Сувары

---
     Здесь история сувар построена на сведениях о Хазарии, полностью изложенной в Хазарусе и Хазарском Информографе. Более ранняя история сувар, которая прослеживаться со времён второй миграции ариев 9 тысячелетий назад, и со времён третьей миграции арийцев 5 тысячелетий назад, здесь не рассматривается. Судьба сувар не прервалась и с концом Хазарии, Орды, Руси, Российской Империи, СССР. Она продолжается и в эпоху Российской Федерации
==========
     Также савиры, сваны, сибиры и ещё не менее полутора десятков именований.
     Историческая деятельность савир и хазар переплеталась между собой, они часто участвовали в совместных походах, создавали оборонительные заслоны то против персов, то против тюрков, арабов, противостояли друг другу. Всё это в конце концов переросло в составление общего военно-политического объединения. В нём в начале 6-го века главенствовали савиры, так как в большинстве исторических известий именно их наименование служит для обозначения прикаспийских скитальцев, обитавших севернее Дербента.
     Были хазары и савиры одинаковой этнической принадлежности, относясь в большей степени к болгарам. Савиры в форме сувары были известны не только на Северном Кавказе, но и на Волге в составе волжских болгар, где их совместному труду принадлежат почти все городские поселения эпохи Каганатов, как Тюрксгого, так и Хазарского.
     Тюркюты безусловно способствовали консолидации хазар, передав им правила взаимодействия с другими близкородственными и дальнородственными племенами в составе Тюркютского каганата ещё до возникновения Хазарии. Они в обоих Каганатах существовали в отдельной от других племён административной единице. 
     В 3-м веке по Рождеству Христов савиры уже присутствовали в Тюркском Каганате, куда после них вошли сувары, барсилы, берсулы, беленджер, мелкие группы болгар, вроде семендерцев, а также первые хазары.
     После возникновения Хазарии все эти племена бывшего Тюркского Каганата вошли в новый Каганат и стали называться летописцами хазарами. Хазары, действительно, занимали главенствующее положение в Каганате, получив от Тюркских Ханов полной мере умения, как управлять разными народами, использую эти зная для улаживая внутренних конфликтов.
     Савиры, сувара и их наследники чуваши, начиная с 8-го века н.э. стали проникать сначала на Нижнюю Волгу, а затем на Среднюю, где уже обосновались волжско-камские болгары. По всей видимости, это было связано с тем, что на Предгорья Северного Кавказа вслед за арабами хлынули и другие племена. Хазары, стремясь не потерять столь важное для себя военно-административное объединение, поспособствовало переселению сувар. Те же сувары, что остались в Дагестане, постепенно слились с хазарами.
     Ибн Хордадбех, писавший в 9-м веке, сообщает, что царство, находившееся к северу от Дербента, называлось С-у-р, Савир или Сувар. Судя по этому наименованию, оно охватывало одно из подразделений болгар, ранее известное под именем сувар или савир.
     Царство гуннов в некоторых источниках 8-9-го веков именовалось также царством болгар, название которых сочеталось с одним из именованием гуннов, к примеру, гунно-болгары, хотя гуннов к тому времени уже не существовало. В составе же гунно-болгар летописцы часто отмечали сувар. Эти сообщения позволяют предположить о том, что сувары-савиры и барсилы-берсула относились к болгарским племенам.
     Страна Хамзин, о которой упоминает Гардези (у Ибн Русте -- Хай-зан), сохраняет старое название Джендан, Джидан Гуннов, а у Ибл Хордадбеха и Ибн ал-Факиха страна Хамзин называется царством Сувар, царством Серир, что показывает наличие гуннов-савир в первоначальном населении Хамзина.
     Царство Серир было до арабско-хазарской войны, согласно Масуди, самым могущественным Царство в этих краях.
