Онегин. Глава 7. Действительный конец романа

Это глава о Татьяне. Передается ее восприятие происходящего, ее мысли и мечты.

Вот план главы

1. Элегия о весне
2. Рассказчик от автора, как-бы-Пушкин, обращается к дачникам, призывает приехать в деревню. Это одно из отступлений, где как-бы-Пушкин  вклинивается со своей иронией.
3. Памятник Ленскому забыт, Ольга вышла замуж
4. Прощание с Ольгой в семье.
5. Татьяна страдает от несправедливости судьбы к Ленскому и к ней, видит Онегина как главного виновника несправедливостей, нарушения порядка.
6. Татьяна посещает поместье Онегина и осуждает его как «пародию».
7. Ее мать и сосед решают повезти Татьяну в Москву, на «ярмарку невест».
8. Татьяна смущена. Прощается со свободой, прощается с природой.
9. Осень, «природа, как жертва, пышно убрана». Зимний пейзаж.
10. Отъезд, путешествие в Москву.
11. Встречи с престарелыми родственницами и их дочерьми.
12. Татьяна презирает «бессвязный, пошлый вздор» и «свет пустой»,  насмехается над публикой в свете.
13. Татьяна на балу в Собраньи. «Волнение света ненавидит», стремится «к бедным поселянам».
14. А важный генерал-то с нее глаз не сводит! Рассказчик от нашего имени ее поздравляет с победой.
15. Неожиданно персонаж как-бы-Пушкин снова проявляется и сообщает, что его главным героем является Онегин, его  младой приятель. Тем самым он отдает дань классицизму.


Начинается глава с весеннего пейзажа. Видимо, это не весна, которая следовала за убийством Ленского, а одна из следующих весен.

В первой строфе перечисляются типичные признаки весны. Во строфах со второй по пятую слышен голос персонажа как-бы-Пушкина о его переживаниях весной, о дачном сезоне с использованием его привычных ссылок на лицейских друзей и языческие аналогии.

В строке 6 происходит перелом тона. Слог становится возвышенным, литературным, образы подчеркнуто-идиллические.  Рассказчик говорит голосом Ленского. Описывается заброшенная могила 

На ветви сосны преклоненной,
Бывало, ранний ветерок
Над этой урною смиренной
Качал таинственный венок.

Но ныне… памятник унылый
Забыт. К нему привычный след
Заглох. Венка на ветви нет;


Дальше две строфы начинаются со слов «Мой бедный Ленский!»
10

Мой бедный Ленский! Изнывая,
Не долго плакала она.
Увы! Невеста молодая
Своей печали не верна.


11

Мой бедный Ленский! За могилой
В пределах вечности глухой
Смутился ли певец унылый
Измены вестью роковой,


Строфы 12 -13 говорят о прощании с Ольгой в семье Лариных. Строфа 13 при этом уже полностью сосредоточивается на внутреннем мире Татьяны. Описаны драматические переживания, страдания  Татьяны


Нигде, ни в чем ей нет отрады,
И облегченья не находит
Она подавленным слезам,
И сердце рвется пополам.

В 14 строфе уже идет цитирование рассуждений Татьяны от третьего лица:

Она его не будет видеть;
Она должна в нем ненавидеть
Убийцу брата своего;
Поэт погиб… Но уж его
Никто не помнит, уж другому
Его невеста отдалась.
Поэта память пронеслась
Как дым по небу голубому,
О нем два сердца, может быть,
Еще грустят… Но что грустить?

Мы понимаем, что девушка  в расстройстве чувств. У нее мысли перескакивают с предмета на предмет. Она думает об Онегине. Потом о Ленском. В словах «уж другому Его невеста отдалась» слышен упрек Ольге.  Она возмущена тем, что память о Ленском пронеслась как дым. Вопрос «Но что грустить?»  не значит, что тут не о чем грустить. Она как раз видит в этом трагедию. Скорее всего это означает, что Онегину надо отомстить. Как сказал Пушкин: «Мщенье -  бурная мечта ожесточенного страданья». Тут чувствуется татьянино «Ужо тебе».

Войдя во внутренний мир Татьяны, мы, не выходя из него,  видим в художественных образах ее воображения поход к Онегину в его дом. И этот поход заканчивается жестоким, мстительным снижением героя. Татьяне мало сказать, что Онегин — подражателен. Она обрушивает на него целый каскад обвинений под видом риторических вопросов:

Что ж он? Ужели подражанье
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полый лексикон?
Уж не пародия ли он?

Таким образом, Татьяна на время берет на себя роль не только повествователя, но и автора, который выдумывает героев и свои  приключения, а также осуждает героя, выносит ему приговор.

Я писала уже, что эта история о посещении дома Онегина неправдоподобна (http://proza.ru/2023/03/01/1973).  Татьяна здесь приобретает свойства супер-воман: она подговаривает старую ключницу пустить ее в дом, где Татьяна никогда не была, провести экскурсию для нее; она обладает способностью преодолевать большие расстояния на пересеченой местности в темноте, не боится собак. Кроме того, история имеет удивительное сходство с посещением Елизаветой имения Дарси в романе Остен «Гордость и предубеждение».

В мечтах Татьяны осуществился первый шаг ее мщения. Она отвечает Онегину на его пренебрежение: «Сам-то ты кто такой? Пародия.»

Интересно, что в эпизоде с походом в дом Онегина голос как-бы-Пушкина, рассказчика слышен по-прежнему. Например, в строфе 22 читаем

Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил


В целом этот эпизод написан не стилем Татьяны (мы знаем этот стиль по ее письму, например). Это - стиль основного рассказчика, как-бы-Пушкина, но он излагает мечты и взгляды  Татьяны — по тому же принципу, по которому написан сон Татьяны.

