Юрий Демич. Такая яркая короткая жизнь

                Юрий Демич...  Впервые я увидел его не в театре. Это был сборный концерт, так называемая  "солянка",  из свободных в тот вечер артистов Ленконцерта,  выступавших в ДК культуры обувщиков.   Иногда эту компанию разбавляли драматические артисты, не занятые в спектаклях cвоих театров,  которые разыгрывали короткие фрагменты из спектаклей и сценки из театральной жизни. Эту категорию артистов называли "концертанты".  В тот вечер  сцена была предоставлена молодежи из БДТ, среди которой выделялся Юра Демич.  Он несомненно был лидером с необычным темпераментом и играл эмоционально, полностью вживаясь в роль. 
               Шел 1973 год,  мы с женой уже успели побывать в БДТ и полюбить этот театр с его замечательной труппой, поэтому стремились попасть на все спектакли при первой возможности.  Спектакль  "Прошлым летом в Чулимске", с которого начался ленинградский этап творчества Демича, был поставлен Г. А. Тостоноговым в 1974 году по пьесе  Вампилова.  Пьеса о безнадеге и бессмысленности существования в обществе, являла собой набор трагедий, в конце превращающихся в настоящую драму. Пашка, которого сыграл Демич,  это напористый, грубый, не знающий отказа парень, этакий властитель жизни. Неотесанный и грубый, он пытается добиться расположения Валентины. Спектакль, после которого становится тоскливо, однако, такова уж тематика пьесы. Игра в таком спектакле - непростая задача, с которой актер замечательно справился, заслужив одобрение режиссера.
          Следующий спектакль  "Три мешка сорной пшеницы", который не раз грозился закрыть глава Ленинграда Романов, вышел в том же 1974 году.  И снова удача! Молодой актер играет инвалида - фронтовика Женьку Тулупова, фронтового председателя колхоза. Люди живут впроголодь, война заканчивается, победа близка и любой неучтенный мешок пшеницы расценивается  как вредительство. Но председатель решает оставить три мешка колхозникам. Это спектакль - воспоминание, в котором Демич играет вместе с Олегом Борисовым. Оба актера играют на разрыв аорты, и Демич выглядит в этой роли достойно.
         В 1976 году Демич играет Власа в классической постановке  "Дачники" по пьесе М. Горького,  а в 1977 одну из главных ролей в  спектакле "Тихий Дон, который  Г. А. Товстоногов приурочил к 60 - летию Великой Октябрьской социалистической революции. Cпектакль прошел на "ура" и достать на него билеты не было никакой возможности, впрочем, и на другие спектакли БДТ в те годы билеты приходилось доставать с огромным трудом.  За роль Кошевого,  проникновенно сыгранную молодым актером, Демич был удостоин Государственной премии СССР. 
          За сравнительно короткий период Юрий легко вписался в звездную труппу, но был нетерпелив, нервен и, по словам коллег, донимал режиссера открытыми требованиями. Однажды, в сердцах, по словам главлита Дины Морисовны Шварц, швырнул заявление об уходе, но после драматической сцены в кабинете Мастера /Товстоногова/,  его забрал.  Гога дрогнул и пообещал повышение зарплаты и звание.
        В 1978-79 годах Демич играет в спектаклях "Пиквикский клуб,  Жестокие игры,  Энергичные люди,  Мы нижеподписавшиеся".  Играет блистательно, талантливо, пропуская каждый образ через себя.  В спектакле  "Мы, нижеподписавшиеся"  главный герой Пашка Шиндин пронизан верой в то, что жить на Земле нужно именно так, а не по-другому. Когда Демич произносил слова о Родине, зал наполнялся овациями, так как зрители были восхищены чудесной игрой выдающегося актера. Талант, красота, мужское обаяние - все эти качества отмечают зрители и театральные критики. Если после первых постановок Демич был восходящей звездой, то теперь он уже один из самых популярных артистов БДТ в каждой роли.
          Популярность артиста росла.  Щедро одаренный природой, он привлекал поклонников с сомнительными предложениями расслабиться, выпить;  что накладывалось на вспыльчивый, нервический характер Демича, из-за которого он часто попадал в сложные жизненные ситуации.  Товстоногов сдержал обещание и в 1982 году Юрию Демичу было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.  Он вполне вписался в свое время, когда режиссеры искали новую драматургию, cозвучную этому времени и нужны были новые актеры, обладающие талантом и соответствующей внешностью. Однако, будучи положительным героем в большинстве ролей, а его стали часто приглашать и кинорежиссеры,  Юрий не мог обуздать свой характер и привычки в будничной жизни вне сцены.  Вот что вспоминает режиссер Куйбышевского театра драмы Петр Монастырский:  - Если раньше он был интересным,  размышлял, обсуждал проблемы,  то потом, когда мы с ним встретились уже в Питере,  после того, как он стал заслуженным артистом и лауреатом, он был абсолютно другим - важным! ступал широко,на всю набойку каблука, с твердым коленом и пошли слухи в театральной среде,что он злоупотребляет спиртным.
         В своей книге "На Фонтанке водку пил" народный артист РСФСР Владимир Рецептер вспоминает:" - Что касается Юры,  то иногда казалось, что ему просто нравится роль бесшабашного гуляки или беспутного гения, навеянная образом любимого отца, отчасти, рассказами о Павле Луспекаеве, хотя все, кто знал самого Пашу, эту роль оставляли за ним одним и ни в какие сравнения не входили...
