Блок. Madonna Da Settignano. Прочтение

Madonna Da Settignano
 





                Встретив на горном тебя перевале,
                Мой прояснившийся взор
                Понял тосканские пыльные дали
                И очертания гор.
 
                Желтый платок твой разубран цветами —
                Сонный то маковый цвет.
                Смотришь большими, как небо, глазами
                Бедному страннику вслед.
 
                Дашь ли запреты забыть вековые
                Вечному путнику – мне?
                Страстно твердить твое имя, Мария,
                Здесь, на чужой стороне?
                3 июня 1909


Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     В примеч. к III-1  [Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 3.  Снежная ночь (1907-1910). М.: Мусагет, 1912.]  Блок писал: "Settignano – местечко в окрестностях Флоренции. Стих. это внушил мне бюст синеокой Мадонны в желтом платке с цветочками, помещенный над местечком, в полугоре" (С. 193).
     Ср. также заметку в записной  книжке от 15 мая 1909 г.: "Днем: Сеттиньяно. На огромном подъеме внезапно утоляет зной и наполняет сердце прохладой Madonna – синеокая брюнетка в желтом платке с цветочками. Но подъем – опять" (ЗК. С. 135).

     – «…Вечному путнику – мне?» – Образ "путника", "странника", обретая в "Итальянских стихах" конкретное значение, связан с важнейшей для Блока идеей "пути", воплощенной в "лирической трилогии". Ср. в стих. "31 декабря 1900 года": "Бреду, как путник запоздалый ... "; этот же образ – в стих. "Ты так светла, как снег невинный ... " (1908). Подробнее об этом см. в статье Д.Е. Максимова "Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока" (Максимов 1. С. 102-135).
      »

Д.Е. Максимова "Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока":
      «Блок, говоря о пути писателя в общем смысле и о своем собственном пути, конечно, имел в виду — это прямо вытекает из его высказываний — прежде всего второй вариант этого понятия, то есть путь не только как позицию, но и как развитие.»

      Думаю, очевидно, что в данном  стихотворении “путник” – это не тот, который перед статуэткой девы Марии рассматривает “развитие своего творчества”, а тот, который шел, шел, но дошел, но которому и потом – подниматься и подниматься…
      Мне кажется, что фоном здесь ещё и его блуждания – двойниками! – по иномирью, описанные им в предыдущих томах.

Из дневника 18-ого года: 
      «К ноябрю началось явное мое колдовство,  ибо я вызвал двойников».

Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
      «…Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых «двойниками)… все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…»

     То есть “странник”, “вечный путник” – это не метафорический, а точный термин, характеризующий героя трехкнижия:

                «…ветер, зовущий с севера,
                Мое детское сердце нашел.

                Призывал на битву равнинную —
                Побороться с дыханьем небес.
                Показал мне дорогу пустынную,
                Уходящую в темный лес.

                Я иду по ней косогорами
                И смотрю неустанно вперед…
                18 февраля 1903»

…который, вот, сейчас по ещё одному “косогору” вышел к статуэтке чужой богини.  Чужой, потому что “Мария” – это имя его, им созданного божества, его Незнакомки. Имя его только что рухнувшей любви, которое он встретил и «здесь, на чужой стороне»:

Веригина П.В. «Воспоминания».
     «
     Неразрешающаяся романтика мучила. Блок преобразился, но теперь он и Н. Н. Волохову обрек на снежность, на отчуждение от всего жизненного. Он рвал всякую связь ее с людьми и землею, говорил, что она «явилась», а не просто родилась, как все, явилась как комета, как падучая звезда. «Вы звезда, ваше имя Мария», — говорил он… Волохова, разумеется, сразу же ощутила, что стоит рядом с поэтом, которому «вселенная представлялась страшной и удивительной, действительной, как жизнь, действительной, как смерть…»
     »

Дашь  ли…
                …Страстно твердить твое имя, Мария,
                Здесь, на чужой стороне?
 
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
      «… я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю "Незнакомкой": красавица кукла, синий призрак, земное чудо.
       …Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено.»

Но просто видится лёгкая улыбка Марии истиной:

                Смотришь большими, как небо, глазами
                Бедному страннику вслед.


Рецензии