Сущность времени, сущность бытия

Почему настоящий момент один? Почему нельзя двигаться в прошлом или в будущем? Как мы знаем, у каждого движущегося объекта есть только одно актуальное состояние. Почему именно оно так важно? Именно в этот момент определяется какое может быть следующее состояние. Но главным при движении является не сам выбор следующего состояния, точнее не только сам выбор, а то обстоятельство, что этот выбор происходит в пространстве, то есть среди множества других объектов, у которых тоже есть свое актуальное состояние. И эти объекты не просто могут, а должны взаимодействовать, то есть представлять одно общее актуальное состояние. В противном случае мироздание «разваливается на части», взаимодействие становится невозможным. Ведь собственное движение объекта обуславливается самим объектом, только он может определить каким оно будет. Но кроме собственного движения, есть еще взаимодействие, влияние других объектов. А для него требуется актуальное состояние всего, всех объектов. Именно это и требует принципиального «одного». Здесь можно было бы сослаться на целостность, на принцип целого. Так как целое одно, то у него есть только одно актуального состояние его собственного движения, общемирового движения. Все это обуславливает принципиально прерывистым характером любого движения, пространством как таковым, множеством.

Здесь возникает вопрос о количестве этого «одного». Одно время и одно пространство. А не хватило бы чего-нибудь одного? Следуя «бритве Оккама»? Ведь взаимосвязь времени и пространства при движении очевидно очень тесная. По-видимому нет. Мы различаем время и пространство как разные сущности не просто так. Они принципиально по разному устроены и реализуют совершенно разные абстрактные принципы. Пространство теоретически возможно без времени. Скажем те же физики и математики прекрасно обходятся без настоящего момента и сделали время просто четвертым измерением. Настоящему же времени, бытию, также теоретически не требуется пространство. Скажем при движении (обновлении) настоящего момента (который обновляется непрерывно) в пространстве может ничего не происходить и на само время это никак не влияет. Более того, именно это обстоятельство, непрерывность времени позволяет ему быть, быть одним, быть тем, что невозможно прервать, разделить на части. Время можно представить атомом. Пространство же устроена как раз противоположным образом. Оно обязано иметь части, делиться на части, на многое. Поэтому «одно» времени отличается от «одного» пространства. И «бритва Оккама» здесь бессильна.

Так чья заслуга в наличии взаимодействия? Времени или пространства? Пространство, как вероятностное, как множество всевозможных состояний не обязано давать своим объектам возможность взаимодействовать, если нет движения. Но движение есть. И оно невозможно без актуального момента. И если мы фиксацию текущего момента относим к сущности времени, то именно время, настоящий момент отвечает за взаимодействие. То есть именно время позволяет быть общему движению, а только такое движение и существует, если мы ожидаем взаимодействие. Наглядно это означает, что если движения частные, то вы не сможете взять стакан воды, который я вам протягиваю, так как наши движения никак и ничем не согласованы.
Таким образом сущность бытия состоит не только в постоянном обновлении самого себя и постоянном сохранении самого себя, но и в том, чтобы фиксировать текущее состояние пространства в целом, то есть в том, чтобы реализовывать «всеобщий настоящий момент» и тем самым реализовывать реальное, а не математическое, движение, которое возможно только как всеобщее движение.


Рецензии