О справедливости правосудия

Сергей Фургал, выигравший губернаторские выборы в Хабаровском крае 2018 года, — человек с непростой биографией. В ней, помимо медицинского образования и работы врачом, «челночного» бизнеса, торговли лесоматериалами и резкого прорыва в политику, значится и обвинение в причастности к уголовному преступлению.

Сергей Иванович Фургал, русский по национальности, родился в селе Поярково Амурской области 12 января 1970 года в многодетной семье — у родителей он был 10-м ребенком. С ранних лет мальчика приучали к сельскому труду — на уборке картофеля Сережа впервые побывал в возрасте 6 лет. Отец придерживался идеалов коммунизма, мать была религиозным человеком, но оба воспитывали детей в любви к труду.

В детстве Фургал мечтал о профессии летчика, но в 12 лет подросток лишился пальца: вместе с друзьями решил пострелять из самодельных пистолетов. Эта затея закончилась серьезной травмой, закрывшей дорогу в летное училище.

Окончив школу в 16 лет, юноша задумался о получении юридического образования, но для этого необходимо было пройти армию и отслужить в МВД 3 года. Путь к мечте оказался, по мнению выпускника, слишком долгим. Тогда Сергей выбрал профессию медика. В Благовещенске Фургал окончил медицинский институт.

В 1992 году Фургал вернулся в родное село и устроился в местную районную больницу. Следующие 7 лет он работал там неврологом и терапевтом. Низкая зарплата врача подтолкнула Сергея Ивановича податься в бизнес. Он начал с челночной торговли китайскими товарами, потом занялся продажей лесоматериалов и черных металлов.

В 2000 году бизнесмен возглавил предприятие ООО «Миф-Хабаровск», названное в честь партнеров-создателей — Фургала и Николая Мистрюкова. Следующим коммерческим объектом Сергея Ивановича стала организация «Алькума», занимающаяся торговлей лесоматериалами.

Вступив в ряды ЛДПР, Сергей Иванович стал вкладывал деньги в развитие местного отделения партии.

В 2005 году политика избрали в Законодательную думу Хабаровского края, причем его имя возглавило список кандидатов партии ЛДПР. Мандат он в итоге получил, но депутатом работал не на постоянной основе. Через год Фургала назначили начальником филиала Государственной экспертизы проектов МЧС — структуры, которая ведает вопросами устранения потенциально опасных для населения или окружающей среды ситуаций.

В 2007-м Сергея Ивановича избрали в Государственную думу V созыва по спискам ЛДПР, где он занимался делами федерации и региональной политикой. За достижения в работе мужчину наградили почетной грамотой с формулировкой «За вклад в развитие парламентаризма в России».

Параллельно Фургал получал соответствующее профессиональное образование: он окончил Российскую академию государственной службы и получил степень магистра экономики. В 2011-м политик стал депутатом Госдумы VI созыва. Четыре года спустя в ведение ЛДПР передали Комитет по охране здоровья, и его возглавил именно Сергей Иванович.

В 2018 году в Хабаровском крае объявили об очередных губернаторских выборах. Пришлось провести два тура, поскольку в первом никто из кандидатов не набрал обязательных 50 +1 % голосов. В итоге в финале гонки осталось двое претендентов — Сергей Фургал от ЛДПР и Вячеслав Шпорт от «Единой России».

На этот раз жители региона выразили свои предпочтения более явно: единоросс набрал менее 20 % голосов. По словам председателя местного избиркома, выборы прошли честно и их итог можно было считать окончательным, единственной проблемой стал «беспрецедентный уровень информационного мусора».

По слухам, в 2018 году Фургал должен был стать «техническим» кандидатом: Шпорт был так уверен в победе, что почти не вел избирательную кампанию и предложил сопернику из ЛДПР пост первого заместителя.

Тот принял предложение, но с выборов не снялся, а их итоги, в особенности распределение голосов, удивили многих. Уже в 1-м туре Фургал обошел действующего губернатора, хотя и на доли процента, а во втором разрыв значительно увеличился. Сам избранный губернатор счел результаты закономерными.