         Оглядываясь на короткие и малознающие разговоры с Юрой,  на его роли и романы, возникавшие на наших глазах, я думаю не о грехе пьянства и женолюбия, а о какой-то внутренней трагедии,  которой он не мог поделиться ни с кем...".
         C 1982 по 1988 годы на сцене БДТ Г.А. Товстоногов ставит спектакли : "Амадеус,  Киноповесть с одним антрактом, Рядовые,  На дне" с участием Демича.  По признанию самого актера - Моцарт, одна из самых любимых его ролей. Это была его звездная роль и билеты на спектакль раскупались мгновенно.  Демич играл Моцарта раскованно, свободно,  без зажатости и даже выходяще за пределы порядочности и светского лоска.  Его Моцарт остер на язык, не дипломат, не уживчив - это вполне в характере актера, трогателен,  а в финале - драматичен.  Моцарт гармоничен и гремит,  а о Сальери забыли! Как же современно звучала эта пьеса!
         Амадеус оставил двоякое впечатление. Критики ругали за исторические ошибки, за то, что Демич превратил Моцарта в хиппи.  Поклонники артиста переживали за его смелые высказывания о власти, за пропаганду, а билеты раскупали.  Демич на это отвечал - "Дальше Магадана не сошлют - а я там родился! "
          Хотя Демич и встал вровень со звездами БДТ, однако,  за ним закрепилась репутация ненадежного актера и это окончательно проявилось именно на спектакле Амадеус.  Поводом стала скандальная история появления на сцене артиста в нетрезвом виде. Стржельчику показалось,что Демич находится под воздействием алкоголя и отвесил ему пощечину. Cпектакль был остановлен.  Позднее выяснилось,   что именно в этот день артист был совершенно трезв, а все его странные движения на сцене объяснялись плохим самочувствием. Оказывается Демич перенес три сотрясения мозга, причем последнее получил накануне в драке, когда вступился за девушку. Все эти травмы не могли пройти бесследно для здоровья, но никто из коллег об этом не знал. 
         Вспоминает завлит БДТ Дина Морисовна Шварц: -" Демич совершил проступок, вышел на сцену нетрезвый,  но после не пришел на разбор, хотя театр был настроен его простить. Его сняли с ролей и он уехал.  Уходили из театра многие. Уходили после удач.  Думали возьмут везде.  Демич говорил, что у него двенадцать предложений.  Я ему сказала - выбери одно, но оно тебя вряд ли удовлетворит после работы в БДТ..."
         Вспоминает Кирилл Лавров: -" В тот день он оказался не в форме, был не здоров через два дня после похорон Вадима Медведева. Скорая засвидетельствовала, что был трезв, однако, разразился скандал с соответствующей реакцией партнеров.  Травли Демича не было,  а экспертиза показала, что артист страдает повреждением головного мозга.  У Стржельчика были основания для подозрений."
          В 1988 году Демич переезжает в Москву, но за ним тянется шлейф с соответствующей репутацией и хотя его принимают во второй состав театра имени Ермоловой, где когда - то служил его отец,  с работой в театре не заладилось.  В мае 1989 года ушел из жизни Товстоногов и Юрий предпринял попытку вернуться в БДТ,  хотя бы по договору на один спектакль в месяц,  однако новый руководитель театра Кирилл Лавров ему отказал. Звук громкой оплеухи стоял в ушах Юрия Демича до последнего дня.
         По словам жены артиста Татьяны Люкшиновой,  в Москве Юрий испытывал профессиональное опустошение,  искал себя, встречался со зрителями, отвечал на вопросы.  Во время одной из поездок по стране в декабре 1990 года почувствовал себя плохо. Cкорая помощь приехала лишь через два часа и Демич скончался из-за сильного кровотечения вследствие разрыва вен пищевода.  Ему было 42 года.
          Кирилл Лавров:- Демич - неврастенический герой,  который меня в беседах называл отцом.  Играл замечательно и из молодых был самым выдающимся,  мой преемник по амплуа - те же роли.  Он был создан для романтических направлений и в cпектакле Амадеус  слились его качества и материал роли.  Как же он был хорош - юный вундеркинд виртуоз Моцарт!      
         Олег Борисов: - Cамое сильное впечатление от общения с Демичем - спектакль Три мешка сорной пшеницы. Это был оголенный нерв, надрыв и в моменты исступление доходило до такой точки, что хотелось крикнуть в зал - "Вы все поняли, что мы вам говорим? Вы понимаете,что мы вам кричим?  Наши голоса,  наши души? А  его чудовищного большевика Кошевого!   Никогда не забуду!  Юрий не мог существовать без театра!

             Юрий Демич родился в Магадане в 1948 году. Здесь его отец отбывал срок за рассказанный антисоветский анекдот. После освобождения отец не захотел возвращаться в Москву в театр Ермоловой, где продолжал работать человек, по доносу которого он был посажен.  Семья поселилась в Куйбышеве, где Юрий поступил в студию при Куйбышевском театре драмы имени Горького,  которую окончил в 1966 году.  Еще во время учебы в студии был принят в труппу театра и одновременно учился в ГИТИСе /окончил в 1971 году/.
         Заставил говоорить о себе сыграв Гамлета в 1973 году и был приглашен Г.А. Товстоноговым в БДТ, где служил пятнадцать лет и играл ведущие роли во многих спектаклях. В 1988 оставил БДТ и переехал в Москву.  Ушел из жизни в 1990 году.
      1978 год.  Лауреат премии Ленинского комсомола
      1982 год.  Лауреат Государственной премии СССР
      1982 год.  Заслуженный артист РСФСР    

               

         
         

         
         
            
          
      

               
 


         
            
         


Рецензии
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.