Почему для моряков колокол, как мать родная?

Отрывок из книги Каланов Н. А. "Я несуеверный моряк. Путеводитель по глубинам морских суеверий" — М.: Горизонт, 2022—284 с. В продаже - В книге подробно объясняется происхождение более сотни морских суеверий, поверий и примет.

"Если бы знать свою судьбу! …зрелище разбитого судна вызывает в душе минуту тяжёлой и строгой тишины. И в эту минуту колокол с мёртвого корабля звонит и по тебе, даже если рынду давно стащили береговые люди".
Конецкий В. Среди мифов и рифов

Первые судовые колокола появились на кораблях в начале XV века. Самый ранний был поднят на месте крушения корабля «Эсмеральда» из армады легендарного португальского мореплавателя Васко да Гама. Этот бронзовый колокол с выбитой датой его изготовления – 1498 год был найден у берегов Омана на дне Аравийского моря, где более 500 лет назад во время бури погиб корабль.
Уже в XVI веке колокола появились на многих судах европейских морских стран. В море и в порту они использовались для обозначения времени, для подачи сигналов ночью или в туман, также они громко звенели в случае аварийной тревоги.

В России судовой колокол на кораблях появился в начале XVIII века. Родоначальник военно-морского флота Пётр I, взяв за основу английский устав морской службы, в 1720 году написал для российского флота «Морской устав». В нём указывалось, что команда «Бей в колокол!» должна отдаваться на английском языке – Ring a bell! Уже скоро она была трансформирована моряками в более понятное для русских словосочетание «рынду бей!». Поэтому часто судовой колокол ошибочно называют «рындой». Примечательно, что «рындой» в допетровские времена называли оруженосцев-телохранителей – понятие, которое было известно русским морякам.

Вместе с корабельными колоколами на флот перешли и суеверия, которые были связаны с церковными колоколами. Например, как и на берегу, считалось, что нужно звонить в колокол, чтобы утихомирить бурю, рассеять молнии, прогнать смерч. Кроме этого, добавились новые суеверия, относящиеся к морской специфике.
Для каждого судна отливался свой колокол, отличающийся по форме и звуку. На нём гравировали название, а иногда и год спуска корабля на воду. Колокол перед доставкой на судно освещали в церкви, а затем после церемонии крещения судна проходили с ним по всем судовым помещениям, где он своим «очищающим» звоном должен был изгнать всякую нечисть из кают и трюмов корабля.
С появлением колокола на судах он сразу стал считаться воплощением его души и самым известным символом, приносящим удачу. Поэтому отношение к нему очень бережное. Недаром его бронзовую поверхность начищают до зеркального блеска, и он служит эталоном чистоты и порядка на судне.
Вера в защитные свойства колокола была настолько сильной, что у моряков парусного флота было поверье: если мазать свои болячки соскобленными с колокола частицами зелёного медного налёта, то они быстро залечиваются.
У моряков существует старинная добрая традиция преемственности корабельных имён. По ней – если судно много и удачно плавало, избежало аварий и разных неприятностей, то есть имело счастливую судьбу, то его название вместе с прежним колоколом передают новому построенному судну.

Бывают ситуации, когда судно по каким-то причинам меняет своё наименование. В этом случае моряки всегда настаивают, чтобы на нём остался прежний колокол со старым именем. Они боятся, что с уходом родного колокола с судна уйдёт его душа, а значит, и удача.

Морские колокола не выбрасывают и не увозят на переплавку. Когда судно из-за ветхости отправляется на слом, его хозяин всегда снимает колокол и хранит его у себя дома, как память о друге, который верно служил ему в морях и океанах.

Так, например, поступил знаменитый английский адмирал Нельсон, когда захватил испанский корабль «Сан-Иосиф» в битве при мысе Сент-Винсент в 1797 году. Пленённое судно стало служить в британском флоте, и ещё несколько десятилетий на нём звонили в колокол с надписью «Иисус Мария Иосиф Ано Де 1792». В 1946 году Королевский флот Великобритании передал авианосец «HMS Colossus» («Колоссес») в ВМФ Франции, где ему присвоили новое имя «Arromanches» («Арроманш»), но французы, верные морскому обычаю, колокол менять не стали. На нём так и стояло название «Колоссес», когда много лет спустя в 1974 году в знак союза двух флотов его вернули Англии в качестве музейного экспоната для Музея авиации ВМС в Йовилтоне.
Эта традиция много раз помогала идентифицировать затонувшие суда. По поднятому водолазами судовому колоколу можно было сразу узнать наименование корабля и время его закладки.
Душевная связь между колоколом и моряками просматривается в суеверии, гласящем, что корабельный колокол всегда звонит во время крушения судна, даже если язык колокола неподвижно закреплён. Моряки верили, что ничто не может заставить его замолчать в такую трагическую минуту. В их представлении колокольным звоном тонущее судно издаёт свой последний стон. Поэтому моряки особенно чувствительны к звуку колокола, и если вдруг он начинает звонить сам по себе – это верное предзнаменование кораблекрушения. Такое трепетное отношение к колоколу породило ряд суеверий. Нельзя звонить в колокол без причины, а если кто-то даже случайно заденет его и раздастся звон, то это очень дурная примета. Если колокол сломался – значит, на судне случится несчастье. Того, кто украдёт или разрушит корабельный колокол, постигнут различные беды, и он уже никогда не будет работать на море.
На гражданских судах если ребёнок рождался во время плавания, то обряд крещения совершали под радостный звон судового колокола. Считалось, что мальчики, крещённые таким образом, точно станут моряками, а девочки удачно выйдут замуж и будут счастливы.

В Королевском военно-морском флоте Великобритании уже более двух веков существует традиция, согласно которой в купели корабельного колокола крестят детей, родившихся у офицеров и матросов этого корабля. После окончания церемонии имя ребёнка и дату крещения гравировали на внутренней стороне колокола. Эта традиция существует и в наше время, она прижилась на кораблях канадского и американского военных флотов. У каждого корабля в интернете есть сайт, где перечислены имена всех девочек и мальчиков, которых крестили в колоколе. Они очень гордятся этим и считают себя обречёнными на везение.
Во времена парусного флота главным назначением корабельного колокола было подавать сигнал точного времени и обозначать час для смены вахт. Поэтому в колокол нельзя звонить переменным боем или просто «из баловства» – за это строго наказывали.
По традиции, умершего на корабле моряка провожали восемью ударами судового колокола, означающими «конец вахты». В английском языке словосочетание «Eight Bells» – «восемь ударов колокола» – является фразеологизмом к слову «некролог».
О наступлении Нового года объявлялось шестнадцатью ударами в корабельный колокол. Ровно в полночь 31 декабря самый старший по рангу моряк, находившийся на корабле, звонил в колокол восемь раз. За ним самый младший матрос звонил ещё восемь раз.
В настоящее время по международным законам колоколом должны быть оснащены любые суда длиной более 12 метров. Даже на таких маленьких лодках не забываются морские поверья, связанные с колоколом. Бронзовая корабельная душа привносит на любое судно приятную атмосферу старых добрых времён мореплавания и хранит в себе старинные суеверия, многие из которых теперь уже никого не пугают, потому что они стали доброй морской традицией.

Читайте и слушайте книги на странице Каланов Николай на Литресе - https://www.litres.ru/nikolay-kalanov/


Рецензии