Безмятежность экспрессиониста

 
       В августе 2021 года общественность отметила 150-летие классика русской литературы, одного из самых знаменитых, в своё время, русских писателей – Леонида Николаевича Андреева. (1871-1919). Жизнь Леонида Андреева неразрывно связана с тремя местами, которые нашли своё отражение в его творчестве – Орлом, где писатель родился и вырос, Москвой, где произошло становление писателя, и Чёрной речкой на берегу Финского залива. Но было и ещё одно кратковременное, но счастливое место – это подмосковное Бутово.
       Много раз я проезжала на автобусе из города Видное, от платформы Расторгуево до станции Бутово, всегда любовалась прекрасными пейзажами, прудами, подернутыми ряской, но не знала, что в этих местах творил писатель Андреев и даже сохранился, правда первый этаж, от дома, где он некоторое время проживал (сейчас общежитие). Леонид Николаевич с женой и сыновьями гулял по тропинкам, встречал и провожал на платформе многочисленных друзей и был свидетелем строительства здания станции Бутово, которое существует и сегодня. Так и появился на свет рассказ «На станции», первоначально назывался «Жандарм». Произведение было встречено с большим интересом, критики характеризовали его как общественную сатиру. В Орле, родном городе писателя, губернатор запретил читать его на студенческом вечере. Переименованный рассказ, в котором упоминается станция Бутово, вошёл в мировую литературу.   
           В начале ХХ века Бутово – близкий к городу дачный посёлок привлекал ищущих спокойного места отдыха жителей Москвы. Именно здесь весну и лето 1903 года выдающийся писатель Леонид Николаевич Андреев провёл на даче возле железнодорожной станции вместе с семьёй. Берёзовые рощи, пруды, тишина и безмятежность сельской местности пленили писателя. Дачи были разбросаны вдоль каскадных прудов в русле речки Гвоздянки. От самой платформы к дачам вели несколько берёзовых и липовых аллей.
         В 1902 году Леонид Андреев женится на Александре Велигорской – внучатой племяннице Тараса Шевченко. За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём: «Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел друга… Ужасно было моё одиночество…Уже близка была моя смерть – если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своём безысходном одиночестве…»
          Несомненно, лето 1903 года в Бутове было одним из лучших периодов жизни писателя. Здесь он впервые услышал слово «папа» от своего сына Вадима, здесь с ним рядом была любимая им Шурочка. Здесь им написан большой рассказ «Жизнь Василия Февейского». Он пишет В. Вересаеву «Держу себя дальше от работы, баловался стереоскопом. Великолепная штука! Такие снимки есть, восторг один». Бутовские фотографии Андреева стали его первым фотографическим опытом, и впоследствии знаменитый писатель станет ещё и знаменитым фотографом, который одним из первых в России делал фотографии в технике «автохром».
            В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил. В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена.  Даниил, после смерти матери, воспитывался в семье родной тёти по матери, жены московского врача Филиппа Александровича Доброва. Он считал эту семью своей родной и поэтому не оказался вместе семьёй родного отца в вынужденной эмиграции.
          Андреев уезжает на Капри, где живёт у Максима Горького (с декабря 1906 до весны 1907 года) – ближайшего друга, был многим ему обязан. Леонид Андреев начинает журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны подписывал псевдонимом James Lynch. В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, но молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.
 «Буревестник революции» познакомил начинающего писателя с литературной элитой Москвы и сделал его завсегдатаем собраний «Среды» – сообщества писателей-реалистов, в которое входили Н. Телешов, И. Бунин, Б. Зайцев, В. Вересаев и др. Долгое время Андреева именовали «тенью Горького», а поэт-символист и критик Зинаида Гиппиус вовсе обозвала писателя «подмаксимовиком». Но постепенно отношения с революционной братией начали портиться. Публикация рассказа «Тьма» (1907) стала одной из причин разрыва отношений с Горьким.
         Размежевание с бывшими собратьями из «Среды» поставило Андреева в странное положение – его произведения в равной степени отвергались и революционно настроенными реалистами, и «декадентами». Ни те, ни другие не признавали его до конца своим. Манера андреевского письма отталкивала крикливостью, зацикленностью на абстрактных идеях, словесными излишествами в описании ужасов и страданий. Наиболее близким к андреевским поискам в этот период оказался норвежский художник-экспрессионист Эдвард Мунк.
        В 1907 году Андреев возвращается в Бутово, где снимают дачу Добровы и с ними живёт сынок Даня. Но ни Москва, ни маленький Даня, ни прогулки по лесу, у пруда, не облегчали, а наоборот погружали Леонида Николаевича в горе, которое не затихало. 
        В 1908 году Леонид Николаевич женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в     собственный дом в Ваммельсу, который местные жители, финны, прозвали «Замком дьявола» (по-фински – «Пирулинна»). На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения. В годы Первой мировой войны стал ведущим сотрудником журнала «Отечество», публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). В 1914 году драма была экранизирована Акционерным обществом А. Ханжонкова.

