В весенний праздник о смерти с улыбкой

«Смерть — это великий Переход из этого в лучший из миров» - такое определение смерти принадлежит, конечно же, не мне. Оно так или иначе присутствует во всех мировых религиях и духовно-эзотерических учениях. Об этом старались помнить из века в век, но вот в наше время его смысл, похоже, ускользает, растворяется в повседневной (кем-то специально организованной или стихийной) суете, в уже хроническом массовом неврозе, порожденном ощущением постоянно ускользающего времени.

Стоит отметить, что особый драматизм восприятию краткости времени, а значит и самой жизни, придает внедренный в сознание современных людей и повсеместно (от массовой культуры до коммерчески ориентированной фарминдустрии и косметологии) практикуемый культ молодости.

Детство, зрелость, а тем более - страшно даже сказать в этом раскладе - старость, то есть ВСЁ время, не связанное с молодостью, словно выпадает, вычеркивается из жизни, сокращая её до молодежного «минимума», создавая гнетущее состояние гонки за «удовольствиями жизни» в режиме «пока не поздно». 

Можно лишь согласиться с мнением тех ученых, которые отмечают, что интуитивно, опасаясь, что за молодостью конец жизни, современная молодежь (только ли?), всё больше и больше начинает цепляться за детство, продлевая его себе самыми разными способами – от образа жизни до склонности жить в мире реальных или виртуальных игрушек. Появилось невиданное доселе явление, обозначенное понятием «кидалты». 

(Читаем в интернете: Кидалт (kidult: kid (ребенок) + adult (взрослый) — это взрослый человек, любящий мультфильмы, супергероев, коллекционные игрушки, которые могут напомнить ему о детстве. Часто он покупает одежду или аксессуары, дизайн которых ориентирован в первую очередь на молодую, даже детскую аудиторию. Это люди от 18 лет и старше: возрастного потолка для этой категории потребителей не существует). 

Устраняет ли всё это проблему реального, то есть физического конца жизни со всеми её этапами. Нет, конечно. И здесь мы логично должны вернуться к тому, что связано со смыслом понятия «великий Переход».

Что ж, попробуем раскрыть его, не уходя в глубины научных и религиозных учений, а исходя из реальных примеров.

Для начала определим саму суть того, ЧТО включает в себя понятие «великий Переход». А это «всего лишь» ОСОЗНАННЫЙ уход из ЭТОЙ жизни в ИНУЮ. Осознанность здесь никак не связана с процедурой, то есть, например, с осознанным самоубийством. Речь об ином, о СУЩНОСТНОМ качестве ухода из этой жизни с сохраненной ЯСНОСТЬЮ УМА, то есть с главным признаком ЗДОРОВОЙ И ЖИВОЙ ДУШИ, а, проще говоря, здоровой психики.

Ну вот, скажет кто-то, опять о душе, которую ни увидеть, ни тем более потрогать нельзя. Да, действительно это так. Но всегда, если ты сам не «живой труп», её можно ПОЧУВСТВОВАТЬ. Причем не только в себе, но и в другом человеке. В другом — это то самое неизъяснимое тепло, которое мы можем испытывать при соприкосновении душ в их невидимом и неведомом нам мире, который ЕСТЬ. Хотя чаще душа ощущается в себе самом, увы, через боль одиночества… Тема эта большая, оставим её на будущее.

А пока поговорим о наглядных примерах великих Переходов. Для тех, кто знаком с биографиями таких замечательных людей, как академик Иван Петрович Павлов и великий мистик Георгий Иванович Гурджиев, наверняка известно то, КАК они уходили из жизни. А происходило это с полным пониманием того, ЧТО происходит с ними в последние минуты жизни.

Известно, что после того, как Павлов практически за несколько дней до собственной кончины смог поставить себе диагноз точнее, чем приглашенные для его лечения выдающиеся врачи-коллеги, появилась знаменитая легенда (а возможно это и быль) о том, КАК умирал академик.   

Вот как представлена она в рассказе Василия Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»:
«А знаешь ты, что когда академик Павлов помирал, то он созвал студентов и стал им диктовать, как он помирает,
— Как это?
— Так. «Вот, — говорит, — сейчас у меня холодеют ноги — записывайте». Они записывали. Потом руки отнялись. Он говорит: «Руки отнялись».
— Они пишут?
— Пишут. Потом сердце стало останавливаться, он говорит: «Пишите». Они плакали и писали, — у Юрки у самого защипало глаза от слез. На старика рассказ тоже произвел сильное действие.
— Ну?..
— И помер. И до последней минуты все рассказывал, потому что это надо было для науки…»

Нечто подобное происходило в последние часы жизни и с Георгием Гурджиевым, уходившим в ясном уме, более того с иронией к самому себе и своим последователям, собравшимся у его постели для прощания с Учителем. Наверняка кому-то из читающих эти строки известны подобные примеры, связанные с их знакомыми людьми.

Для меня же знаковым и показательным стало переосмысление одного из ярких воспоминаний детства – сцены из старого (1958 года) американского фильма «Викинги». Речь об одной из заключительных сцен - неожиданной гибели «злодея» предводителя викингов Эйнара (в роли блистательного Кирка Дугласа).

Как известно викинги во время своих набегов наводили ужас на тех же англичан не только своей жестокостью, но и манерой умирать – сжав в руке меч и улыбаясь. Что стояло за этим? Ответ прост – радость от встречи с главным загробным божеством Одином и обретением своего места в Валгалле – раю достойно погибших воинов . Словно ещё будучи ЗДЕСЬ, они улыбались тому, что УЖЕ видели ТАМ.

Это художественный пример великого Перехода? Да, причем во всей его полноте. Почему?

Зажатый в руке меч и улыбка на устах умирающего викинга воплощают два важнейших условия – исполнение ДОЛГА (в данном случае воина) и ОСОЗНАННОСТЬ происходящего в виде полного контроля над своим психическим состоянием…

Удивительно как далека от этой сцены жизненная ситуация, связанная с возможно известной или не известной читателю простой верующей бабушкой (и не только), ПОНЯВШЕЙ однажды и ПРИНЯВШЕЙ волю Создателя, что пора предстать перед Ним. А значит надо очистить покаянием свою душу, искупаться, облачиться во всё чистое и смиренно с молитвой на устах (а возможно и с улыбкой) отойти в мир иной.

Внешне между двумя этими действиями лежит пропасть, а по сути явлено ОДНО И ТО ЖЕ – великий Переход.

И как это знание о Переходе может повлиять на нашу повседневную жизнь? Пусть каждый решит это для себя сам с учетом тех обстоятельств, что выпали на его долю.

При этом - да, стоит помнить, что, безусловно, на всё воля Божья. Что Его могуществу и милосердию нет границ, и никто не знает того, насколько и за что Он может быть милостив к любому из нас, в том числе к безбожникам и воинствующим атеистам. Но то, что от нас зависит стоит всё же исполнить – постараться сохранить свою душу здоровой и живой до последнего момента нашего земного жизненного пути…


Рецензии