Страсть и ее отражение в литературе. Часть II

«Страсть и как она отражена в Литературе (проза):
Франция - Россия (XVII-XX в.в.)»
Часть II

Литературоведческая статья опубликована в авторской книге стихов, прозы, публицистики "Эпоха Техно" (М.: Изд Вест-Консалтинг, 2018г).


...Вообще, можно было бы сказать, что все Истории о Страсти, рассказанные нам выдающимися писателями – французскими и русскими – начинаются по Декарту – «За здравие» – с Восхищения, и, довольно быстро переходя в стадию Упоения, короткого Экстаза, заканчиваются по О. Далю – «За упокой» – то есть входя в последнюю стадию: страдание, муки, маета. Счастье в этих произведениях – коротко и единообразно. Страдание – долго и многозначительно. В большинстве этих Историй герои вполне нормально ищут Счастья (кроме редких случаев, описанных в вышеупомянутом романе А. де Мюссе – где с о з н а т е л ь н о ищется Страдание в Страсти), но всегда натыкаются на массу препятствий, как внешних – общество, узы брака, социальное неравенство, так и внутренние. Нередко внешние условия влияют на этих героев значительно меньше, чем внутренние, психологические : страстно влюбленные забывают обо всем вокруг, бросая всё ради любимого. Так, не думает о проклятии отца шевалье Де Гриё, бросаясь в эту авантюру с «постыдной» девушкой легкого поведения Маноной Леско – и конец их Истории горек и трагичен. Так, Анна Каренина, Мадам Бовари, Лариса Огудалова идут до конца, не думая о последствиях. Герой одного из прекраснейших романов французской Литературы на тему Страсти «Дама с камелиями» Александра Дюма-младшего безумно влюблен в красавицу, парижскую куртизанку Маргариту, и готов на ней жениться, но близкому и, казалось бы, возможному их счастью не дано было осуществиться.

Вообще, страдают в этих произведениях, посвященных теме Страсти, абсолютно все. Все – кто страстно любит. И чем благородней персонаж, тем больше он страдает. Нередко, впрочем, из благородного превращаясь, под воздействием этого «дикого зверя», в свою противоложность, – преступая законы морали, гуманности, человечности. Страдает от ревности Дмитрий Карамазов (Ф.М.Достоевский, «Братья Карамазовы») и в состоянии аффекта, почти в безумии готов убить собственного отца – лишь бы его возлюбленная Грушенька не досталась последнему. Муки ревности и оскорбленного самолюбия толкают Арбенина на убийство своей в реальности ни в чем неповинной жены (М.Ю.Лермонтов, «Маскарад»), а так же героя в повести А.П.Чехова «Случай на охоте» – лишившего жизни Оленьку Скворцову, ставшей любовницей его друга и «недоставшейся» ему самому. Идут на страшное преступление страстные любовники в романе Н.С.Лескова «Леди Макбет мценского уезда», сначала убивая мужа, а позже его родственника, подростка, повинного лишь в том, что ему могло перейти наследство убиенного. Но в этой жуткой истории герои, отправленные на каторгу, не испытывают чувства раскаяния… Герой романа В.Я.Шишкова «Угрюм-река» – Прохор Громов – попадает в западню не просто Страсти, но двух тянущих в разные стороны Страстей : Страсти-Любви к женщине и Страсти к наживе и Власти. Понимая, что эти отношения с красавицей Анфисой лишают его грандиозного будущего, он идет на преступление.