     Столицею этого гунно-булгаро-савирского Могущества был город Варачан. Однако после разгрома, учинённого здесь арабами в начале 8-го века, это царство распалось на две части, соответственно двум болгаро-савирским племенам, которые входили в его состав савир-cyвap и барсил-берсула.
     Населённая савирами южная часть царства стала называться по имени главного города Хамзина (Хасина), который упоминается в сообщениях об арабо-хазарской войне.
     Хамзин стал первым хазарским городом, который встретился арабским военачальникам Джарраху и Масламе в их походах к северу от Дербента в первой трети 8-го века.
     Историки сообщают, что в 10 фарсахах от Хамзина, в городе Ранхаз (Гардези помещает его в самом Хамзине) находилось громадное дерево; жители его, в основном булгары и сувары-савиры, собирались к нему каждую среду, вешали на него плоды, поклонялись ему и приносили жертвы.
     Такой же культ поклонению дереву-исполину в 7-м веке н.э. описал епископ Исраель в тех же местах, когда там главенствовали гунны.
     Царь Иосиф, последний Властитель Хазарии, в середине 10-го века зафиксировал для истории границы Хазарии того времени, может быть несколько раньше. По его сведениям, которые он оставил в своих письмах иудеям в Европу, на севере Хазарии живут буртасы, болгары, сувары, эрзя-арису, черемисы, вятичи, северяне и разноплемённые славяне.
     Ал-Бируни сообщает, что булгары и сувары говорят особым языком, который они принесли из-за Каспия, где когда-то расцветала Согдийская цивилизация, предположительно это северный берег озера Балхаш, который на этом пути пополнился тюркскими и хазарскими лексиками.
     Это сообщение больше относится к булгарам, которые через всю свою историю пронесли в своих именных реинкарнациях свою связь со своей родиной, Балхом. Сувары присоединились к ним на своём не менее древнем пути со стороны Южного Урала, который в древности уже назывался Сибирью.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии
Олег, наверное, в нашей истории недостаточно меланхленов, гелонов, андрофагов и прочих невров, которых с пеною рта безо всяких резонов смачно описывают иксперды и естореги.
Савиры (сабиры, сибиры, суберы) – сибиряки. Пришли с Енисея. Скифы-русы. Занимали пространство от Урала до Енисея. Иногда хунно-сабиры, как взял да и написал один иксперд: «Причислять себя к хуннам в IV веке было гордо». Должно быть, с бодуна был. И пошло. Китайцы, например, называли Сибирь, сибиряков сяньби. Давай и мы так же. А что? «Модно и гордо». Они же спят и видят таковую метаморфозку.
А это кто написал? «…частично происходили из общей среды, пришедшей из Зауралья, что ныне называется Сибирью. Это могло послужить поводом считать и тех, и других частями одного народа». Оказалось, Олег Данкир (Савардии). Слово «частично» здесь – сторожок, соломка, чтобы не больно было падать.
Ну, вот и здрасте! Для чего тогда эта каша? Можно, как у косноязычных греков, объяснить гундосостью или глухотой племён, дававших нашим предкам наименования, но мы тут точно ни при чём.

Ведогонь   23.03.2023 17:30     Заявить о нарушении
Ну, вообще-то это источники, коим не менее 1500 лет. Я только на их основе работаю.

В Хазарском Информографе я писал, какие источники, в Хазарусе перестал, считаю, что спецы, коим это предназначено, и так всё знают, поисковики сейчас под рукой.

По поводу савир, я пока не написал эту статью, она основная, эти статейки так, пальба картечью. История савир огромна. Она прослеживается и на Дальнем Востоке, и на Ближнем, и в Индии арийской, и в Европе. Хазарами их называли в целях упрощения, чтобы не путались под этими самыми, как его, короче...

Но это очень серьёзное межэтническое объединение в своё время, конкурировавшее с Тюркскими Каганатами, а в Хазарии это савиры составляли этническое большинство, следом шли булгары и только потом сами хазары

Олег Данкир   23.03.2023 18:13   Заявить о нарушении