Блок. Искусство ноша на плечах... Прочтение

«Искусство — ноша на плечах…»





 
                Искусство – ноша на плечах,
                Зато как мы, поэты, ценим
                Жизнь в мимолетных мелочах!
                Как сладостно предаться лени,
                Почувствовать, как в жилах кровь
                Переливается певуче,
                Бросающую в жар любовь
                Поймать за тучкою летучей,
                И грезить, будто жизнь сама
                Встает во всем шампанском блеске
                В мурлыкающем нежно треске
                Мигающего cine;ma!
                А через год – в чужой стране:
                Усталость, город неизвестный,
                Толпа, – и вновь на полотне
                Черты француженки прелестной!..
                Июнь 1909
                Foligno







     – «В мурлыкающем нежно треске // Мигающего cine;ma!»  – в те времена  лентопротяжный механизм кинопроектора издавал  характерный треск. Блок любил бывать в “cine;ma”.

Из Примечаний к стихотворению «День проходил, как всегда: В сумасшествии тихом» в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     – «В кинематографе вечером ~ Ее до себя возвышая ...» – Кинематограф в это время занимал значительное место в жизни Блока. Зимой и весной 1914 г. поэт особенно часто (несколько раз в неделю) посещал.  …Ср. запись, сделанную Блоком 19 марта 1914 г. (то есть накануне непосредственной работы над стихотворением):
"И вечером после кинематографа у мамы (с тетей) усталый ... " (ЗК. С. 217).   
     Впечатления от кинематографа не случайно оказываются в ряду прозаических, будничных событий, "мимолетных мелочей"; Блок порой воспринимал его как способ освобождения от суетных дневных забот. Ср. высказывание, относящееся к 1908 г.: "Кинематограф забвение, искусство – напоминание" (ЗК. С. 104).
     »

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     – «А через год – в чужой стране: ~ Черты француженки прелестной! ..» – В городке Фолиньо Блок случайно увидел в кинематографе французский фильм, уже виденный им за год до того в Петербурге (примеч. В.Н. Орлова к наброску в ЗК26: [Записная книжка №26] ЗК. С. 548).
     »

     То есть “на полотне” – это полотно экрана.
     И напомню, что Блок очень не любил называть себя поэтом.
     Например, из дневников 18-ого года о весне 901-ого: «…кто-то нашептывает, что я вернусь некогда на то же поле другим – потухшим, измененным злыми законами времени, с песней наудачу (т. е. поэтом и человеком, а не провидцем и обладателем тайны).»
     Или:
Блок «Записная книжка сорок восьмая (Март — июль 1916):
     «
     С «литературой» связи я не имею и горжусь этим. То, что я сделал подлинного, сделано мною независимо, т. е. я зависел только от неслучайного
     »


Рецензии