Особое место – в этой «страстной» Литературе – занимает тема Красоты, Молодости, Желания, Чувственности, Сексуальности. Без этих компонентов – или хотя бы без двух из них, выбранных наугад – Страсть и не может возникнуть. Найти в Литературе Франции и России персонажа, например, старого, бесчувственного и не имеющего никакого магнита Желания – и при этом «страдающего» Страстью – просто невозможно. Конечно, «любви все возрасты покорны», но все-таки в большинстве случаев, возраст героев варьируется между юным 16 и зрелым 36 (в ряде случаев – т.н. критические годы – 50-55 лет – что называется : ухватить последнее !). Красота, Сенсуальность и Сексуальность, жгучий Темперамент и особенно молодость играют основополагающую роль в зарождении Страсти во всех произведениях, которые были мною изучены. Совсем юна и красива «ангельской» красотой Принцесса Клевская. Так же юна и красива «демонской» красотой Кармен. Чертовски привлекательна молоденькая «распутница» Манон. 20-летняя красавица-брюнетка, куртизанка Маргарита сводит с ума весь сильный пол Парижа (Дюма-сын, «Дама с камелиями»). Юная Оленька Скворцова дышит естественным очарованием негородской девушки, что и притягивает к ней уже побывавших в лапах разврата героев (А.П.Чехов, «Случай на охоте»). Красива и обворожительна, как «ведьма», уже зрелая женщина Анфиса (В.Я.Шишков, «Угрюм-река»). Блистательна, молода (28 лет), умна Антуанетта де Ланже, а генерал де Монтриво привлекает ее своей горячностью, умом и оригинальностью. Элегантна и нежна аристократка Мадам де… (возраст ее не указан, но примерно между 30 и 35-тью) в романе Луизы де Вильморан «Мадам де…», которая, встретив молодого темпераментного итальянца дипломата, теряет голову, но вновь призванная к долгу всё быстро понявшим мужем, пожилым генералом, не находит в реальности покоя, и, разрываемая между Долгом и затаенной внутри Страстью, в конце концов умирает от сильной простуды (Действие романа происходит перед Первой мировой войной во Франции). В прекрасном романе Маргериты Дюра «Любовник» (премия Гонкур за 1980г.) главные герои молоды : ей – француженке из бедной семьи учительницы – всего лишь 15, ему – единственному сыну китайского миллионера – 28, они не так уж красивы, но чертовски сексуальны. В течении двух лет эти влюбленные на глазах читателей проживают их историю Страсти, в которой секс занимает не последнее место. (Действие романа происходит в Индикитае в 30-ые годы 20 века). Но и эта История не имеет «хэппи енда».

Страсть в Литературе нередко имеет свою предысторию в жизни. Даже если История выдумана писателем, она все равно «подсмотрена» в жизни. Но часто имеет и реальную основу. За основу повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин взял расхожую европейскую историю о молодой крестьянке, соблазненной и брошенной молодым красавцем вельможей – и не стоит сомневаться в том, что подобный случай был типичным для всех эпох и народов (эта же история легла в основу знаменитого балета – на тему Страсти – «Жизель»). Автобиографичен выдающийся роман о Страсти аббата Превоста «Манон Леско». Реальной основой романа Дюма-сына «Дама с камелиями» является его История с известной парижской куртизанкой Марией Дюплесси, которая так же, как и героиня романа, умерла очень молодой от чахотки. Отражены страстные отношения Альфреда де Мюссе с писательницей Жорж Санд в его романе «Исповедь дитя века». История Страсти, пережитая Раймондом Радиге, послужила основой его романа «Дьявол в теле». Образ Полины (Аполлинарии) Сусловой, с которой у Ф.М.Достоевского был сложный бурный роман, послужил прообразом Настасьи Филипповны в его романе «Идиот». Реальная история Страсти, случившаяся с Бальзаком, послужила основой его повести «Герцогиня де Ланже». Маргерит Дюра в своем романе «Любовник» рассказывает свою историю Любви (но и историю семьи), которая произошла с ней, когда она была совсем юной и жила в Индокитае. Флобер взял за основу своего романа «Мадам Бовари» историю одной женщины, которую он случайно услышал, случившейся на севере Франции. История же Жюльена Сореля в романе Стендаля «Красное и черное» буквально списана с образа молодого человека, который стрелял в свою любовницу в церкви и был казнен в Марселе. Иногда же бывают, впрочем, случаи, когда Литература опережает жизнь. Так, случай, описанный Островским в «Грозе», произошел реально, и так же на Волге, но… уже после написания пьесы! Коллет, описавшая бурный роман 50-летней женщины, бывшей куртизанки, с 18-летним юношей – в своем романе «Дорогой», вероятно, и не подозревала, что… несколько лет спустя сама повторит то, что было лишь ее литературной фантазией (в виде замечания: роман Колетт был опубликован в 1920г., но его концепция относится к 1912 году. Когда роман был издан, вся страстная история с юношей, сыном ее мужа, уже произошла и закончила свое существование ! Заметить так же: то, от чего мучилась несчастная Федра – то есть от преступной, по ее понятиям, любви к пасынку, – похоже, нисколь не смущало Колетт в начале 20 века !.. И третье замечание, выходящее, правда, за рамки нашего исследования, но любопытное : Колетт умерла в 1954г, в возрасте 81 года, будучи членом Французской Академии и награжденной Орденом почетного легиона, но католическая Церковь, тем не менее, отказала этой «распутнице», распространяющей в народе свои «распутные» «либертинажные» идеи, в службе (религиозные похороны), зато это была единственная женщина, которой Правительство организовало национальные похороны. Парадокс, да и только!)