Поэтому строфа 22 продолжается:

Певца Гяура и Жуана
Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Это огульное осуждение «современного человека» принадлежит не самому рассказчику, это — точка зрения Татьяны. Она осуждает не только и не столько Онегина, сколько друзей Пушкина и его самого.

Мы знаем, что читал Онегин в деревне (глава4, строфа 48): "Читай: вот Прадт, вот W. Scott." Ни один из этих авторов не соответствует описанию в этой строфе. Но Татьяна-то этого не знала!

Татьяна видит в доме Онегина только то, чего она ожидала(хлыстик, кий, статуэтка Наполеона, портрет Байрона). Но она не видит действительных особенностей дома, как описывает этот дом Пушкин во второй главе (строфа 2),

Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых образцах.

Это подтверждает гипотезу, что визит в дом Онегина произошел в ее воображении.

Обозвав мысленно Онегина «пародией», какое еще мщение могла Татьяна придумать? Ну например, она могла себе представить, что она едет в Москву, там она очаровывает князя — генерала, который принят у царя. Татьяна становится светской львицей. Онегин в нее влюбляется, пишет ей письмо за письмом. Потом он в порыве страсти врывается в ее дом, стоит перед ней на коленях, а она отвечает ему отказом и устраивает ему разнос, дескать раньше надо было в нее влюбляться, а теперь уже поздно. И вообще, она выше этого светского общества.

Конечно, именно это и описано в оставшейся седьмой и в восьмой главе.

Что же из этого было «на самом деле», является частью сюжета с теми же героями? Чему надо верить? Начнем с того, что к тому времени, когда Татьяна приехала в Москву, все князья-генералы, участвовавшие в войне с Наполеоном, были уже разобраны. В списке полководцев войны с Наполеоном https://all-generals.ru/index.php?id=124
я нашла только двух князей: Багратион и Чернышев, который потом стал военным министром. Ни один из них не был женат на Пушкинской Татьяне или какой-нибудь провинциальной бедной дворянке.

Для аристократа, статус семьи был очень важен при выборе жены. Пушкинские читатели его времени тоже были знакомы с этим порядком.  Поэтому нельзя себе представить петербургского князя -генерала в Москве на ярмарке невест.

Были случаи мезальянса, когда важные люди женились даже на крепостных. Но это всегда происходило после того, как дворянин уже имел с женщиной  детей и хотел их узаконить.

Если замужество Татьяны на князе-генерале было ее фантазией, то фантазией оказывается и ее модный салон. А также влюбленность Онегина и его письма. А также и загадочная последняя сцена и слова, которые все так любят: «Я другому отдана, и буду век ему верна».

По-видимому, можно говорить, что в «Евгении Онегине» два конца, как в «Золушке», в «Красной шапочке» и как в Гоголевской «Шинели». Первый конец — трагический: полный крах, герой или умирает или претерпевает роковое несчастье. Второй конец — чудесный. Красную Шапочку вытаскивают здоровенькой из живота волка, Золушку находит принц, а Башмачкин после смерти срывает шинели с проходящих генералов. В «Онегине» первый конец описан в этой главе: Татьяна одна, Ленский убит и забыт, Онегин где-то скитается. Второй конец — фантастическое мщение Татьяны, которое она вообразила. «Онегин» предвосхищает  «Шинель» с идеей мистического возмездия непобедимым роковым силам. 

Посмотрим, как этот план разворачивается в этой главе.

В строфе 25 два соседа посещают мать Татьяны, советуют поехать в Москву на «ярманку невест». В строфах 27 — 30 Татьяна с «умилением»  прощается с природой, своей «свободой». Он говорит сама с собой:

Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует.

 Если бы Татьяна не нашла в Москве мужа довольно скоро, она бы вернулась в деревню. Но мы уже находимся в фантастическом мире, где Татьяна знала, что она обречена на «блистательную суету».

Путешествие в Москву и встреча с московскими родственниками полны реалистических деталей. Вполне возможно, что путешествие состоялось. Может быть, строка

Между двух теток, у колонны, не замечаема никем,

описывает реальное посещение Татьяной Собранья. Мы не знаем, произошло ли это событие в воображении Татьяны, или пушкинская героиня действительно ездила в Москву, на ярмарку невест.

Но дальше речь идет о Татьяне, которая гордо и принципиально ставит деревенскую идиллию и "бедных поселян"  выше светского общества (строфа 48):

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;


«Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет» - таков один из эпиграфов к этой главе.
Мы знаем, что занимало людей в окружении Татьяны (глава 2, строфа 11):

Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством;
Но разговор их милых жен
Гораздо меньше был умен.

Скорее всего, Татьяна считала (может быть, справедливо), что она была отвергнута Онегиным потому, что она не была светской дамой. Поэтому "виртуальная месть" требовала от нее вообразить себя победительницей светского общества, стать воплощением светскости и, в то же время, утверждать свое презрение к этому обществу.

Легенда о гордой мстительнице Татьяне начинает создаваться в этой главе, и получает полное развитие в следующей.

Для меня ключем к пониманию виртуальности конца романа послужило удивительное подобие деталей между визитом Татьяны в дом Онегина и визитом Елизаветы в дом Дарси ("Гордость и предубеждение"). Это подобие обычно ускользает от русско-язычных читателей, которые не так уж знакомы с романами Остен. Например, я ничего у Остен не читала, пока мне в русско-язычном интернете не подсказали, что тут есть подобие (спасибо Наталии Александровой, https://dzen.ru/a/YnMsn14UCh1dUsVL). Англо-язычные читатели не замечают, что перенесенный на русскую почву, этот визит становится абсурдным.


Рецензии