенской уезжает к отцу в Италию. Максим с Надеждой поженились и жили на полном содержании у Горького. У них родились две дочери: Марфа- в 1925 году, и Дарья – в 1927 году.


В 1923 году Екатерина Пешкова стала председателем комитета «Помощь политическим заключенным» (ПОМПОЛИТ). Помещение Красного Креста перешло этой организации. Прием просителей Пешкова вела лично.
Пешкова производила на посетителей суровое впечатление, Анна Книпер-Тимирёва вспоминала: «Народу там всегда было много. Екатерина Павловна много слов не тратила, слишком была занята, и я не задерживалась. Каждый раз, как я от неё выходила в приёмную, ожидающие спрашивали: "Что, сегодня не очень строгая?" Когда я потом рассказала Екатерине Павловне, как её побаивались посетители, она очень огорчилась: "Правда? А я так всегда стеснялась! Мне казалось, что всё на мне такое некрасивое"».
В изоляторы, тюрьмы и лагеря Пешкова и члены Политического Красного Креста ходили с 1919 года, получая мандаты сначала в ВЧК, а потом в ГПУ.
Из воспоминаний Пешковой: «В 20-е годы мы с Винавером возили передачу в Бутырку. В столовой на Красной Пресне мы брали порции второго блюда и вдвоём везли их на ручной тележке. Это довольно далеко и страшно утомительно. Везём, везём, остановимся — и отдыхаем, прислонившись спиной друг к другу».
Майя Кофман в своей работе «Помощь политзаключенным Екатерины Павловны Пешковой» пишет: «Какими только замечательными эпитетами не награждали Екатерину Павловну, обращающиеся к ней люди, говоря, что они знают, скольким она уже помогла, как много сделано, скольких вызволила из беды, спасла от голода, помогла встретиться, разыскала потерявшихся в тюрьмах и лагерях».

Одна из знакомых Екатерины, Ирина Гогуа, вспоминала: «Когда я жила у Екатерины Павловны, меня всегда поражало! Помню, у нее тогда был мотоцикл Харлей-Дэвидсон, шофер Курылев. Мне казалось, когда-нибудь она прямо на кухню ворвется на этом мотоцикле. Сбрасывала пальто, бросалась к кастрюлям, все шипело, падало… Я не могла понять, как это она, только что из Креста, где плакали, мучились люди, — к этим чертовым кастрюлям. Я их и по сей день ненавижу!.. А она разряжалась, и это ее спасало, как я теперь понимаю».
В 1932 году сын Екатерины Максим со своей семьей и отцом вернулись в Советский Союз. Но привыкший жить за счет отца, продолжает жить на широкую ногу.
В мае 1934 года, Максим уснул раздетый на скамье в парке усадьбы в Горках, где жил его отец.
Дочь Марфа вспоминала: «Папа приехал от Ягоды, который его всё время звал и напаивал… вышел из машины и направился в парк. Сел на скамейку и заснул. Разбудила его нянечка. Пиджак висел отдельно. Это было 2 мая. Папа заболел и вскоре умер от двустороннего воспаления лёгких».
Весной 1936 года Алексей Максимович Горький тяжело заболел гриппом. Екатерина Павловна приезжала в Горки проведать его и проститься. Он умер 18 июня 1936 года.
В середине 1937 года «Помполит» был ликвидирован по распоряжению наркома внутренних дел СССР Николая Ежова. Он вызвал Пешкову и предложил ей немедленно прекратить деятельность «Помполита» и сдать все документы в архивное отделение НКВД.
Сразу после закрытия «Помполита» арестовали помощника Екатерины Пешковой - Михаила Винавера: его обвинили в шпионаже в пользу Польши и приговорили к 10 годам лагерей.Екатерина Пешкова осталась на свободе, но была лишена былого влияния.
В 1938-м Ягоде и Крючкову было предъявлено обвинение в убийстве Максима Пешкова. Ягода на допросе признал, что отдал Крючкову распоряжение оставить пьяного Пешкова на холоде, чтобы в случае смерти Пешкова взять в любовницы его жену. Показания так себе, тем более вырванные на допросе.
В 1939 году умерла мама Екатерины Пешковой - Мария Александровна.
Пережив тройную утрату Екатерина Пешкова посвятила себя внучкам и созданию «Архива Горького».