Искусство интерактивно, и все указанные выше произведения были перенесены на экран. Многие даже неоднократно. Есть удачные и неудачные экранизации. Так, роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина» был экранизирован в мировом кинематографе почти двадцать раз, но, по мнению критиков, ни одна киноверсия не оказалась удачной. Прекрасными киноверсиями можно считать фильмы по произведениям : Мадам де ля Файет «Принцесса Клевская» – режиссер Жан Деланой, 1961г. (в гл. ролях Марина Влади, Жан Марэ), Стендаля «Красное и черное» – реж. С.А. Герасимов, 1976г. (в гл. роли Н. Еременко), А.Н.Островского «Бесприданница» – реж. Я.А.Протазанов, 1936г. (в гл. роли Н. Алисова), Маргерит Дюра «Любовник» – реж. Жан-Жак Анно, 1992г., Раймонда Радиге «Дьявол в теле» – реж. Клод Отан-Лара, 1947г. (в гл. роли – Жерар Филип и Мишлин Пресл), Луизы Вильморан «Мадам де…» – реж. Макс Офюль, 1953г. (в гл. роли Даниэлла Дарьё), а так же теле-версию – реж. Жан-Даниэль Вераэг, 2000г. (в гл. роли Кароль Букэ), Пьера де Лакло «Опасные связи» – реж. Рожер Вадим, 1960г. (в гл. ролях Жанна Морро и Жерар Филип), а так же вторую версию – реж. Стефан Фриер, США, 1989г. (в гл ролях – Глен Клоз, Джон Малкович, Мишель Пфефер), А.И.Куприна «Олеся» – фильм «Колдунья» реж. Андре Мишель, 1956г. (в гл. роли Марина Влади). Другие произведения получили свое продолжение в иных видах искусства. Так, «Дама с камелиями» Дюма-сына «превратилась» в знаменитую оперу Верди «Травиата» (премьера в 1853г. в Венеции. Премьера была провальной, но это не помешало этой опере Верди получить мировую славу), «Кармен» Мериме преобразовалась на сцене в оперу Бизе «Кармен» (премьера в 1875г. в Париже, премьеру так же, как и оперу Верди, постигла неудача. Лучше она прошла позже в Вене, Петербурге и вернулась в Париж с триумфом лишь почти десять лет спустя, оставшись навсегда в мировом репертуаре оперной сцены). Роман Превоста «Манон Леско» так же получил свое продолжение на сцене – опера Пуччини «Манон Леско» (премьера в 1893г. в Турине). Поэма А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан» стала основой одноименного балета, впервые поставленном в 1934 году Борисом Асафьевым в Мариинском театре.

