Х. ф. Звягинцева Елена, как зеркало совр. эпохи

«Смогу ли я переступить или не смогу!
 Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?
 Тварь ли я дрожащая или право имею...».
Раскольников, «Преступление и наказание».

***

               Звягинцев, в своей киноленте, как будто бросает нам, наотмашь, в лицо: "Посмотрите, какие вы... До чего вы дожили!"

               Можно сказать, что Андрей Петрович современный Достоевский в кинематографе и "Елена" его главный шедевр. И как всегда, он подарил нам кино с мощным послевкусием домысливания, что, в общем-то, и отличает настоящую работу от поделок.

             В этом фильме ему так искусно удалось обнажить отчаянную пустоту бездуховности и безнравственности, – этих неотъемлемых спутников прижизненного ада на земле, что порой становилось не по себе.

            Ещё поразила в этом фильме просто идеальная подборка актёров. Особенно главной героини. И мастерски переданное ощущение остановившейся жизни, духовной опустошенности, затхлости, обыденности и мышиных страстей.

           Стоит отметить, что Звягинцеву так замечательно удалось воплотить медитационный способ Тарковского и Антониони Микелианджело. Тот самый метод оцепенелого замирания кадра, с целью незаметного погружения зрителя в ментальную и духовную атмосферу происходящего.  Но, конечно же, с присущей ему настороженной мрачностью.

***
         А теперь перейдём от общего к частному.
 
          В первую очередь поражает парадоксальность созданной режиссёром ситуации.

          Со стороны сильных мира сего, престарелого Владимира и его дочери, мы видим:  честно нажитое благополучие и, вроде как, интеллектуально – благородное бытие, и в то же время, под всем этим,  проступает: омертвелость, эгоистический индивидуализм и, как результат, отсутствие реального будущего.

            С другой стороны, с позиции Елены и иже с ней: неразвитость, тунеядство, наглость, хамство и как итог, - паразитизм повлекший за собой убийство. В то же время, мы замечаем: и дружную семью, тепло очага, подрастающих детей, и какие-то семейные перспективы, наконец. Одним словом: «Плодитесь и размножайтесь». Закидывайте землю порчеными яблоками.

           Так же характерно для представителей этих различных, социальных слоёв: интеллектуальная бездуховность и народная, обрядческая набожность. Причём вторая концепция, де факто, оказалась более жизнеспособной.
 
          Понятное дело, что признаки дегенератства выпирают тут и там, но при сравнении, вторая группа, вроде как, более права, если не считать убийства и ограбления, конечно. А может быть, и правда, цель оправдывает средство?
 
         Чем-то сюжет напомнил маленькую революцию маленьких людей. На подобии октябрьской: классовая борьба, красный террор, экспроприация, национализация собственности и вот оно: светлое будущее! Можно подумать, что увиденное, – революционное кино о нашем «расколотом» обществе. Вполне логично, что после этого фильма и был снят скандальный "Левиафан".

***

          Весьма метафоричен созерцательный эпиграф фильма, где две вороны символизируют главных героев. Причём, прилетевшая, – явный прототип Елены, (да, две флегматичные вороны), а первые лучи рассвета предрекают  обновление и начало новой жизни. Кстати, эти же вороны, только невидимые, каркают на фоне тех же деревьев, в конце ленты, будто подытоживая историю: вроде, как ни крути, а всё в этом фильме, (и в этой жизни), - вороньё, и лебедей тут никогда не будет, (и не надейтесь). Мол: «Мир во зле лежит».

             Символичен и эпизод со сбитыми лошадью и её наездником. Заключающий в себе следующий смысл: «не стой на пути у разъярённых чувств». Электричка, идущая напролом – Елена, лошадь и наездник, - неудачно подвернувшиеся под колёса судьбы: дед–скряга и его «потерянная» дочка. И сумка с похищенными деньгами – тут как тут, в вагоне. Надо отметить, что деньги в этой ленте, словно «камень преткновения»: то  в образе сейфа, то пресловутой сумки, то пачек с банкнотами, или так, россыпью, - фигурируют постоянно.

            Да, дед фатально, прям таки, непоправимо лоханулся. Как в песне: «Набежит слепой, победит ничтожный. Такое вам и не снилось…». Накладываю это действие на знакомые судьбы, и вижу совпадение общего контура. Почему-то многие считают, что им все должны по факту их бездарного существования, порождая «святых змей» на подобии приснопамятной Елены.

***

         Примечательны внутренние, духовные запросы героев, проглядывающие через их непритязательный досуг.

        У Елены, - это бесконечные передачи о жратве, у деда – спортивные телепрограммы. Такое чувство, что они и сошлись на этом поприще. На «той стороне», как более прогрессивной, и спектр увлечений объёмней. Кроме телевизора, это ещё и «стрелялки», пиво, драки, и, о, ужас!, задумчивые плевки с балкона. А вдруг отец с сыном – философствующие аутсайдеры и аристократы духа?! (Шутка, конечно). Само собой, - обычное проявление тупого времяпровождения.

***

           Очень сильный момент в фильме, когда дед едет в крутой машине, в фитнесс-центр, под апокалиптически-мрачный аккомпанемент. С каким раздражённым презрением смотрит он на переходящих дорогу работяг. Потом, в каком-то облезлом, кирпичном углу, кряхтит и потеет на беговой дорожке, с отвратительным сладострастием пялясь на даму. И вот, преисполненный самодовольства и биения остатков жизни, плывёт по голубым водам благополучия, и, БАЦ!, - кто-то грубой рукой отнимает у него всё это. Шах и мат. Как говорится, ужасно не то, что человек смертен, а то, что он смертен внезапно.

***

          Да, так вот порой завершаются холодно-рассудочные сделки между жёнами-прислужницами и богатенькими, бездушными старичками. Когда на кону, только материальные бонусы в обмен на качественно-бытовое обслуживание. Такой вот, печальный итог небезызвестной, бытовой проституции. Поэтому, так неестественно и отвратительно звучали громкие рыдания «святой» преступницы у гроба покойного.
 
          Это фильм и о слепой материнской любви. На что только не пойдёшь ради любимых. Даже душу дьяволу продать не жалко, пожертвовав ради благополучия родненьких, несговорчивым мужем.
                Виталий Сирин


Рецензии
Виталий! Я считаю, что это очень правильный и нужный фильм. Смотрела до конца, хоть и жутко было видеть, как развиваются события.
Вы всё по делу написали. Я добавлю лишь своё впечатление, возникшее сразу от просмотра фильма "Елена".
Это будто хирург сделал разрез на теле (общества?), увидел внутри разросшуюся опухоль, посмотрел на неё и зашил всё, не трогая. Ужас, в общем. До чего мы все дожили?! Если такое воспринимается чуть ли ни нормальным, понятным.
И как Елене потом с этим жить? А если дети узнают - как им носить это в душе? Ведь это разрушает личности. Мы же все люди.

С уважением к автору,

Лысенко Светлана   06.03.2023 11:25     Заявить о нарушении
Вы правы, Светлана, как ни поворачивай, всюду выпирают "уродства". Елена, а она далеко не бесчувственный человек по фильму, подписала себе приговор. Будет страдать, как Раскольников. И, как Вы и сказали, грех ляжет невидимой тяжестью, на плечи всей семьи.
Со взаимным,

Виталий Сирин   06.03.2023 09:48   Заявить о нарушении
Жизнь вообще длинная, сложная и печальная. Она даётся людям для страданий...

Роман Огнев   06.03.2023 17:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.