История понятия реализм в литературе
Я здесь объединяю несколько источников, стараясь, по возможности, разобраться в противоречиях.
• 1840 — 1850 Франция. Самоназвание группы писателей. Значение: «искренность» и «наивность». Отношение: положительное
• 1850-е Франция. Общее словоупотребление. Значение: непристойное, безобразное. Отношение: негативное.
• 1860-е Россия, Д.И.Писарев Значение: «реалистами» назвал людей практической складки типа тургеневского Базарова, далеких от всякого искусства. Отношение: позитивное.
• 1868, Россия, Достоевский. Значение: изображение правдоподобного, обыденного. Отношение: негативное. «Мой идеализм реальнее ихнего реализма».
• Конец 19 века Франция. Модернисты. Значение: соотносимое с реальностью, приземленное. Отношение: негативное.
• 1921. Россия, конструктивист Якобсон. Указывает несколько значений термина, в том числе : «воспринимается как правдоподобное». Отношение: скептическое. Ставит под вопрос научную верификацию.
• 1930 Венгрия. Марксист Г. Лукач. Значение: «соотносимое с реальностью. Отношение: должно быть нормой.
• 1930е. Венгрия (Лукач), СССР. Все канонизированные произведения прозы 19 века названы «реализмом». Отношение: должно быть нормой.
• 1932 СССР. КПСС. Значение: Правдивое, объективное искусство, служащее интересам пролетариата. Отношение: единственно правильное искусство.
• 1968 — семидесятые (За рубежом) Барт и другие семиотики. Значение: иллюзия реальности, текст указывает не на реальность, но на знаки реальности. Отношение: скептическое.
• Семидесятые годы (Англия, Германия) Гудман, Шмидт. Значение: нормативный способ коммуникации, меняется со временем. Связывают понятие реализма не с реальностью, а с официальными требованиями к искусству. Отношение: скептическое.
• 1997. Россия. Руднев. Значение: «направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность.» Отношение: «термин тоталитарного мышления», «нелепый термин». Другое значение: «доступен для восприятия среднего носителя языка, отсутствие "изысков"» Отношение: «В этом смысле никоим образом нельзя назвать реалистами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и Чехова, которые не подчинялись средней языковой норме, а, скорее, формировали новую.»
• 2007. Россия. Полубояринова. Значение: сообщение о том, что считается «реальностью». Зависит от власти и рыночных механизмов. Отношение: скептическое.
Выводы.
В массовой культуре России под реализмом в литературе понимается «правдивое, объективное отображение реальности». Реализм до сих пор обычно считается единственно-правильным направлением в литературе начиная с 19го века. Но такое значение всегда было связано с идеологической властью в СССР. Оно не существовало до 1930годов. Идея «правдивого отражения реальности» критиковалась как ненаучная до 30годов в России, и во время СССР за границей. А с 1997 это понятие открыто критикуется в российском литературоведении, связывается с тоталитаризмом.
____________________________
Литература.
Руднев В. П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. — М.: Аграф, 1997
https://www.booksite.ru/fulltext/
slo/var/cul/tur/rud/nev/rudnev_v/89.htm
Понятие реализма в истории литературы. Полубояринова Л.Н. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007.
https://profilbaru.com/ru/:
Реализм(искусство)
Свидетельство о публикации №223031301608
Как мне представляется, читатель, заинтересованный исключительно в читаемом тексте, придерживается дефляционного подхода: если роман x именуется некоторой инстанцией, критиком или аннотацией "реалистическим", то это per se ничего ему не сообщает (то же с "постмодернистским" и т.п.). Назовем такого читателя (методологическим) индивидуалистом: его интересует исключительно текст, который перед ним. Он способен (и желает) рассматривать текст, исходя из внутреннего содержания. Исключительно последовательный читатель-индивидуалист способен прочесть текст, не отвлекшись на биографию автора, мнение других, в т.ч. профессиональных, читателей и мн. др. Для такого читателя, строго говоря, не имеют значения контекстуальность и интертекст. Когда он отстраняется от текста, но сохраняет эстетическую привязанность, его читательский интерес, с условной вероятностью, эволюционирует в сторону анализа текстуальных составных элементов.
Однако, существуют еще и читатели с интересом другого уровня. Можно назвать их интерес мета-уровневым или паразитическим. Для такого читателя представляет интерес не только текст или его конституенты, но некий воображенный холизм: положение текста в когерентной общности. Этого читателя обозначим как коллективиста. Читатель-коллективист заинтересован не в романе x, он заинтересован именно в романе"реалистическом". Он не аналитик текста в единственном числе, но аранжировщик, выстраивающий иерархию; потребитель существующих для него иерархий. Когда девиантные случаи в его иерархиях накапливаются, для них "выделяется" место — новая общность.
Моя интуиция такова, что в читательском мире вообще преобладают читатели, склонные к такому подходу. В наиболее примитивной форме это можно увидеть на примере тематических запросов в поисковых системах: "стихи о любви" или "книги для детей". Это запрашивают читатели, для удовлетворения потребности которых искомому тексту достаточно быть в общности, объединенной всего-то по одному свойству или тематическому параметру. Где-то на пересечении нескольких таких параметров, под воздействием педагогики (paideia от эллинского полиса до тоталитарных режимов), распространенной моды, авторитетов (вы перечислили диахроническую галерею таких авторитетов) и образуются такие узелковые явления, как концепт "реализма".
В философии истории излюбленная операция читателей-коллективистов именуется созданием коллигативных концептов (colligatory concepts): в сущности, "реализм" это концепт того же ряда, что и "феодализм" или "Великая Французская революция".
In sum, есть читательский подход, подразумевающий чтение отдельного текста и подход, подразумевающий чтение члена когерентной общности.
P.S. Предыдущий комментатор продемонстрировал образец такого подхода и внутри самого мета-уровня: можно составить из текстов, репрезентирующих "реализм" еще одну общность — "золотой фонд". И будет читатель, заинтересованный в чтении не Пушкина, а "золотого" текста; "золотой" и "реалистический" здесь обладают одной природой (в смысле языкового использования). В этом он типичен: ср. такие ориентиры читателей-коллективистов, как подборка Норвежского книжного клуба или школьную программу любого десятилетия за последние сто лет.
Эдвард Лабынцев 18.03.2023 00:16 Заявить о нарушении
Хорошему читетелю не важно, к какому изму относится текст. Да.
Зачем же я все это пишу о реализме? Меня интересует анализ художественных текстов. Хобби у меня такое. Мне охота понять, что имел в виду классик. Меня читают люди, которые изучали литературу в высшей школе. Ои знают, как нужно Пушкина понимать: он реалист, начиная с 1823 года. И они меня очень ругают, что я понимаю Пушкина неправильно. Мой ответ им всем: реализма нет, не было, и быть не может, потому что само понятие бессмысленно.
Марина Сапир 18.03.2023 00:29 Заявить о нарушении
Марина Сапир 18.03.2023 00:36 Заявить о нарушении
- дефляционный подход;
- per se;
- in sum;
- интертекст;
- мета-уровень, мета-уровневый интерес;
- конституенты;
- холизм;
- когерентная общность;
- девиантные случаи;
- paideia;
- диахроническая галерея;
- концепт реализма;
- коллигативные концепты (colligatory concepts);
- репрезентирующий реализм;
Алексей Аксельрод 18.03.2023 10:11 Заявить о нарушении