После вступления в должность первым делом Фургал провел ревизию расходов аппарата губернатора. Он сократил штат заместителей, из 19 оставив всего 8, сократил сотрудникам зарплату, в том числе и себе. Выставил на торги дорогие автомобили из гаража правительства края и продал яхту «Виктория». Также Сергей Иванович запретил министрам пользоваться бизнес-классом во время командировочных вылетов. Губернатор начал полномасштабную борьбу с коррупцией, уволив ряд чиновников.

В 2019 году заговорили о том, что Сергей Фургал рассматривается в качестве преемника Владимира Путина. Деятельный губернатор, по мнению многих, начал готовиться к участию в выборах президента России 2024 года. Но в пресс-службе главы региона опровергли эту информацию, сообщив, что Сергей Иванович заинтересован прежде всего в наведении порядка в Хабаровском крае и в 2022 году собирается выдвигать свою кандидатуру повторно. Но не сложилось, Фургала арестовали, причем под видеокамеры, и арест могли увидеть все россияне. Это больше всего и возмутило хабаровчан, которые начали протестовать, выходя на митинги у Белого дома (так называют хабаровчане резиденцию правительства края).

Протесты продолжались не один месяц, митингующие требовали честного расследования и возврата Фургала, который получил свой пост в результате выборов. Тем временем врио губернатора края был назначен Михаил Дегтярев, что также вызвало недовольство жителей.

Сергея Ивановича отправили в СИЗО «Лефортово», где, по его словам, он подвергся колоссальному давлению, одним из факторов которого стала изоляция от информации и посещений. В интервью экс-губернатор заявил, что не совершал никаких преступлений и считает дело, заведенное против него, сфабрикованным.

Фургалу была предложена сделка, в результате которой он в обмен на признание вины освобождался бы от уголовного преследования ввиду истечения срока давности преступления (прошло 15 лет). Но Сергей Иванович счел это неприемлемым, потому что отрицал причастность к убийствам, в которых его обвиняли.
Недавно состоялся суд, проходивший не в Хабаровске, как требовали горожане, а в Подмосковье.  Экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала признали виновным в организации убийств в 2004–2005 годах и назначили ему 22 года лишения свободы. Адвокаты Фургала заявили журналистам, что планируют обжаловать решение суда: по их словам, в ходе процесса было допущено «значительное количество нарушений».
В чем обвинили бывшего губернатора? Как проходил суд? И что он сам говорит по поводу выдвинутых обвинений и вынесенного приговора?

Сергея Фургала задержали 9 июля 2020 года в Хабаровске у собственного дома. В тот же день тогда еще губернатора привезли в Москву для ареста. Около двух месяцев СК не выдвигал обвинения против Фургала, но 2 сентября 2020 года партнер экс-губернатора Николай Мистрюков внезапно дал признательные показания и заключил досудебное соглашение со следствием. В тот же день СК предъявил Фургалу обвинение в организации убийств.

По словам Мистрюкова, он и Фургал в 2004 году оплатили покушение на бизнесмена Александра Смольского, который был их конкурентом по металлосборочному бизнесу. В 2005 году они заказали убийство бизнесмена Евгения Зори, с которым у Мистрюкова и Фургала был коммерческий конфликт, а позже организовали устранение Олега Булатова, их же сотрудника, из-за подозрений в сотрудничестве с органами.
Сергей Фургал не признал вину. Вот что он говорил:
Я очень сильно мешал структурам пользоваться благами, которые принадлежали всем. А пришел новый губернатор и сказал, что теперь так больше не будет, будете платить налоги и всё остальное в бюджет.
В обвинения не поверили и простые жители края. Более 100 дней жители Хабаровска ежедневно выходили на акции протеста. Основным их требованием было вернуть Фургала в Хабаровск и проводить суд на Дальнем Востоке, а не в Москве.