Интересно заметить, что прочитав столько произведений выдающихся писателей России и Франции (период XVII-XX в.в.), я пришла к выводу, что раскрывая так ярко, порой психологически тонко весь МЕХАНИЗМ Страсти, никто, на мой взгляд, так и не раскрыл Ее Великого СМЫСЛА. Почему люди в это «падают» (здесь очень подходяще французское выражение : «влюбиться» говорят «упасть влюбленным»)? И почему всегда с ней связаны страдания? Почему – никогда иначе? Почему – Она более диструктивна, чем конструктивна? И почему Человек, каким бы сильным ни был, не может самостоятельно – Волей, Разумом – от нее избавиться ? Он может от Нее бежать! Но это не спасает его ни от самой Страсти (которая все равно его не покидает, настигает – хоть и в монастыре!), ни от страданий. Что хочет показать этим и через это Бог? Что человек – мал? Но почему Он «выбирает» в «персонажи» чаще всего благородных людей (так это в жизни, так это и в Литературе, которая ее отражает)? Циники и мерзавцы почти никогда этому не подвержены (за редким исключением, как персонажи романа Пьера де Лакло «Опасные связи» и повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). Но даже такие герои, как Жюльен Сорель (Стендаль, «Красное и черное»), при всем его, казалось бы, цинизме и отрицании Бога, или Октав (А. де Мюссе «Исповедь дитя века»), образ которого во многом списан с самого автора, – мучающий вполне сознательно свою любовницу – но даже они, в глубине – благородны. У них – «мятущиеся» души…. В результате – вопрос – «фундаментальный» – к Богу – не о природе Страсти, а о Ц е л и Ее существования – остается без ответа. Ведь если Бог Знает ; priori, что Воля в Страсти пассивна, Разум слишком слаб, чтобы побороть Силу Страсти – а стало быть, ничего, кроме страданий, мук и, порой, хуже того – падения «героев», Она не приносит – то… в этом ракурсе существование Ее видится бессмысленным? Но почему же тогда люди не перестают обращаться к этой Великой теме – Страсть – в Литературе, Живописи, Музыке, Балете, Кинематографе? И одни – создают великие произведения, поистине шедевры Культуры, а другие с непреходящим интересом входят в этот так и остающимся таинственным Мир малоопознанного объекта – становясь читателями, слушателями, зрителями ? И сопереживают этим счастливым, а более несчастным, героям, и переживают сами – так, словно Страсть охватила их самих ? Скажем одно : Тайна сия велика есть. Есть, возможно, лишь одно объяснение (намеченное в начале данного исследования): в лучшие моменты Страсти – первичные моменты Восхищения и короткие, но становящимися «вечными» – моменты «взаимного упоения» Человек входит в состояние некоего почти мистического Экстаза – когда приоткрывается какая-то Завеса, которая отделяет Мир рациональный от Мира иррационального, Высшего – и в эти моменты – через эту Страсть и через и в образе Любимого(ой) – открывается Мир в его Ц е л о с т н о с т и, Первозданности, какой-то совершенно иной Мир, – наполненный Божественным Смыслом ! Но потом… Завеса снова падает. И Человек возвращается, «падает» – после короткого полёта – на землю. Жизнь (Бог ли?) снова бросает его в кущу земной – рациональной – грешной жизни. Но оставляет «герою» память этого короткого полета, этого Экстаза ! И так как Человек не может забыть эти редчайшие Миги Открытия Абсолюта, он не в состоянии – Разумом, то есть рациональной частью своего существа – побороть Это ! Потому что Это – то есть Страсть – принадлежит Миру иррациональному, скрытому, – который, без сомнения, сильнее. Но это лишь значит, что этот Гимн – тому в Мире этом – НИКОГДА НЕ УГАСНЕТ. Как не может угаснуть Пламя, Свеча Божественного (несмотря на все происки «падшего») – в нас!

Библиография
Французская Литература

17 век
Корнель (Pierre Corneille, 1606-1684), театральная пьеса драма : «Медея» («Med;e », 1635)
Жан Расин (Jean Racine, 1639-1699), театральные пьесы драмы : «Андромаха» (Andromaque, 1670), «Британик», (Britanicus, 1669), «Бенерис», («B;n;rice »), 1670, «Федра» (« Ph;dre », 1677)
Мадам де ля Файет, (Madame de la Fayette, 1634-1693), роман «Принцесса Клевская» («La Princesse de Cl;ves», 1678)

18 век
Антуан Превост Д’Экзиль (Antoine Pr;vost d'Exiles, 1697-1763, роман «Манон Леско» («Histoire du chevalier des Grieux et de Manon Lescaut», 1731)
Пьер Шодерлос де Лакло, (Pierre Choderlos de Laclos ), роман в виде писем «Опасные связи» («Les liasons dangereuses», 1782)

