Как убивают писателей

Я, наверное, сейчас напишу жутко крамольную вещь, но у меня всё больше крепнет уверенность, что преподавание русского языка и литературы в том виде, в каком оно сушествует в наших школах, приносит очень много вреда. Оно, по сути, кастрирует наш мозг в плане речевых способностей.

Что дает детям вся эта лингвистика? Изучение состава слова и частей речи? Фонетика? Подчеркивание разными линиями членов предложения? Падежи? Письму без ошибок это не очень-то способствует, если и помогает, то КПД близок к нулю.

Что значит владеть языком? Это значит уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме. С устной речью у большинства более-менее нормально, зато с письменной -  полный ужас. Кто может написать, к примеру, рассказ о своей последней туристической поездке, чтобы его было интересно читать? Да никто практически. Сама мысль об этом приведет большинство в ужас и ступор. Спасибо занудным упражнениям и школьным сочинениям, прочно вбившим отвращение к письму. Спросите любого школьника начальных классов, что он больше всего ненавидит в своей учебе? Большинство ответит – письмо! Вот вам и секрет популярности всяких Инстаграмов и Тик-токов.

Любая практическая деятельность постигается именно на практике. Какую же практику письма имеют наши дети? Они никогда не пишут того, что хотят. Они вынуждены вымучивать из себя хоть какие-то строки по картинкам, темам, произведениям, не вызывающим у них никакого эмоционального отклика. Какие чувства они испытывают в процессе? Понятное дело, ненависть и раздражение.

А те немногие дети, тонко чувствующие этот мир, имеющие фантазию и воображение, и желающие воплотить свои чувства и образы с помощью магии слова, что получают от школьной программы они? Лишь убогие штампы. Одна девочка, писавшая в детстве сказки, рассказала мне, что всё творчество у нее как отрезало после натаскивания для написания сочинений на ОГЭ и ЕГЭ.

Что делать? Мне кажется, вот что. Как ребенок учится говорить? Сначала он много слушает, потом начинает повторять, и, наконец, говорить сам. Так же и с письменной речью. Рано учиться чтению и читать как можно больше хороших книг. В начальной школе надо на уроках читать детям вслух и обсуждать прочитанное в живом эмоциональном общении. Этим можно решить проблему того, что у современных школьников нет желания читать, бедный запас слов и отсутствует привычка адекватно выражать свои мысли и чувства. Задача начальной школы – не вызубрить лингвистические и литературоведческие термины, а привить любовь, вкус к чтению и научить понимать текст. А также говорить о прочитанном, не штампами, а от души.
 
Кстати говоря, важно читать вслух не только маленьким. Мой личный опыт показал, что таким образом дети вплоть до подростков легко воспринимают весьма сложные тексты. К тому же идет передача ценностей и культуры от родителей ребенку, ведь дети задают вопросы, а мы на них отвечаем. Получение информации в ответ на собственный запрос, а не вываливание на неподготовленную почву - настраивает мозг на ее восприятие и закрепление.

И как можно раньше начинать писать. Писать то, что нужно в реальной жизни и что хочется. Сначала короткие записки. Потом открытки, письма, дневники. Сказки и рассказы. Знаю семьи, где дети переписываются со сверстниками из других городов бумажными письмами.

А с орфографией как быть? Да просто объяснять ребенку правила по ходу дела, читая сначала его короткие тексты, потом всё более длинные. Применительно к практике все эти вещи будут усваиваться гораздо эффективней, потому что будет понятно, для чего они.

Теперь представьте себе такую ситуацию. Есть задача научиться ездить на велосипеде. И два подхода к ее решению. Первый – зубрим устройство велосипеда, названия всех его деталей, потом правила езды, возможные ошибки и их последствия. И второй – просто садимся и едем, падаем и встаем, пока не начнём интуитивно чувствовать, как надо двигаться, чтобы поехать. Ну и какой способ приведет нас к успеху?


Рецензии
Практика без теории - примеров масса!
Теория без практики - мёртвая затея.

С теплом.

Татьяна Малышева 5   28.02.2024 21:42     Заявить о нарушении
Спасибо, это точно.

Тэми Норн   28.02.2024 21:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.