Вот что написал после суда некто Мейстер в своем блоге в Интернете:
«Суд приговорил Сергея Фургала к 22 годам заключения. Сама биография этого человека – готовое обвинительное заключение. Всем очевидно, что нельзя было заниматься бизнесом, связанным с металлом в конце девяностых – начале нулевых и быть законопослушным членом общества. И тут кто-то может сказать, что время было такое: либо ты убиваешь, либо тебя. Мог же человек за столько лет измениться. Однако поведение Фургала во время процесса (отрицание вины, раздувание протестных настроений в Хабаровске, эмоциональное давление на присяжных и т.д.) говорит о том, что никакого раскаяния у этого человека нет и он до последнего момента верил в свой фарт и возможность уйти от наказания. Среди причин временной отмены губернаторских выборов в 2005 году были стремительная легализация криминала и его попытка срастись с региональной властью. Правоохранителям нужно было время, чтобы хотя бы с широкой сетью пройтись по стране и отловить самых откровенных душегубов. В тот момент Фургалу удалось избежать преследования со стороны закона, но вывод он из этого сделал явно неверные. В то же время, чем опасны такие фургалы, наглядно показывает пример сопредельной страны, где многие регионы уже к 2013 году превратились в удельные княжества, управляемые местными бандитами, которые строили свою власть на крови и популистских лозунгах. Чем заканчивается такой путь, если вовремя с него не свернуть, мы все можем наблюдать в прямом эфире».
Очень похоже на заказную заметку, согласитесь, особенно от человека, никогда не жившего в Хабаровском крае.

А теперь для сравнения хочу рассказать случай из советского прошлого, причем очень далекого.

11 января 62-го года в Екатерининской гавани, на пункте базирования подводных лодок Полярный, взорвалась советская дизель-электрическая субмарина Б-37. Сама она после этого затонула, а стоявшая рядом с ней подлодка С-350 получила сильнейшие повреждения, хоть и осталась на плаву. Во время катастрофы выжил только один человек с Б-37, ее командир – капитан 2-го ранга Анатолий Бегеба, которого всеми силами пытались засудить за данное дело.

Подводная лодка Б-37 проекта 641 была спущена на воду 5 ноября 58-го года, а после всех необходимых испытаний, 3 января 60-го года, вошла в состав Северного флота СССР. Ее пунктом базирования был назначен Полярный, что находится на Кольском полуострове. До трагедии лодка ни в каких особых мероприятиях не отметилась, только один раз приняла участие в учениях ВМФ в Атлантическом океане.

11 января 62-го года во время стоянки на базе на одной из самых новых и современных подлодок Советского Союза неожиданно взорвался весь боезапас из 11 (или 12) торпед, весь экипаж из 59 человек, находившийся в то время на борту, погиб. Командир Б-37 Анатолий Бегеба в момент взрыва был на пирсе и оказался единственным, кто выжил из экипажа субмарины. Вторая субмарина, задетая взрывом, потеряла 11 членов экипажа. Как говорят, взрыв был такой мощи, что вахтенный матрос с С-350 отлетел на середину гавани.

В первые дни власти выдвинули свыше 20 разных версий о причинах катастрофы с субмариной. Они были самыми разными, вплоть до того, что взрыв – диверсия противника. Но особо “прицепились” к другой – якобы во время погрузки торпед на подлодку один из боеприпасов был поврежден (поцарапан или даже помят). Потом этот боеприпас с помощью подручных средств подлатали, а начальству об инциденте ничего не сообщили.

