Как я был механиком -инструктором танка

Как я был механиком-инструктором танка.

Прошло месяца четыре,как мы прибыли в линейные войска.Съездили в Литву ,заработали  цемент для постройки боксов для танков на цементном заводе,построили эти боксы и начали строить другие на полигоне за городом.Было начало осени, «старики» в очередной раз побрили нас налысо — в честь 100 дней до приказа.Один из будущих дембелей-узбек Азиз Каримов -подошел ко мне как-то вечером,-
-Василь.Ты не хочешь вместо меня стать механиком-инструктором танка?
-А есть разница между механиком -водителем и механиком -инструктором?-этого я пока не понимал.
-Ты знаешь,механик -инструктор предоставлен самому себе.Ему не указ даже старшина роты,и он не зависит от распорядка дня.
Позднее я понял эти его умные речи,а сейчас ,слушая его,раздумывал,но недолго,-
-Почему нет.Можно и механиком -инструктором,все-равно до дембеля больше года.
-Ну и ладушки.Доложу завтра командиру роты.
С недельку мы походили на танк вместе,он мне объяснял премудрости и хитрости ,что и как лучше сделать,если ,тьфу-тьфу,поломается,а главное-не надо ничего бояться.Я в принципе ничего не боялся,просто мне было интересно,а помогает кто при поломках.Узбек меня убеждал,-
-Приезжает рем.бригада на  «летучке» и вместе все делаете.
В начале декабря дембеля уехали домой,и я стал полноправным хозяином танка.Капитан Безденежных,наш командир роты объявил приказ перед строем по этому поводу.С тех пор моя жизнь кардинально изменилась.Меня никто по утрам не тревожил на наряды ,зарядку и на строевые тоже никто не гонял.Вставал вместе со всеми,потом с ротой шел завтракать,после одевал комбинизон и уходил один или с другими механиками-инструкторами с других рот на полигон  к своим танкам.Они стояли в километре от части ,и к ним можно было идти по городу или через кладбище.По городу я не любил ходить,патрули забирали нас в комендатуру,но узнав,кто мы такие,отпускали,а от комендатуры обратно было идти очень далеко.На кладбище я частенько замечал девушек,как-бы ищущих могилки родных,но позднее меня просветили,что они ищут не могилки,а встреч с солдатиками.Недалеко от боксов ,буквально в полукилометре,находился магазинчик,там было все-и закуска и выпивка.Если были денежки,а на три рубля ,столько выдавали в месяц,сильно не разгуляешься,правда,я потом стал сержантом и получал чуток больше,устраивали посиделки,не очень часто,потому-что денежек  на более частые не хватало.Если удача была на твоей стороне ,и ты приводил с кладбища подружку,то в таком случае ты мог на бутылочку занять денежку ,никто тебе по этому случаю не откажет.Иногда поступал приказ-гнать танки на танкодром,где обучались азам вождения молодые водители.Мы пригоняли наши танки туда ,и на этом наша миссия заканчивалась.Пекли картошку на костре,если повар был в хорошем настроении и выдавал нам пару десятков картошин.Или ходили в близлежащую деревеньку и брали там самогоночку.Никто к нам не принюхивался и не доставал,мы были предоставлены самим себе.Однажды на таком мероприятии у меня на танке сломался двигатель.Я ,помня слова моего наставника,спокойно сидел в ожидании  «летучки» с рембригадой.Все разъехались,наступал вечер ,никто не появлялся,я остался один на один с танком.Ждал до позднего вечера,никто не приехал,идти пешком не хотелось, и я заночевал в башне,укрывшись брезентом,да и комбинизон был очень теплый.На следующий день сколько я не вглядывался  на дорогу,никто не приехал не за мной ,не за танком.Встала передо мной дилемма-идти в часть или еще ночь провести  здесь.Пошел дождик,по мокрому не хотелось идти ,и я снова заночевал внутри танка.Утром, проснувшись,я ощутил голод,в животе посвистывало,урчало ,есть хотелось до умопомрачения,и я ,плюнув на все,пошел в город.В части около столовой наткнулся на нашего старшину роты  Козлова,-
-Неустроев!Ты почему еще тут ошиваешься,а не на своем танке.?
-Так он у меня сломался на танкодроме.Я двое суток там ждал рем.бригаду.
