Ч. 375 Разведка гребла бреднем

Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/02/27/1359

Николай Алексеевич Арцеулов работал на износ. После тяжелейшей командировки пришлось без отдыха включиться в не менее тяжёлую работу, которая шла круглосуточно. Сердце такой нагрузки не выдержало.

В ночь с 27 на 28 ноября во время работы на стапеле Николай Алексеевич скоропостижно скончался.  Это была большая потеря для флота. Ему было всего лишь 47 лет. Похоронили его на Митрофаньевском кладбище в Петербурге.

При советской власти это кладбище ликвидировали. Памятник Арцеулову и его могилу постигла та же участь, что и памятники многим другим выдающимся деятелям государства и Российского флота, как, например, знаменитому мореплавателю и писателю вице-адмиралу Василию Михайловичу Головнину.

Из их надгробных памятников сделали тротуарные поребрики, а на бывшем кладбище построили дома.

В бытность мою курсантом, когда уничтожали это кладбище, нас, курсантов, послали грузить эти камни в грузовики, и мы с интересом читали на них фамилии известных моряков, государственных деятелей, чиновников, купцов.

С самого начала своей службы Арцеулов выделялся своими незаурядными способностями.

Надо сказать, что начальство это видело и ценило талантливого инженера: все звания он получал досрочно, «за отличие», его награждали денежными премиями, орденами, а великий князь Константин за рисунки военных пароходов наградил перстнем с алмазом.

Управляющий Морским министерством Николай Карлович Краббе обратился к великому князю Константину и императору с просьбой назначить «усиленную пенсию» вдове Капитолине Андреевне Арцеуловой, оставшейся с шестью детьми:

двумя сыновьями, Николаем и Алексеем и четырьмя дочерьми, Марией, Любовью, Евдокией и Анной.

Вдове назначили пенсию: 266 рублей 66 копеек от Морского министерства и из эмеритальной кассы  - 32 рубля 25 копеек, а каждому из детей по 5 рублей и 37 с половиной копеек.

Алексей Арцеулов дослужился до капитана 2 ранга, дата его смерти точно неизвестна, предположительно в 1913 году, капитан 1 ранга Николай Арцеулов 18 марта 1902 года был назначен командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Чичагов», а в августе того же года скончался.

Любовь Арцеулова вышла замуж за выдающегося писателя-мариниста Константина Михайловича Станюковича. Когда-то я ходил в школу по улице Ленина мимо памятной плиты на подпорной стене дома, который тогда называли «генеральский», потому что сразу после войны  в нём жили многие старшие командиры Черноморского флота.

На плите написано, что на этом месте был дом, где родился и провёл детские годы писатель Станюкович. Потом прочитал в детской библиотеке все тома собрания сочинений Станюковича.

Наверное, отношусь, как и многие авторы-пенсионеры на Прозе ру, к последнему поколению в нашей стране, которое читало книги.

Поработав в школе, убедился, что и многие молодые учителя мало чем отличались в этом отношении от старшеклассников - также мало читали и знали.

Сын Арцеулова, Константин, был женат на дочери Ивана Константиновича Айвазовского, Жанне. Лётчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай написал о внуке Николая Алексеевича Арцеулова книгу «Жизнь Арцеулова».

Эта книга сейчас лежит передо мной на столе. На обложке написано: Арцеулов К.К. – советский планерист, лётчик. Первым в России выполнил на самолёте преднамеренный штопор, конструктор планеров.

У Николая Алексеевича оказались очень талантливые потомки: моряки, художники, лётчики. Природа на них не отдыхала.

Однако пора продолжить рассказ о броненосном судостроении.
Инженер-механика поручика Юрьева, кузнечного мастера Санкт-Петербургского порта, о котором я упоминал ранее http://proza.ru/2023/02/21/883, командировали в приволжские деревни  нанимать мастеровых, которых не хватало.

Отсутствие высококвалифицированных рабочих и привычная недобросовестность тружеников привели к тому, что после спуска на воду кораблей в корпусах пришлось устранять многочисленные течи.

Арцеулова сменил полковник корпуса корабельных инженеров Александр Яковлевич Гезехус, принявший на себя руководство постройкой мониторов.

В навигацию 1864 года воды Финского залива бороздила внушительная броненосная эскадра русского флота. Морской подход к Кронштадту и столице был надёжно защищён.

Немного найдётся в отечественной дореволюционной истории случаев, подобных этому. За беспрецедентно короткий срок удалось реорганизовать военную судостроительную промышленность страны, обеспечить техническую базу броненосного судостроения и создать первую эскадру броненосцев мониторного типа.

Конечно, эта эскадра не предназначалась для взятия Портсмута или Марселя, но зато надёжно прикрывала с моря Кронштадт и Петербург.

А в это время Лесовский отправился в район боёв. Он был единственным иностранным офицером, которому удалось в штормовую погоду совершить плавание на мониторе "Montauk" для проверки ходовых качеств корабля.

Степан Степанович собрал обширный материал о боевых действиях американского флота на море и на реках, познакомился с командующим флотом северян Дэвидом Фаррагутом. Все собранные сведения Лесовский переслал в Морское министерство.

Считая свою задачу выполненной, Лесовский обратился с рапортом к контр-адмиралу князю Михаилу Павловичу Голицыну, директору инспекторского департамента, с просьбой разрешить ему шестинедельный отпуск в Англии.

Высоко ценя работу, проделанную капитаном 1 ранга в США, управляющий Морским министерством не только разрешил этот отпуск, но и распорядился, чтобы ему сохранили денежное содержание, которое он получал в США.

Однако отгулять этот отпуск Степану Степановичу не удалось. В российском посольстве в Лондоне получили из Петербурга телеграмму с требованием немедленно сообщить в Морское министерство, как только Лесовский прибудет в Лондон.

Из ответа посла следует, что 16 апреля 1863 года Лесовского в Лондоне ещё не было.

В том же месяце в Англию срочно отправили в качестве военно-морского агента контр-адмирала Григория Ивановича Бутакова. Перед ним поставили задачу: «…следить за всеми улучшениями и нововведениями в английском, французском и других флотах по всем отраслям в техническом и хозяйственном отношениях».

Во всех странах в период перехода от деревянных к броненосным судам решали проблему: из каких судов должны состоять флоты и каким образом оборонять порты и побережье.

Бутакову предписывалось собирать сведения о проводимых опытах и экспериментах, о судостроительной промышленности, артиллерийских и пороховых заводах, условиях военных заказов, их стоимости и сроках изготовления.

Кроме того, он должен был осуществлять контроль изготовления российских военных заказов, их оплату, доставку и страховку.
 
От него требовалось собрать сведения о развитии «мореходных и вспомогательных наук».

Григорий Иванович получил также дополнительные отдельные инструкции от морского учёного комитета, артиллерийского управления, кораблестроительного департамента и, разумеется, от него требовался подробный отчёт обо всех израсходованных суммах.

Продолжение http://proza.ru/2023/03/10/1352


Рецензии
Дорогой Владимир! Огромное спасибо за такую информацию!
С дружеским приветом
Леда

Леда Шаталова   09.03.2023 12:12     Заявить о нарушении
Дорогая Леда, буду продолжать Вас грузить рассказами о русском флоте и о его людях. Если Вы не против, конечно.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   09.03.2023 13:00   Заявить о нарушении
Я только - за!

Леда Шаталова   09.03.2023 13:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.