Л. Герш. Эти свободные бабочки. 27. 02. 2023

ЭТИ СВОБОДНЫЕ БАБОЧКИ

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: «Эти свободные бабочки» (27.02.2023) по пьесе Л. Герша.
Режиссёр-педагог — заслуженный артист РФ, доцент кафедры мастерства актёра А. И. Пашнин.

Первая мысль, посетившая по прочтении пьесы Л. Герша «Эти свободные бабочки» была следующей: почему такое название, да ещё во множественном числе? Главный герой — слепой парень Дон; история, больше, о нём. Бабочка — это, конечно, ветреная Джил, в этом нет никаких сомнений. Образ «закадровой» Линды, которая не носит ни шиньона, ни даже накладных ресниц, которая замужем целых две недели(!) и, очень даже возможно, «заживо» там и останется, с бабочкой как-то не вяжется. Сам Дональд настолько изначально серьёзен, что на него, как говорится, и не подумаешь.
Однако пьесы не зря ставят на сцене, потому что без этого не будет настоящего чуда.  И мы стали свидетелями этого чуда — явления самобытного, редкого, прихотливого — режиссёрской находки, с энтузиазмом юности воплощённой актёрами.
Самая весёлая сцена в спектакле, утверждающая название пьесы в конце первого действия, удалась. Никто из зрителей не остался равнодушным, все вышли в фойе в приподнятом настроении, всем было хорошо, все от души смеялись!

Вот эта сцена.
Только что Дон (Егор Ворошилов) «приобрёл» харизму; узнал, что он Рождество; и они с Джил (Мария Бахарева) мажорно продолжили праздник.
Веселье в разгаре. На цветастом одеяле раскинут «пикник». Музыка жжёт! Ликующие вопли Джил поддают жару! Алые ботфорты давно скинуты, как и её дизайнерский комбинезончик. Одёжки Дона тоже никто не подбирал.
Обольстительная Джил в прозрачном мини танцует на диване.  Дон, забыв, что не знаком даже с азами хореографии, самозабвенно отдаётся ритмам, замысловато скачет по комнате. В эйфории, на цыпочках, он ловко пробегает через «пикник» среди тарелок и высоких бокалов с вином!
Чёрный бараний колтун на макушке, ожерелье всеобщей любви из ярких бусин с разноцветными, словно из хвоста жар-птицы, перьями-лепестками, такие же браслеты на руках и ногах и семейные трусы в сочетании с бойкой трясучкой нижнего отдела позвоночника — это Дон в порыве восторга взлетел на почти вертикальную лестницу и зажигает под потолком! Джил в экстазе: волосы развиваются, вся она — танец, огонь! Вот оно, счастье! Вот он, долгожданный лёт бабочек!
Внезапно открывается дверь — появляется миссис Бейкер (Александра Борисова). Она в английском костюме, с классической шишкой на голове, в деловых чёрных туфлях. Вся в стиле ретро, миссис Бейкер близка к обмороку. Увидеть сына в таком состоянии... На лице миссис Бейкер коллапс сознания.
Как подбитые, стихают музыка, движения, жизнь...
«Здравствуй, мама!» — выдыхает с лестницы Дон. Джил с дивана с любопытством взирает на тётеньку.

Сегодня на сцене для зрителя не так много незамутнённой радости. Радости, не только позволяющей забыть будни, суету, проблемы, но радости, когда просто весело от волшебного ощущения себя живым, молодым; когда всё ещё будет; когда вера в себя крепнет от каждого слова, взгляда, просто от яркого впечатления, от интересной мысли, от самой наивной мечты; когда нет никаких «но», потому что крылья только растут; когда энергии через край и она не должна, не имеет права закиснуть. Все, кто был молодым, навсегда хранят в сердце это чувство силы и свежести, но многим зачастую так редко удаётся его вспомнить и воскресить.
Молодость — особое счастье, в эту пору, как потом верно сказала Джил, просто весело, вот и всё! Чудесный миг бесконечной свободы тех самых бабочек, которые знают лишь то, что они — бабочки! Ничего больше в этот миг и не надо, и быть не должно — природа об этом предусмотрительно позаботилась и законы свои исполняет.
Потому что в следующее мгновение, и в этом тоже закон, только уже социальный, вторичный, но оттого зачастую не менее действенный, будет «Здравствуй, мама!»


Рецензии