Юрий Демич. Такая яркая короткая жизнь
Шел 1973 год, мы с женой уже успели побывать в БДТ и полюбить этот театр с его замечательной труппой, поэтому стремились попасть на все спектакли при первой возможности. Спектакль "Прошлым летом в Чулимске", с которого начался ленинградский этап творчества Демича, был поставлен Г. А. Тостоноговым в 1974 году по пьесе Вампилова. Пьеса о безнадеге и бессмысленности существования в обществе, являла собой набор трагедий, в конце превращающихся в настоящую драму. Пашка, которого сыграл Демич, это напористый, грубый, не знающий отказа парень, этакий властитель жизни. Неотесанный и грубый, он пытается добиться расположения Валентины. Спектакль, после которого становится тоскливо, однако, такова уж тематика пьесы. Игра в таком спектакле - непростая задача, с которой актер замечательно справился, заслужив одобрение режиссера.
Следующий спектакль "Три мешка сорной пшеницы", который не раз грозился закрыть глава Ленинграда Романов, вышел в том же 1974 году. И снова удача! Молодой актер играет инвалида - фронтовика Женьку Тулупова, фронтового председателя колхоза. Люди живут впроголодь, война заканчивается, победа близка и любой неучтенный мешок пшеницы расценивается как вредительство. Но председатель решает оставить три мешка колхозникам. Это спектакль - воспоминание, в котором Демич играет вместе с Олегом Борисовым. Оба актера играют на разрыв аорты, и Демич выглядит в этой роли достойно.
В 1976 году Демич играет Власа в классической постановке "Дачники" по пьесе М. Горького, а в 1977 одну из главных ролей в спектакле "Тихий Дон, который Г. А. Товстоногов приурочил к 60 - летию Великой Октябрьской социалистической революции. Cпектакль прошел на "ура" и достать на него билеты не было никакой возможности, впрочем, и на другие спектакли БДТ в те годы билеты приходилось доставать с огромным трудом. За роль Кошевого, проникновенно сыгранную молодым актером, Демич был удостоин Государственной премии СССР.
За сравнительно короткий период Юрий легко вписался в звездную труппу, но был нетерпелив, нервен и, по словам коллег, донимал режиссера открытыми требованиями. Однажды, в сердцах, по словам главлита Дины Морисовны Шварц, швырнул заявление об уходе, но после драматической сцены в кабинете Мастера /Товстоногова/, его забрал. Гога дрогнул и пообещал повышение зарплаты и звание.
В 1978-79 годах Демич играет в спектаклях "Пиквикский клуб, Жестокие игры, Энергичные люди, Мы нижеподписавшиеся". Играет блистательно, талантливо, пропуская каждый образ через себя. В спектакле "Мы, нижеподписавшиеся" главный герой Пашка Шиндин пронизан верой в то, что жить на Земле нужно именно так, а не по-другому. Когда Демич произносил слова о Родине, зал наполнялся овациями, так как зрители были восхищены чудесной игрой выдающегося актера. Талант, красота, мужское обаяние - все эти качества отмечают зрители и театральные критики. Если после первых постановок Демич был восходящей звездой, то теперь он уже один из самых популярных артистов БДТ в каждой роли.
Популярность артиста росла. Щедро одаренный природой, он привлекал поклонников с сомнительными предложениями расслабиться, выпить; что накладывалось на вспыльчивый, нервический характер Демича, из-за которого он часто попадал в сложные жизненные ситуации. Товстоногов сдержал обещание и в 1982 году Юрию Демичу было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. Он вполне вписался в свое время, когда режиссеры искали новую драматургию, cозвучную этому времени и нужны были новые актеры, обладающие талантом и соответствующей внешностью. Однако, будучи положительным героем в большинстве ролей, а его стали часто приглашать и кинорежиссеры, Юрий не мог обуздать свой характер и привычки в будничной жизни вне сцены. Вот что вспоминает режиссер Куйбышевского театра драмы Петр Монастырский: - Если раньше он был интересным, размышлял, обсуждал проблемы, то потом, когда мы с ним встретились уже в Питере, после того, как он стал заслуженным артистом и лауреатом, он был абсолютно другим - важным! ступал широко,на всю набойку каблука, с твердым коленом и пошли слухи в театральной среде,что он злоупотребляет спиртным.
В своей книге "На Фонтанке водку пил" народный артист РСФСР Владимир Рецептер вспоминает:" - Что касается Юры, то иногда казалось, что ему просто нравится роль бесшабашного гуляки или беспутного гения, навеянная образом любимого отца, отчасти, рассказами о Павле Луспекаеве, хотя все, кто знал самого Пашу, эту роль оставляли за ним одним и ни в какие сравнения не входили...
Оглядываясь на короткие и малознающие разговоры с Юрой, на его роли и романы, возникавшие на наших глазах, я думаю не о грехе пьянства и женолюбия, а о какой-то внутренней трагедии, которой он не мог поделиться ни с кем...".
