Сущность времени, сущность бытия
Здесь возникает вопрос о количестве этого «одного». Одно время и одно пространство. А не хватило бы чего-нибудь одного? Следуя «бритве Оккама»? Ведь взаимосвязь времени и пространства при движении очевидно очень тесная. По-видимому нет. Мы различаем время и пространство как разные сущности не просто так. Они принципиально по разному устроены и реализуют совершенно разные абстрактные принципы. Пространство теоретически возможно без времени. Скажем те же физики и математики прекрасно обходятся без настоящего момента и сделали время просто четвертым измерением. Настоящему же времени, бытию, также теоретически не требуется пространство. Скажем при движении (обновлении) настоящего момента (который обновляется непрерывно) в пространстве может ничего не происходить и на само время это никак не влияет. Более того, именно это обстоятельство, непрерывность времени позволяет ему быть, быть одним, быть тем, что невозможно прервать, разделить на части. Время можно представить атомом. Пространство же устроена как раз противоположным образом. Оно обязано иметь части, делиться на части, на многое. Поэтому «одно» времени отличается от «одного» пространства. И «бритва Оккама» здесь бессильна.
Так чья заслуга в наличии взаимодействия? Времени или пространства? Пространство, как вероятностное, как множество всевозможных состояний не обязано давать своим объектам возможность взаимодействовать, если нет движения. Но движение есть. И оно невозможно без актуального момента. И если мы фиксацию текущего момента относим к сущности времени, то именно время, настоящий момент отвечает за взаимодействие. То есть именно время позволяет быть общему движению, а только такое движение и существует, если мы ожидаем взаимодействие. Наглядно это означает, что если движения частные, то вы не сможете взять стакан воды, который я вам протягиваю, так как наши движения никак и ничем не согласованы.
Таким образом сущность бытия состоит не только в постоянном обновлении самого себя и постоянном сохранении самого себя, но и в том, чтобы фиксировать текущее состояние пространства в целом, то есть в том, чтобы реализовывать «всеобщий настоящий момент» и тем самым реализовывать реальное, а не математическое, движение, которое возможно только как всеобщее движение.
Свидетельство о публикации №223030400194