Внучка Пешковой Марфа училась в одном классе и дружила с дочерью Сталина. Из воспоминаний Марфы: «Однажды сидим со Светланой, кушаем, и вдруг он на меня такими злыми глазами посмотрел: «Как ваша старруха поживает?» С таким раскатистым «р»! Мне даже в голову не могло прийти, о ком он спрашивал. Светлана шепнула: «Это он о бабушке твоей!» А моя бабушка, Екатерина Павловна Пешкова, никого не боялась. Всегда шла напролом. Когда она приезжала к нам на правительственную дачу, говорила охраннику: «Я к внучке!» Тот бежал звонить: пропускать или нет? Естественно, пропускали. Сталин ее ненавидел, но боялся тронуть. Ее знали слишком много людей и здесь, и за рубежом».
Не согласна с таким утверждением Марфы, не боялся Сталин Екатерину Павловну, он и не с такими расправлялся. Просто не трогал жену Горького, имя которого превознесли до небес, назвали в его честь город и завод.

По иронии судьбы Пешкова породнилась с НКВД. Её внучка Марфа вышла замуж за Серго Берия, сына наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии. В своих воспоминаниях Марфа Пешкова пишет, что Берия-старший предпочитал не встречаться с пожилой родственницей и, если она заставала его дома, просто запирался в кабинете и не выходил, пока она не уйдет.
После смерти Сталина Пешкова занималась реабилитационными делами своих старых знакомых: Анны Книпер-Тимирёвой, Ирины Каховской.
Младшая внучка Дарья Пешкова вспоминала: «Моя бабушка была великой женщиной, председателем Красного Креста. Была связана с Польшей, помогала политзаключенным вернуться на Родину (с 1919 года официально занималась поиском и возвращением на родину легионеров польской армии Пилсудского). Очень многим евреям помогла уехать в Палестину. Потом, когда прошли годы и она заболела, ей оттуда присылали лекарства — бабушку все помнили и очень уважали».
В 1941 году Пешкова была эвакуирована в Ташкент. Там Екатерина Павловна и Корней Чуковский работали в Республиканском комитете помощи эвакуированным детям: помогали найтись разлученным войной семьям, предоставляли детям питание, устраивали в детдома.
Пешкова вернулась в Москву в 1942 году и занималась архивом Горького.
С 1949 года Екатерина Пешкова была назначена официальным консультантом архива Максима Горького при Институте мировой литературы имени Горького.

Умерла Екатерина Павловна Пешкова в 1965 году в Кремлёвской больнице, в возрасте восьмидесяти восьми лет от инфаркта.                Екатерина Павловна Пешкова прожила жизнь богатую на счастливые и горестные события жизнь. Не думая о себе, помогла огромному количеству людей и детей в их сложных жизненных обстоятельствах. Пронесла через всю жизнь боль и любовь к единственному мужу, который отверг её любовь, но остался навсегда её другом.


Рецензии
Здравствуйте,Наталья!
Имела счастье и послушать в Избе -Читальне вашу незабываемую передачу, посвященную Екатерине Пешковой.
Благодарю за прекрасный рассказ о нелегкой судьбе героини,в полной мере раскрывающий много интересного.
С самыми добрыми пожеланиями, Таис ❤️


Таис Никольская   28.02.2023 15:17     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Таис, за отзыв на программу "Женщина в любви" и дружескую поддержку. С сердечным теплом

Наталья Приходько   28.02.2023 20:05   Заявить о нарушении
Ниже написано и про рассказ,не только о программе

Таис Никольская   28.02.2023 21:12   Заявить о нарушении