         В 1916 году Леонид Андреев вновь приезжает в Бутово и теперь гуляет с уже подросшими сыновьями Даниилом и Вадимом, для которого эта встреча станет последней.
          После Февральской революции 1917 года Леонид Андреев входил в редакционный Совет реакционной газеты «Русская воля». Октябрьскую революцию не принял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции.
        12 сентября 1919 года в 18 часов Леонид Андреев скоропостижно скончался от паралича сердца в местечке Мустамяки, на даче у своего друга – врача и литератора Ф. Н. Фальковского. «Сильное, чуткое сердце, устав, разорвалось в куски», написал Саша Чёрный. Андреев был похоронен в Мариоках. В 1956 году его прах был перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище. С 1956 года его избранные произведения часто переиздавались в СССР. В 1991 году в Орле, на родине писателя, открылся Дом-музей Леонида Андреева. 
          Леонид Николаевич Андреев был фантастически талантливым человеком и этот свой редчайший талант передал по наследству своим детям.
          Вадим Леонидович, писатель, после скитаний по Европе, после активного участия в отрядах французского Сопротивления, работал в Советском представительстве в ООН. 
           Даниил впоследствии – писатель, поэт, автор трактата «Роза мира».
           Братья увидятся друг с другом только через 40 лет, летом 1957 года. Вот как рассказывает об этой встрече Вадим Андреев: «Я вошёл в избу. В комнате, уставленной фикусами, на кровати подпёртый подушками, под маленькой лампой-коптилкой лежал мой двойник. Действительно, наше сходство показалось мне абсолютным: те же седеющие волосы, тот же лоб, то же худое лицо, тот же большой андреевский нос и складки у углов рта… Мы долго говорили и тут произошло чудо этого неповторимого дня: очень скоро мы ощутили оба, что понимаем друг друга с полуслова, что начатая одним фраза заканчивается другим, как будто мы прожили всю жизнь вместе, что две судьбы, столь непохожие, в сущности – одна судьба одной русской семьи…».
       Мы с внуком идём по дорожкам, по тем тропинкам, где гулял Леонид Андреев с сыновьями и их матерью в Бутово от фотографии к фотографии, вдоль берега сегодня прекрасно оборудованного пруда, где по воспоминаниям Вадима Андреева «…мама под низко нависшими ивами, в черной холодной воде, завязав тёмные косы красным платком, плыла и, нарвав длинные скользкие стебли жёлтых кувшинок, возвращалась к уходящим в воду шатким купальным мосткам».
       Слушаем рассказ Антона Семёновича Никулина, краеведа, президента фонда «Родное наследие», основателя Музея Леонида Андреева в Бутове, в который родственники передали подлинники семейных фотографий. Предложено одну из улиц назвать именем Леонида Андреева. Всё было интересно!    
       После экскурсии – небольшой камерный концерт. Звучали отрывки из произведений Андреева, русские романсы. Звуки скрипки разносили мелодию по прекрасному парку. Ивы, склонив ветви, слушали. Слушали внимательно пришедшие на встречу с писателем любители литературы и русского слова.
       Девушка с мольбертом на берегу пруда писала картину, на которой под голубым небом уплывал куда-то вдаль парусник. Символично. Последнее, что видел Леонид Андреев в окуляры бинокля – туманный берег родной России.


Рецензии
Спасибо, Татьяна, интересно!
Перечитала с удовольствием, позавидовав Вашему внуку: с такой бабушкой не пропадёт!

Нана Белл   21.08.2023 20:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Нана. Интересное всегда рядом, только мы его не всегда замечаем!

Татьяна Александровна Бирюкова   26.06.2023 11:23   Заявить о нарушении