Но у командира подлодки Бегебы, на которого и собирались повесить всю вину, была своя версия случившегося. По его словам, подчиненные сразу сообщили ему о том, что на лодку загружают какие-то странные торпеды, как будто бы порченные. Он пошел осматривать их и убедился в этом сам. Тогда Бегеба отправился к начальству, и ему сообщили, что на лодки второго эшелона, даже стоящие на боевом дежурстве, отправили что постарее, а вот более новые боеприпасы приказано было загрузить на другие субмарины. Как потом выяснится, эти самые “другие” субмарины отправятся осенью к берегам Кубы, поучаствуют в так называемом Карибском кризисе. Кроме того, Бегебе было приказано держать стеллажные торпеды с полным давлением в баллонах, то есть готовыми к бою, тогда как по инструкции положено держать их только с половинным давлением. Командир подлодки Б-37 сделать это отказался, однако его все же заставили. Впрочем, он взял письменный приказ, в вахтенном журнале командир бригады подводных лодок собственноручно написал: “иметь давление 200 атмосфер”, и поставил свою подпись.

Ну а дальше, поскольку торпеды были старые, такого давления длительное время они не выдержали, и на одной из них выбило дно – так и произошла детонация. Для подлодки Б-37 и почти всего экипажа это был конец истории, а вот для командира Анатолия Бегебы все только начиналось. Практически никто не сомневался, что из него сделают козла отпущения. Однако несколько человек из состава военного трибунала совершили настоящий подвиг, пойдя против мнения власти. На обвинении Бегебы настаивали сам министр обороны, практически весь начальствующий состав ЦК КПСС, командующий Северным флотом и другие. Но несколько капитанов, несколько народных заседателей, и полковник юстиции Титов, которые и входили в состав трибунала, вопреки всему “взбунтовались” и вынесли оправдательный приговор. Власть разными способами еще несколько раз предпринимала попытки обвинить Бегебу, но сделать этого уже не получилось. На этом фоне все дело было быстро засекречено, а реальные виновные так никогда наказания и не понесли. Вот так поступили настоящие офицеры в советское время, не позволив совершиться неправосудию. 

Я сам служил на подводной лодке в начале 70-х годов в должности начальника медицинской службы. И во время моей службы на базе 19-й бригады подводных лодок в бухте Малый Улисс во Владивостоке произошел взрыв учебной торпеды прямо на пирсе во время погрузки торпед. Взорвался не боезапас, которого не было, а кислородный баллон в торпеде под давлением в 200 атмосфер. Следствие установило, что кислород травил из торпеды, это увидели, и торпеду отставили в сторону, чтобы потом отправить на склад. Кислород, как известно, маслоопасен. Какой-то матрос с лодки, проходя мимо, погладил поверхность торпеды. А у всех матросов, плавающих на дизель-электрических подводных лодках, руки покрыты тонким слоем масла, так как все берутся руками за кремальеры при открывании межотсечных дверей, и дизелисты, и торпедисты, и  офицеры.  Это и стало причиной взрыва кислородного баллона под огромным давлением. Погибло несколько матросов, командир БЧ-3, проводивший загрузку торпед. Через 15 минут в Малый Улисс приехал командующий Тихоокеанским флотом, это ведь тоже ЧП. Но кто пошел под суд, я не знаю, это прошло мимо меня.


Рецензии
Торпеды и "морское разгильдяйство", которым так кичатся курсанты военно-морских училищ - именно это является большинством катастроф на море.
Кстати, "Курск" тому подтверждение. Потёкшая торпеда и целая цепь нарушений, от незафиксированной задней крышки торпедного аппарата(не знаю, как она правильно называется), до приваренного в заводских условиях аварийного буя(это так формально тренировки проводились и учения).
А виновных в трагедии там полно, от командира АПРК до руководства флота. Материалы читать невозможно было - как могли такое допускать!
Это к слову о справедливости правосудия. Может там кого-то наказали? Ага. Щас!
Зато Виктора Абакумова - три года пыток и расстрел непризнавшего вину.
Вся жизнь из таких примеров и состоит.
В детстве мечтал стать подводником. Некому было рассказать, какой там бардак.
Ещё о справедливости, коль о подводниках речь.
Александр Маринеско! Не говоря о командовании, скажем о "справедливом" правосудии, которое отправило героя на нары.
вывод - бардак не только на море, но и в головах правосудия.
С уважением.
Зелёная.

Александр Сотников 2   11.03.2023 23:37     Заявить о нарушении