19 век
Стендаль (Stendhal, наст имя Marie-Henri Beyle, 1783-1842), романы «Красное и черное»(1830г), «Пармская обитель» (« La Chartreuse de Parme », 1839-1846), «Итальянские хроники» (1830-ые гг, издано в 1855г)
Виктор Гюго (Victor Hugo, 1802-1885), роман «Собор Парижской Богоматери» (« Notre Dame de Paris », 1831г)
Проспер Меримэ (Prosper M;rim;e, 1803-1870), повести :«Кармен» («Carmen», 1845г), «Венера Илльская»(« La Venus d’Ille », 1837), «Души чистилища» («Les ;mes du purgatoire», 1834), « Il Viccolo di Madama Lucrezia », 1846
Оноре де Бальзак, (Honor; de Balzac, 1799 – 1850), повесть «Герцогиня де Ланже»(« La Duchesse de Langeais », 1834)
Альфред дю Мюссе, (Alfred de Musset, 1810-1857), роман «Исповедь дитя века» (« La confession d’un enfant du si;cle », 1836)
Александр Дюма-сын, (Alexandre Dumas fils, 1824-1895), роман «Дама с камелиями»,  (« La Dame aux cam;lias », 1848)
Гюстав Флобер (Gustav Flober, 1821-1880), роман «Мадам Бовари» (« Madame Bovary », 1856 – дата публикации, писал роман с 1851 по 1856)

20 век
Колетт (Sidonie Gabrielle Colette, 1873-1954), роман «Дорогой» (« Ch;ri », 1920)
Раймонд Радиге, (Raymond Radiguet, 1903-1923), роман «Бес в теле» (« Le Diable au corps », 1923)
Луи Арагон (Louis Aragon, 1897-1982), роман «Орельен» («Aur;lien», 1944г)
Луиза де Вильморан, (Louise de Vilmorin, 1902-1969), роман «Мадам де…», («Madame de…»,
1951г)
Маргерит Дюра (Marguerite Duras, наст.имя Marguerite Donnadieu 1914-1996), роман «Любовник»
(« L’amant », 1984)
Русская Литература

18 век
Н.М. Карамзин (1766-1826), повесть «Бедная Лиза» (1792)

19 век
А.С. Пушкин (1799-1837), поэма «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823), поэма «Цыганы»
(1824г), драма в стихах «Каменный гость» (1830г), повесть «Дубровский» (1833г)
М.Ю. Лермонтов (1814-1841), драма в стихах «Маскарад» (1835-1836г.г.)
И.А. Гончаров (1812-1891), роман «Обрыв» (1849-68г.г., первое издание 1869)
А.Н. Островский (1823-1886), театральные пьесы «Гроза» (1859г), «Бесприданница» (1879г)
Н.С. Лесков (1831-1895), повесть «Леди Макбет Мценского уезда»(1865г.), рассказ «Тупейный
художник» (1883г)
Ф.М.Достоевский (1821-1881), романы «Идиот» (1868г.), «Братья Карамазовы» (1879-1880)
И.С. Тургенев (1818-1883), повесть «Вешние воды», (1872)
А.К. Толстой (1817-1875), роман «Князь Серебряный» (1862)
Л.Н. Толстой (1828-1910), роман «Анна Каренина» (1873-76г.г.)
А.П. Чехов (1860-1904), повесть «Драма на охоте» (1884г.), пьеса «Чайка» (1898г.)
А.И. Куприн (1870-1938), рассказ «Олеся» (1898г.)

20 век
А.И. Куприн (1870-1938), повесть «Гранатовый браслет» (1911г)
В.Я. Шишков (1875-1945), роман «Угрюм-река» (1918-32г.г)
М.А. Шолохов (1905-1984), роман «Тихий Дон» (1-3т.т., 1927-28г.г., 4-ый т. опубликован в 1940г.)
Б.Л. Пастернак (1890-1960), роман «Доктор Живаго» (1945-55г.г.)


Рецензии