C 1982 по 1988 годы на сцене БДТ Г.А. Товстоногов ставит спектакли : "Амадеус, Киноповесть с одним антрактом, Рядовые, На дне" с участием Демича. По признанию самого актера - Моцарт, одна из самых любимых его ролей. Это была его звездная роль и билеты на спектакль раскупались мгновенно. Демич играл Моцарта раскованно, свободно, без зажатости и даже выходяще за пределы порядочности и светского лоска. Его Моцарт остер на язык, не дипломат, не уживчив - это вполне в характере актера, трогателен, а в финале - драматичен. Моцарт гармоничен и гремит, а о Сальери забыли! Как же современно звучала эта пьеса!
Амадеус оставил двоякое впечатление. Критики ругали за исторические ошибки, за то, что Демич превратил Моцарта в хиппи. Поклонники артиста переживали за его смелые высказывания о власти, за пропаганду, а билеты раскупали. Демич на это отвечал - "Дальше Магадана не сошлют - а я там родился! "
Хотя Демич и встал вровень со звездами БДТ, однако, за ним закрепилась репутация ненадежного актера и это окончательно проявилось именно на спектакле Амадеус. Поводом стала скандальная история появления на сцене артиста в нетрезвом виде. Стржельчику показалось,что Демич находится под воздействием алкоголя и отвесил ему пощечину. Cпектакль был остановлен. Позднее выяснилось, что именно в этот день артист был совершенно трезв, а все его странные движения на сцене объяснялись плохим самочувствием. Оказывается Демич перенес три сотрясения мозга, причем последнее получил накануне в драке, когда вступился за девушку. Все эти травмы не могли пройти бесследно для здоровья, но никто из коллег об этом не знал.
Вспоминает завлит БДТ Дина Морисовна Шварц: -" Демич совершил проступок, вышел на сцену нетрезвый, но после не пришел на разбор, хотя театр был настроен его простить. Его сняли с ролей и он уехал. Уходили из театра многие. Уходили после удач. Думали возьмут везде. Демич говорил, что у него двенадцать предложений. Я ему сказала - выбери одно, но оно тебя вряд ли удовлетворит после работы в БДТ..."
Вспоминает Кирилл Лавров: -" В тот день он оказался не в форме, был не здоров через два дня после похорон Вадима Медведева. Скорая засвидетельствовала, что был трезв, однако, разразился скандал с соответствующей реакцией партнеров. Травли Демича не было, а экспертиза показала, что артист страдает повреждением головного мозга. У Стржельчика были основания для подозрений."
В 1988 году Демич переезжает в Москву, но за ним тянется шлейф с соответствующей репутацией и хотя его принимают во второй состав театра имени Ермоловой, где когда - то служил его отец, с работой в театре не заладилось. В мае 1989 года ушел из жизни Товстоногов и Юрий предпринял попытку вернуться в БДТ, хотя бы по договору на один спектакль в месяц, однако новый руководитель театра Кирилл Лавров ему отказал. Звук громкой оплеухи стоял в ушах Юрия Демича до последнего дня.
По словам жены артиста Татьяны Люкшиновой, в Москве Юрий испытывал профессиональное опустошение, искал себя, встречался со зрителями, отвечал на вопросы. Во время одной из поездок по стране в декабре 1990 года почувствовал себя плохо. Cкорая помощь приехала лишь через два часа и Демич скончался из-за сильного кровотечения вследствие разрыва вен пищевода. Ему было 42 года.
Кирилл Лавров:- Демич - неврастенический герой, который меня в беседах называл отцом. Играл замечательно и из молодых был самым выдающимся, мой преемник по амплуа - те же роли. Он был создан для романтических направлений и в cпектакле Амадеус слились его качества и материал роли. Как же он был хорош - юный вундеркинд виртуоз Моцарт!
Олег Борисов: - Cамое сильное впечатление от общения с Демичем - спектакль Три мешка сорной пшеницы. Это был оголенный нерв, надрыв и в моменты исступление доходило до такой точки, что хотелось крикнуть в зал - "Вы все поняли, что мы вам говорим? Вы понимаете,что мы вам кричим? Наши голоса, наши души? А его чудовищного большевика Кошевого! Никогда не забуду! Юрий не мог существовать без театра!
Юрий Демич родился в Магадане в 1948 году. Здесь его отец отбывал срок за рассказанный антисоветский анекдот. После освобождения отец не захотел возвращаться в Москву в театр Ермоловой, где продолжал работать человек, по доносу которого он был посажен. Семья поселилась в Куйбышеве, где Юрий поступил в студию при Куйбышевском театре драмы имени Горького, которую окончил в 1966 году. Еще во время учебы в студии был принят в труппу театра и одновременно учился в ГИТИСе /окончил в 1971 году/.
Заставил говоорить о себе сыграв Гамлета в 1973 году и был приглашен Г.А. Товстоноговым в БДТ, где служил пятнадцать лет и играл ведущие роли во многих спектаклях. В 1988 оставил БДТ и переехал в Москву. Ушел из жизни в 1990 году.
1978 год. Лауреат премии Ленинского комсомола
1982 год. Лауреат Государственной премии СССР
1982 год. Заслуженный артист РСФСР
Свидетельство о публикации №223031101559