-Е,мое.доложу командиру роты.,а ты сходи позавтракай.Прапорщик убежал,а я пошел выпрашивать еду у повара,завтрак уже закончился.Спустя час,сытый и довольный, предстал перед очами начальника рем.батальона.Меня посадили в  «летучку»,и вскоре мы были уже на том месте,где я оставил сломанный танк.Двигатель до вечера раскидали и собрали снова,устранив поломку,и я погнал танк в боксы на место стоянки.Неделя после этого прошла спокойно,а потом пришел приказ гнать танки на полигон,где находилось  стрельбище.Стрельбище-это такие три  дорожки,прямые как стрела,танки по ним идут ,а впереди поднимаются мишени,и по ним нужно стрелять и желательно попадать.Называются эти дорожки-танковые директрисы.Пока стреляли экипажи других рот,мы проводили время у костра  за стопочкой или слушали россказни о  «гражданке»,то есть о жизни на гражданке,прошлой или будущей.Потом уже на другой день подошла очередь стрелять экипажам нашей роты.Все расселись по местам,с вышки поступила команда-Запустить двигатели,а спустя пять минут-Начать движение.Все занялись своими делами,я вел машину прямо,наводчик  искал цель, командир ждал результатов поиска от наводчика,а заряжающий сунул снаряд в пушку.Видимо,мишени подняли,поступила команда -Огонь,и одновременно мы услышали сильный удар по башне танка.Отстрелявшись,развернули пушку  дулом назад ,и вернулись на исходный рубеж.Нас уже поджидали там,ощупывали,охлопывали,спрашивали про самочувствие,кто-то  из командиров полез на танк что-то осматривать.Мы понять ничего не могли,мишени поразили,но ,наверно, и другие так же успешно справились с задачей.Оказалось, танк  ,шедший посредине перед самым началом стрельбы, заглох,два танка вышли вперед,а командир среднего танка,не сообразил и открыл стрельбу и  их снаряд попал в нашу башню.Нас спасло только то,что стреляли мы не настоящими снарядами,а так называемым «вкладным стволом»,патроны там были  всего 22 миллиметра.Был просто сильный удар,который мы и услышали.После этого приключения не закончились.Нас через месяц погрузили в эшелон и отправили на стрельбище под Ригу,на взморье.Там должны были состояться уже настоящие  стрельбы с нормальными боевыми снарядами. Нам были предоставлены учебные танки другого подразделения,механик прогрел   мотор перед запуском  и передал потом танк нашему экипажу,забыв  закрыть пробку для выпуска воздуха из топливной системы.Мы заняли места,я запустил двигатель и поехал на исходную позицию.Но не проехал и пяти минут,как услышал в шлемофоне голос командира,-
-Горим.Оглянувшись,заметил только сапоги наводчика в люке танка,а под сидением  командира полыхало пламя.Там располагался подогреватель топлива,и был раскален после подогрева топлива,и когда начали движение,из не закрытой пробки топливо попало на этот подогреватель и вспыхнул пожар.Мы в танке остались вдвоем с заряжающим,в боеукладке лежало пять или шесть боевых снарядов,а рядом бушевал пожар.-
-Выкидываем снаряды,-заорал я заряжающему.Он вылез наверх и стал принимать их у меня.Сильно припекало,да еще мне вспомнилось,что в танке есть кнопка ППО,система противопожарной обороны.Я полез в огонь,нащупал эту кнопку и нажал,ничего не произошло.Опять вспомнил,что вырубил аккумуляторы,полез на место водителя,включил аккумуляторы и снова полез в огонь,хотя мог и нажать эту кнопку у механика.,нажал кнопку,что-то защипело -заскворчало и огонь потух.Вылез из люка,моргая обгоревшими ресницами.Около стоял командир батальона,-
-Потушил?
-Потушил,товарищ майор.
После этого приключения до дембеля  мы жили тихо и  без проишествий, и после ноябрьских праздников спокойно с моим другом Генкой уехали домой.
-


Рецензии
Окугуться в прошлое - равносильно впрыску адренолина в кровь.Особенно,если эти воспоминания приятные!С уважением,

Сергей Бука   28.02.2023 17:44     Заявить о нарушении
Сергей!спасибо,что посетили мою страничку.А воспоминания приятные-Вы правы.Вам процветания и успехов

Василий Нестеров -Фиттер   10.05.2023 22:51   Заявить о нарушении