Блок. Фьезоле. Прочтение

Фьезоле





 
                Стучит топор, и с кампанил
                К нам флорентийский звон долинный
                Плывет, доплыл и разбудил
                Сон золотистый и старинный…
 
                Не так же ли стучал топор
                В нагорном Фье;золе когда-то,
                Когда впервые взор Беато
                Флоренцию приметил с гор?
                Июнь 1909






Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     – «Стучит топор, и с кампанил...» – Кампанила – колокольня.

     – «Не так же ли стучал топор ~ Флоренцию приметил с гop?» – Об итальянском средневековом художнике Фра Беато Анджелико см. в коммент. к стих. "Умри, Флоренция, Иуда...» 

     [ Из Примечаний к стих. "Умри, Флоренция, Иуда ... " в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
      – Беато Анджелико (Фра Джованнида Фьезоле) (1387-1455) – итальянский художник эпохи позднего средневековья. В 1407 г. он стал монахом доминиканского монастыря во Фьезоле, где принял имя Джованни ("фра" значит монах, буквально "брат"). В 1436 г. вся братия переселилась из Фьезоле в монастырь Сан Марко во Флоренции, где фра Джованни украсил фресками множество внутренних помещений. Блок в записи от 15 мая, назвав художника "пленительным", отметил: "Нужнее всех (даже Боттичелли) –  Фра Беато" (ЗК. С. 134)…
      Блок очень высоко оценил творчество фра Беато Анджелико. В письме к матери от 25-26 мая 1909 г. из Флоренции он, в частности, писал: "Так же, как в Венеции – Беллини, здесь – Фра Беато стоит на первом месте, не по силе, – а по свежести и молодости искусства".
       Ср. также у Р. Мутера:  " ... можно забыть все земное, когда стоишь перед картинами Фьезоле. ( ... ) Тысячи художников, явившихся после него и обладавших гораздо большими техническими средствами, писали царство небесное, но ни в каком  раю так не хотелось бы жить, как в раю Фьезоле – в этом невинном, чудном мире, где всегда воскресенье ... " (Мутер Р. История живописи. Т. 1. С. 44, 45).
]
»

Топоры, “кампанилы”… Наконец-то никаких велосипедов! И никаких черных теней, черных окон в небе, никаких черных глаз бесстыдных итальянских девиц! И всё как в детском раю Беато…


Рецензии