Анамнез

Анамнез

Умение разговаривать с больным давным-давно кануло в Лету. Классическое: «Ну-с, батенька, на что жалуетесь?» не практиковал даже доктор Айболит, без лишних слов пришивая зайчику новые ножки. Современные Эскулапы, надежно отгородившись экраном компьютера от окружающего мира, спрашивают у пациента только одно - магнитную карточку. Получив ее, тут же начинают что-то щелкать на клавиатуре, не особо интересуясь лепетом бедолаги.
И, в принципе, они правы, ибо сам больной не в состоянии внятно рассказать, что с ним происходит. Как правило страдалец объясняется исключительно мычанием, жестами или ненормативной лексикой, которые в историю болезни не запишешь, а значит, нечего и слушать.
Высокое искусство выслушать больного осталось только в виде обтрепанной методички для студентов-медиков. Но напечатана она настолько неразборчиво и непонятно, что легче прочесть шумерскую клинописную табличку.
Именно такую я, студентка третьего курса медицинского института, и получила от своей преподавательницы по терапии Натальи Викторовны вместе с пухлой папкой истории болезни:
- Там гипертония из-за болезни почек! - называя фамилию пациента и номер палаты, подсказала Наталья Викторовна. – Обследовали в Военно-Медицинской Академии, так что с диагнозом не заморачивайся. Просто потренируйся собирать анамнез. Иди!
Перед дверью в палату я просмотрела анализы. Все они были нормальными. Вот странно!.. И чего 49-летний мужик в больнице парится?!
«Мой» вежливо приподнялся на кровати, когда я представилась, но пренебрежительно отмахнулся, когда попросила разрешения расспросить о болезни:
- А, мура эта! Сколько уж говорить? Вон и в Военно-Медицинской разговорами замучили, и тут... И все равно (тут он вклеил специфическое словцо, характеризующую советскую бесплатную медицину) ничё не помогает...
- Но у меня задание... Пожалуйста!
- Ну, раз задание – катай! Все равно валандаюсь! Надоело – сил нет! - Он привычно отбарабанил, как обнаружили давление, чем лечили: - Записала? Ну и брось эту хряпу, сколько можно резину жевать? Иди, девочка, чайку попей. Устала, небось?
А у меня из головы не выходили его анализы. Абсолютно нормальные! Почему академические спецы поставили почечную гипертонию? На основании чего?! И, если почки здоровы, то в чем причина высокого давления у 49-летнего мужика? Внешне - здорового как слон!
И тут я вспомнила слепой текст методички: место и дата рождения, образование, профессия... Я бегло перелистала пухлую папку. Не, нигде не написано.
- А вы сами где родились?
- Как где? – Больной аж встрепенулся от неожиданного вопроса. – Здесь! В Ленинграде! Где ж щё?! Все тут спокон веку жили!
- И в войну, значит, тоже? А в блокаду не эвакуировались? Сколько лет вам тогда было?
- В блокаду?! Вы б, доктор, еще моего дедушку вспомнили! – Больной возмущенно завертел головой. – 14 лет!
- Как моей маме, - закивала я, вспомнив ее рассказы о блокаде. – В школу тогда ходили?
- Ты, детка, книжки про войну иди почитай! – озверел пациент. – Какая школа?! На чердаках зажигалки тушили – вот тебе моя школа! Голодные, метель метет, ветер под дырявой крышей так и свищет! – Он закашлялся от волнения. – Ведь прямо на нас зажигалки падали, я тут рядом живу, на Невском...
Отдышавшись, больной зло приподнялся на локте, и, буравя меня бешеным взглядом внятно произнес:
- Ты видишь, как она летит на тебя. Через дыру в крыше. И слышишь ее ужасающий визг. До кишок страшно! А потом она рядом как хряпнет! Балки крыши как хрустнут! И все валится на тебя! И бомба! И балки! И крыша! А ты не должен бояться, ты должен эту дуру щипцами схватить и в кучу песка бросить, иначе дом от нее загорится! – больной сухо сплюнул и замолчал. – А тебе 14-ти еще нет, дистрофик мелкий...
Он выпил воды из стоящего на тумбочке стакана, опять перегнулся ко мне:
- Однажды балка переломилась да по башке меня и шлепнула. Балка толстенная, деревянная! Не увернулся я! Очнулся уже в квартире. Мать нашла, выходила. Потом опять на крышу вернулся – кто ж их будет тушить, все пацаны перемерли уже... От голода!
- У вас была травма головы в 14-летнем возрасте? – как сомнамбула повторила я, не веря ушам. – И вы никому это не рассказали?
- Нет, конечно! – возмутился больной. – Это ж когда было!.. И кто меня спрашивал?..
Я вернулась в учебный класс и доложила Наталье Викторовне собранный анамнез.
- Дай сюда! - Изумленная учительница одним духом прочитала запись в истории болезни. – Завтра же на утренней конференции доложу! Так у него центральная гипертония, а не почечная! Может, гематома, может, опухоль... Совсем другое обследование, лечение... С ума сойти! Третьекурсница изменила диагноз Медицинской Академии! Такого не бывает!

 
 


Рецензии